Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 20:35, лекция
Материалистическое понимание истории было открыто и разработано Марксом и Энгельсом прежде всего на основе теоретического обобщения всего опыта революционной борьбы пролетариата передовых капиталистических стран. Революционная практика рабочего класса являлась и является глубочайшей основой марксистско-ленинской теории вообще, материалистического понимания истории в частности. Рабочий класс, не заинтересованный в сохранении капиталистических отношений, не страдает характерными для буржуазного кругозора ограниченностью и субъективизмом. Его коренные интересы требуют до конца последовательного, объективно верного понимания закономерностей общественного развития, всех противоречий капитализма в особенности.
Формирование взглядов Маркса
и Энгельса по вопросам материалистического
понимания истории. Материалистическое
понимание истории было открыто и разработано
Марксом и Энгельсом прежде всего на основе
теоретического обобщения всего опыта
революционной борьбы пролетариата передовых
капиталистических стран. Революционная
практика рабочего класса являлась и является
глубочайшей основой марксистско-ленинской
теории вообще, материалистического понимания
истории в частности. Рабочий класс, не
заинтересованный в сохранении капиталистических
отношений, не страдает характерными для
буржуазного кругозора ограниченностью
и субъективизмом. Его коренные интересы
требуют до конца последовательного, объективно
верного понимания закономерностей общественного
развития, всех противоречий капитализма
в особенности. Впервые в истории человеческой
мысли лишь Марксу и Энгельсу удалось,
на основе теоретического обобщения всей
истории человечества и опыта революционного
движения пролетариата, критически преодолеть
ограниченность всей буржуазной теоретической
мысли и создать подлинно научную теорию
общественного развития. Созданное Марксом
и Энгельсом материалистическое понимание
истории, научно объясняющее закономерный
ход развития всей человеческой истории,
в свою очередь выступает (как и вся марксистско-ленинская
теория в целом) в качестве величайшей
революционной силы, Методология|методологии
революционного действия, указывающей
и освещающей рабочему классу пути его
борьбы, вносящей сознательность в стихийное
рабочее движение. Как известно, Энгельс
указывал, что благодаря двум великим
открытиям — материалистическому пониманию
истории и теории прибавочной стоимости
— социализм становится наукой. Являясь
идеологией рабочего класса, материалистическое
понимание истории принципиально отличается
от всех буржуазных социологических учений.
Но в нем, как во всем марксизме в целом,
«нет ничего похожего на „сектантство"
в смысле какого-то замкнутого, закостенелого
учения, возникшего встороне от столбовой
дороги развития мировой цивилизации»
(Ленин, Соч., том XVI, стр. 349). Марксизм
явился законным преемником всех положительных
достижений человеческой мысли. С точки
зрения идейной преемственности он вырос
на основе критического преодоления и
переработки немецкой классической философии,
английской классической экономии и
французского утопического социализма.
Как составная часть марксизма исторический
материализм тем самым означал критическое
усвоение всех положительных достижений
бурж. науки и в первую очередь всего научного
содержания трех основных источников
марксизма. — Формирование исторического
материализма у Маркса и Энгельса шло
в тесной и неразрывной связи с развитием
всей марксистской теории в целом; при
этом взгляды эти развивались и оформлялись
не как результат чисто логического процесса
мысли, как это изображали меньшевиствующие
идеалисты, а на основе революционной
деятельности Маркса и Энгельса, перехода
их с революционно-демократических позиций
на точку зрения рабочего класса, на основе
теоретического осмысливания ими всей
истории человечества, всего опыта революционного
движения рабочего класса в целях практического
руководства борьбой последнего против
капитализма. В ранний период своего развития
Маркс и Энгельс выступали в качестве
революционных демократов, резко критикующих
существующие феодальные и буржуазные
порядки и защищающих интересы широких
слоев трудящихся масс города и деревни.
