Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 13:34, контрольная работа
Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном
мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и
стиле философии. Важным событием, определившим характер и
направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало
было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г.
Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать
смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести
современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека
в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.
Введение
1. Формирование научной картины мира в XVI- XVII в.в.
2. Обоснование истинности научного знания в учениях Ф.Бэкона и Р.Декарта.
а. Ф.Бэкон- родоначальником эмпиризма.
б. Р.Декарт- представитель рационализма
3. Идеалы человека и общественного устройства в философии Просвещения.
а. Философия Французского Просвещения
б. Идеи нравственного прогресса в Немецком Просвещении.
Заключение
Список литературы
Введение
1. Формирование научной картины мира в XVI- XVII в.в.
2. Обоснование истинности научного знания в учениях Ф.Бэкона и Р.Декарта.
а. Ф.Бэкон- родоначальником эмпиризма.
б. Р.Декарт- представитель рационализма
3. Идеалы человека и
общественного устройства в
а. Философия Французского Просвещения
б. Идеи нравственного прогресса в Немецком Просвещении.
Заключение
Список литературыВВЕДЕНИЕ
XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни
Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном
мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и
стиле философии. Важным событием, определившим характер и
направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало
было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г.
Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать
смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести
современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека
в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.
Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в
конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции
требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось
и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.
У начала новой европейской философии возвышаются фигуры
Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с
переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на
проблемы натурфилософии. В XVII веке интерес философов был направлен
на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт -
понятие метода в философии.
На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления:
эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный
опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает
на первый план логическое основание науки, признает разум источником
познания и критерием его истинности.
Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических
воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" -развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в
др.греческой философии, например еще Парменид различал знание "по
истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению"
(полученное в результате чувственногог восприятия).
Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв. - истинно только
то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая
безусловную достоверность научных принципов математики и естесвознания
рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе
познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и
необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза,
Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими
свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его
источником, так и собственно критерием истинности. Так например к
основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в
чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".
Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого
реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта
познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику
знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании
врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать
"генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению. С ним
перекликается Лейбниц, предполагая наличие предрасположений (задатков)
мышления.1 Формирование научной картины мира в XVI- XVII в.в
Период становления эмпиризма и рационализма характерен для эпохи
Возрождения, начавшейся в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV началу ХVI в.
ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это были времена
успехов раннебуржуазной культуры, представленной богатейшим
творчеством гуманистов. Как известно, раннебуржуазная по своему
социальному происхождению культура гуманизма, концентрировавшаяся в
городах, рождалась и развивалась в противостоянии культуре феодального,
преимущественно сельского, застойно-иерархического общества.
Идеологической основой этого общества была христианская религия с ее
многочисленными догмами, так или иначе осмысляемыми в схоластических
философских системах и построениях.
Если попытаться предельно кратко сформулировать суть
теоцентрическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более
подходящее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность
средневекового человека, выражавшая его преимущественно
приспособительную позицию в отношении природы и социального мира.
Философы-гуманисты, в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые
основы религиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый план
человека с его многообразными телесными и духовными потребностями.
Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, которая
в противоположность теологии и схоластической философии,
усматривавшим смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога на
земле, обосновывала идеал учреждения в посюсторонней жизни царства
самого человека. Такое обоснование было как индивидуально-этическим, так
и социальным. С течением времени, по мере успехов производственной
деятельности и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу ХVI
началу ХVII в.), идеал царства человека на земле приобретал и научно-
техническую конкретизацию.именно: в шишковидной железе мозга. Декарт признавал существование у
человека врожденных идей, которые характеризуются независимостью от
внешних предметов, ясностью, отчетливостью, простотой. Высшим
врожденным понятием выступает понятие Бога. Кроме врожденных понятий
существуют и врожденные аксиомы, как например: "две величины, равные
третьей, равны между собой". К врожденным Декарт относил также и
логические законы.
Познание, по Декарту, освещено светом разума, а заблуждение
возникает вследствие того, что человек обладает свободной волей, которая
представляет собой иррациональное начало в человеке. В "Рассуждении о
методе" Декарт описывает те правила, которые дают способ достижения
наиболее истинного, достоверного познания. Эти правила, которых
придерживался и сам Декарт, следующие: 1) исходить в своих рассуждениях
только из таких положений, которые предстают в уме ясными и отчетливыми
и не вызывают никаких сомнений в своей истинности; 2) разделять каждую
сложную проблему на составляющие ее частные вопросы, чтобы каждую
часть в отдельность лучше разрешить; 3) в своих рассуждениях стараться
переходить от предметов самых простых и легко познаваемых к познанию
более сложных вещей, от известного и доказанного - к менее известному и
недоказанному; 4) стараться не совершать никаких пропусков в своих
рассуждениях в процессе логического хода мыслей.
Роль Декарта и его философии трудно переоценить. Влияние его на
всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные
направления в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название
картезианство (от латинизированной формы его имени - Картезия).3. Идеалы человека и общественного устройства в философии
Просвещения.
