Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:13, реферат
Базовая, типичная черта любого Просвещения, без которой оно просто немыслимо, - гуманизм. Но в России он представлял собой, к сожалению, не объединяющую общество тенденцию, а поле борьбы, поскольку отношение к освобождению крестьян - а именно здесь основной пафос российского гуманизма - оказалось диаметрально противоположным у разных философских течений. Внимание к проблеме человека, его освобождения неизбежно порождает антропологизм, который делает единичного человека точкой отсчета философских систем.
Базовая,
типичная черта любого Просвещения,
без которой оно просто немыслимо,
- гуманизм. Но в России он представлял
собой, к сожалению, не объединяющую
общество тенденцию, а поле борьбы,
поскольку отношение к
Развитие на Западе естественно-научных теорий вызвало в России пристальное внимание к сенсуализму(направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания) и натурализму( философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего) вообще. Почти все российские просветители, в том числе и религиозные, отдали дань этим направлениям, особенно если учесть, что в России XVIII в. естественно-научные изыскания достигли впечатляющих результатов - речь, прежде всего, идет о М. В. Ломоносове. Такое внимание определялось стремлением понять естественные корни духовности человека, найти синтез естественно-научных и гуманитарных знаний. Оно же порождало крайности в виде утилитаризма и прагматизма. В частности, в этом духе с позиций теории «разумного эгоизма» трактовались благородные, хотя и идеалистические западные теории «естественного права» и «общественного договора». Алгоритм естественно-научного обоснования гуманитарной проблематики оказался в России очень живучим. Это заметно и в философии XVIII в., но особенно ярко проявилось в философском антропологизме Н. Г. Чернышевского.
Еще
одной особенностью Просвещения XVIII
в. в России является сильное религиозное
направление внутри него. Российское
самодержавие, претендующее на то, чтобы
насаждать Просвещение «сверху»
Завершая
краткую характеристику Просвещения
в России, необходимо со всей определенностью
подчеркнуть: просветительская направленность
есть обязательная составляющая и объединяющая
черта всех направлений философствования
XVIII в. в России, включая религиозные.
Другими специфическими чертами
этого периода, на наш взгляд, были
антропологизм и стремление подвести
естественно-научное