Вопросы политики, права и религии были
в центре внимания Маркса и Энгельса. Философское
обоснование своих политических взглядов
Маркс и Энгельс в этот период пытаются
найти в революционной стороне учения
Гегеля. Выступая с самого начала против
старогегельянства и сходясь с младогегельянцами
в стремлении «делать из философии Гегеля
атеистические и революционные выводы»
(Ленин), Маркс и Энгельс .однако, вопреки
утверждению Плеханова, расходились с
младогегельянцами по целому ряду существенных
вопросов, пошли от Гегеля своим самостоятельным
путем, принципиально отличным от пути
младогегельянцев. Будучи редактором
«Рейнской газеты», близко столкнувшись
с злободневными вопросами борьбы различных
классов на практике, Маркс шаг за шагом
убеждается в непригодности гегелевской
философии и философии истории для теоретического
обоснования борьбы за реальные интересы
широких масс народа. Так напр., в статьях,
посвященных разбору прений о свободе
печати, закону о краже дров и т. д., Маркс
отмечает, что различные сословия и классы
хотят превратить государство в аппарат
защиты их экономических интересов, хотят,
чтобы «все органы государства становились
ушами, глазами, руками, ногами, посредством
которых интерес лесовладельца слышит,
подстерегает, оценивает, охраняет, хватает,
бегает» (Маркс и Энгельс, Соч., т. I, стр.
242). Таким обра Зом|зом хотя и в этот период
Маркс стоит еще на той идеалистически-гегелевской
точке зрения, что государство выражает
всеобщую свободу народного духа, однако
реальная практика классовой борьбы, практическое
участие Маркса в непосредственной политической
борьбе побуждают Маркса (в отличие от
младогегельянцев) все больше и больше
спускаться с абстрактных вершин гегелевской
философии на реальную почву экономических
отношений и постепенно нащупывать земное
происхождение государственных и правовых
форм. Точно так же наряду с вопросами
политики и права в другом чрезвычайно
актуальном вопросе той эпохи — в вопросе
о религии — Маркс, в отличие от младогегельянцев,
критикует религию не абстрактно-теоретически;
Маркс указывает, что «борьба против религии
есть косвенно борьба против того мира,духовным
ароматом которого является религия»
(Маркс и Энгельс, Соч., т. I, стр. 399), и что
с уничтожением той извращенной реальности,
теорией которой она является, она гибнет
сама собой. Таким образом хотя Маркс и
продолжает еще стоять на идеалистических
позициях как в философии, так и в философии
истории, однако в период «Рейнской гаэеты»
(1842- — 43) продолжается его постепенный
отход от Гегеля, постепенное нащупывание
путей, ведущих от гегелевского абстрактного
самосознания к реальным общественным
отношениям, к экономической структуре
общества как основе всех общественных
отношений. Решительный шаг в этом направлении
основоположники марксизма делают в «Немецко-французских
ежегодниках» и особенно в «Святом семействе».
С политической точки зрения этот период
развития Маркса и Энгельса знаменуется
их переходом с точки зрения революционной
демократии на позиции пролетариата. Впервые
печатно Маркс становится на позиции пролетариата
в статье «К критике гегелевской философии
права» (написана в конце 1843, напечатана
в начале 1844). С философской же точки зрения
этот период характеризуется переходом
Маркса и Энгельса с позиций гегелевского
идеализма на позиции материалистической
философии. Переход этот был совершен
под решающим влиянием Людвига Фейербаха.
Фейербах первый порвал с идеализмом Гегеля
и младогегельянцами. Ни Маркс ни Энгельс
никогда не отрицали огромного освободительного
революционного значения материализма
Фейербаха, поднявшего Знамя|знамя восстания
против за-силия и господства спекулятивной
философии Гегеля в Германии 30 — 40-х гг.