а. Философия Французского Просвещения
Хотя Просвещение зародилось в Англии, как широкое культурно-
идеологическое движение общественной мысли оно впервые оформилось
именно во Франции, где его основные черты выразились с классической
четкостью, последовательностью и радикальностью. Французское
Просвещение было представлено плеядой выдающихся мыслителей.
Вольтер, Монтескье, Кондильяк. Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри, Руссо
— вот далеко не полный перечень имен философов-просветителей.
Просветительские идеи на длительный период предопределили развитие всей
духовной культуры Франции, стали общественным достоянием. Причем эти
идеи распространялись не только посредством собственно философских
произведений, но и через художественную литературу (Вольтер, Монтескье,
Дидро, Руссо были крупнейшими писателями своего времени).
В социально-политическом отношении французское Просвещение
представляло собой идеологическую подготовку Великой французской
революции, выступало как идейное оружие в борьбе с феодально-
абсолютистским строем. Можно утверждать, что прежде чем Великая
французская революция свершилась в действительности, она сначала
произошла в умах философов-просветителей, которые в течение всего XVIII
в. ковали новое, антифеодальное сознание, новые ценностные установки и
мировоззренческие ориентиры, готовили массы к штурму твердынь
феодализма. Движение Просвещения, таким образом, было во Франции
философской революцией, которая подготовила революцию политическую.
Философы-просветители, особенно материалистической ориентации,
стремились разработать программу устранения общественных зол и нового
общественного устройства, которая, несмотря на свойственные еймногочисленные иллюзорные и утопические моменты (это однозначно
показал последующий исторический опыт), сыграла крупную роль в
социальной жизни той эпохи и оказала серьезное воздействие на
последующие события европейской и мировой истории.
Развернув сокрушительную критику религиозного освящения
феодальных режимов, французские философы XVIII в. продолжили работу,
начавшуюся еще в эпоху Возрождения, — обесценивание религиозной веры,
устранение диктата теологии, обезбоживание социально-политической и
духовной жизни людей. Мыслители эпохи Просвещения были уверены, что
решающую роль в исправлении социальных отношений призвано сыграть
знание, и особенно познание «естественного порядка». «Естественный
порядок», считали они, может быть достигнут лишь тогда, когда социальные
отношения будут приведены в гармоническое соответствие с природой
человека. «Естественный порядок» познаваем человеческим разумом и
соответствует подлинным, неиспорченным желаниям человека. Виной тому,
что этот порядок пока еще не утвердился в жизнедеятельности людей,
являются невежество, мракобесие, религиозный фанатизм и тому подобные
вещи. Именно они — главная причина человеческих бедствий, всякого зла и
несчастья. Преодолеть зло и несчастье можно только избавившись от
невежества, просветив разум. Исходя из этого, просветители формулируют
свою главную практическую задачу — просветить разум людей, дать им
правильные знания. Только на этой основе, с их точки зрения, может быть
преобразована жизнь общества и человека.
Вера в мощь человеческого разума, в его безграничные возможности, в
прогресс наук, создающий условия для экономического и социального
процветания, — вот основной пафос Просвещения. Философы этой эпохи
считали, что обществу свойственно постепенное развитие на основе
неуклонного совершенствования человеческого разума; разум и только разум
является основой всякого прогресса, всякого движения вперед. Согласно им,
знание, мораль, религиозная вера, — все должно быть подвергнутобеспощадному суду разума, и только то, что будет оправдано этим судом,
имеет право на существование. Увлеченные идеалом грядущего «царства
разума», эти мыслители наивно полагали, что феодально-аристократическая
эпоха и свойственные ей политический деспотизм, религиозный фанатизм и
т.д. — это не объективно обусловленная, закономерная стадия в развитии
человечества, но отклонение, «перерыв» в восходящем шествии разума, и
положить ей конец можно только посредством просвещения людей.
Разум занимает в идеологии Просвещения место высшего судьи,
выступает как высшая инстанция критического анализа. Сам же разум
оказывается вне критики, поскольку над ним нет ничего, что могло бы
подвергнуть его критической оценке. С точки зрения Просвещения разум
является единым и универсальным, общим для всех людей, во все времена,
поэтому культура, которая должна быть построена на принципах разума,
представляется единственно возможной рациональной культурой. Все, что
существовало до нее, есть лишь ложь и заблуждения, результат невежества
или сознательного обмана. Убежденные в силе и независимости разума,
философы Просвещения считали, что он способен преодолеть ложь и
заблуждения и обеспечить прогрессивное развитие человечества.
Уверенность в силе разума соединялась у них с уверенностью в
неуклонности исторического прогресса.
Разум и прогресс — вот два главных лозунга философии Просвещения.
При этом просветители апеллируют не просто к разуму — ведь к разуму
обращались и философы XVII в., — а к разуму научному, который опирается
на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от всяких
«сверхопытных гипотез». Тем самым они пытались совместить
рационалистические убеждения в могуществе и независимости разума с
эмпирическим взглядом на происхождение знания. Они считали, что знание
возникает опытным путем, но мера его истинности определяется разумом.
Поэтому философов-просветителей, несмотря на явные элементысенсуализма в их теориях познания, справедливо называли
Информация о работе Формирование научной картины мира в XVI- XVII в.в