19 в. Однако, вопреки утверждениям Плеханова
и менее повиствующих идеалистов, Маркс
и Энгельс никогда не были последовательными
фейербахианцами. Находясь под известным
влиянием материализма Фейербаха, они
в то же время критически относились к
его ограниченности и недостаткам, к культу
абстрактного человека и созерцательному
характеру его материализма». Если в период
«Рейнской газеты» основоположники марксизма
уже нащупывали пути перехода от абстрактных
вершин гегелевской теории идеально-разумного
государственного права к материалистическому
пониманию истории, то в последующий период,
став на позиции пролетариата и вооруженные
материалистической философией, Маркс
и Энгельс резко порывают с гегелевской
социальной философией и становятся на
путь выработки материалистического понимания
истории. В ряде работ Маркс и Энгельс
подвергают страстной и бичующей критике
гегелевскую философию государства и
права, считая ее идеальным продолжением
немецкой истории. Маркс подчеркивает
значение революционной практики для
преобразования действительности. Утверждая,
что пролетариат в философии должен найти
«свое духовное оружие» в борьбе против
существующего строя, Маркс в то же время
подчеркивает, что последний можно сокрушить
лишь в процессе революционной практики:
«Оружие критики не может, конечно, заменить
критики оружия, материальная сила должна
быть опрокинута материальной же силой;
но и теория становится материальной силой,
как только она овладевает массами» (Маркс
и Энгельс, Сочинения, т. I, стр. 406). В «К
критике гегелевской философии права»
Маркс ликвидирует и преодолевает свойственный
всему буржуазному мировоззрению отрыв
теории от практики. В экономическо-философских
рукописях Маркса, относящихся к рассматриваемому
нами периоду (периоду «Ежегодников»),
Маркс рассматривает современное ему
государство не как выражение разума и
свободы, а как результат определенных
общественно-экономических отношений,
возникших в результате французской революции
18 в. Вместе с тем в своих экономических
рукописях Маркс вскрывает непримиримость
противоречий между трудом и капиталом,
подвергает критике буржуазную политическую
экономию как апологию капиталистических
отношений. Таким образом Маркс постепенно
приходит к установлению того, что процесс
производства есть основа всех социальных
отношений. В этом смысле Маркс и указывает,
что «в отношение рабочего к производству
включено все человеческое рабство и что
все отношения порабощения являются лишь
модификациями и последствиями этого
отношения». Таким образом в процессе
критики буржуазной политической экономии
с позиций пролетариата у Маркса уже начинает
вырабатываться подход к основной идее
исторического материализма — идее производственных
отношений. Еще более отчетливую и последовательную
разработку находит эта основная идея
в «Святом семействе». Здесь Марке и Энгельс
дают развернутую критику идеалистическим
общественно-историческим теориям, считающим
основной причиной общественного развития
идею, будь то идеи обыкновенных людей
(как у французских материалистов) или
же идея в своей отчужденной и мистифицированной
форме, как у Гегеля. В противовес этим
идеалистическим общественным учениям
Маркс и Энгельс исходят из «человеческой
деятельности», из практического отношения
человека к природе, из материального
производства как глубочайшей основы
всех социальных явлений. «Критическая
критика думает, — указывают Маркс и
Энгельс, — что она дошла до начала познания
исторической действительности, исключив
и з исторического движения теоретическое
и практическое отношение человека к природе,
естествознание и индустрию. Она думает,
что действительно познала какой бы то
ни было исторический период, не познав,
например, индустрии этого периода, непосредственного
способа производства самой жизни» (Маркс
и Энгельс, Соч., том III, стр. 180). В своем
конспекте «Святого семейства» Ленин
записал следующие слова Маркса: «Предмет,
как бытие для человека, как предметное
бытие человека, есть в то же время наличное
бытие человека для другого человека,
его человеческое отношение к другому
человеку, общественное поведение человека
по отношению к человеку». Ленин делает
к этим положениям Маркса следующее замечание:
«Это место характерно в высшей степени,
ибо показывает, как Маркс подходит к основной
идее всей своей „системы", да будет
позволено сказать, — именно к идее общественных
отношений производства» (Ленин, Философские
тетради, стр. 34). Таким образом в «Святом
семействе» основоположники марксизма,
отбросив решительно всякие идеалистические
общественно-исторические концепции,
становятся на точку зрения материальных
интересов, материального производства
как реальной основы всех общественных
процессов и явлений. Исходя отсюда, им
удается в «Святом семействе» уже дать
общую формулировку ряда основных категорий
исторического материализма. Они связывают
государственные и правовые формы с определенными
экономическими интересами и классами,
выясняют роль и значение классов в развитии
общества, определяют историческую миссию
пролетариата и подчеркивают значение
социальной революции как необходимого
условия разрушения и социалистического
преобразования старого общества. Следует
отметить, что в «Святом семействе» Маркс
и Энгельс, критикуя всякие идеалистические
общественно-исторические учения, по существу
отмежевываются также от фейербахианского
понимания человека вообще, его культа
абстрактного человека, взятого вне общественной
истории. Энгельс по этому поводу указывает:
«надо было заменить культ отвлеченного
человека, это ядро новой религии Фейербаха,
изучением действительного человека в
его историческом развитии. Эта дальнейшая
разработка фейербаховской точки зрения
начата была в 1845 г. Марксом в книге „Святое
семейство"» (Маркс и Энгельс, Соч., т.
XIV, стр. 661). В тезисах о Фейербахе (1845) Маркс
дает классическую формулировку идеи
общественно-производственной и революционной
практики, лежащей в основе общественного
развития и познания и являющейся исходным
пунктом как для объяснения общественных
явлений, так и для их революционного преобразования.
«Всякая общественная жизнь, — указывает
Маркс, — по существу практична» (Маркс
и Энгельс, Сочинения, т. IV, стр. 591). При
таком подходе к общественной жизни отпадает
фейербаховская точка зрения «абстрактного
изолированного индивидуума» и пресловутая
«сущность человека», являющаяся альфой
и омегой домарксовой социологической
мысли, раскрывается как «совокупность
общественных отношений». Дальнейшее
формирование материалистического понимания
истории, достраивание материализма «доверху»,
мы имеем в «Немецкой идеологии» (1845 —
46). Здесь в основном Марксом и Энгельсом
были сформулированы все основные положения
исторического материализма. Выступая
против идеалистических концепций истории,
Маркс и Энгельс следующим образом резюмируют
основные положения исторического материализма:
«Это понимание истории заключается в
том, чтобы, исходя из материального производства
непосредственной жизни, рассмотреть
действительный процесс производства
и понять связанную с данным способом
производства и порожденную им форму общения,
т. е. гражданское общество на его различных
ступенях, как основу всей истории, а затем
изобразить его [гражданского общества]
деятельность в качестве государства,
а также объяснить из него все различные
теоретические порождения и формы сознания,
религию, философию, мораль и т. д., и проследить
процесс их возникновения из них [этих
различных ступеней], благодаря чему, конечно,
можно изобразить весь процесс в целом
(а потому также и взаимодействие его различных
сторон). Это понимание истории, в отличие
от идеалистического, не разыскивает в
каждой эпохе какую-нибудь категорию,
а остается постоянно на почве действительной
истории, не объясняет практику из идеи,
а объясняет идейные формации из материальной
практики и в силу этого приходит к тому
результату, что все формы и продукты сознания
могут быть уничтожены не духовной критикой,
не растворением их в „самосознании"
или превращением их в „привидения",
„призраки", „блажь" и т. д., а лишь
практическим ниспровержением реальных
общественных отношений, из которых произошел
весь этот идеалистический вздор»(Маркс
и Энгельс, Сочинения, т. IV, стр. 28). В «Немецкой
идеологии» даются первые контуры учения
о формациях (различение исторических
форм собственности: родовой, античной,
феодальной, капиталистической), первые
формулировки учения о производительных
силах и производственных отношениях;
здесь же дается яркая формулировка закона
социальной революции. Таким образом в
своих основных чертах в «Немецкой идеологии»
Марксом и Энгельсом изложены все принципы
материалистического понимания истории.
Здесь именно впервые Марксу удалось открыть
основной закон развития человеческого
общества. В ранних же своих работах —
«К критике гегелевской философии права»,
в «Святом семействе», в «Немецкой идеологии»
и т. д. — -Маркой Энгельс разрабатывают
основы учения о диктатуре пролетариата,
выясняя всемирно-историческое значение
пролетариата как созидателя коммунистического
общества. В «Нищете философии». Маркс
развивает необходимость насильственной
революции и установления господства
пролетариата как средства для уничтожения
классового общества и построения коммунизма.
В «Манифесте Коммунистической партии»
Маркс и Энгельс подчеркивают необходимость
революционного свержения буржуазии,
лишения ее средств производства и концентрации
их в руках пролетариата, «организованного
как господствующий класс».