Формы развития. Закон взаимоперехода качественных и количественных изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:58, реферат

Краткое описание

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Содержание

Введение
1. Категории "количество", "качество", "мера".
2. Качественные и количественные изменения и их взаимосвязь.
3. Скачок как форма перехода от одного качества к другому.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 29.docx

— 27.85 Кб (Скачать файл)

План

Тема  29. Формы развития. Закон взаимоперехода качественных и количественных изменений

 

Введение

    1. Категории "количество", "качество", "мера".
    2. Качественные и количественные изменения и их взаимосвязь.
    3. Скачок как форма перехода от одного качества к другому.

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Категории "количество", "качество", "мера".

Предание гласит, что философ  Демокрит однажды размышлял так: “Если я буду откусывать от яблока по кусочку, какой самый наименьший кусочек сохранит все свойства яблока?” Что такое качество, количество и мера в философском понимании? Какой закон диалектики характеризует их взаимосвязь?

Движение материи было бы невозможно, если бы она являлась чем-то неделимым. Дифференциация материи определяется разнообразием вещей и явлений. В этом случае появляется необходимость  отграничить, отличить одну вещь от другой, что можно сделать с помощью  такой категории как качество. 
Во взаимодействии вещи проявляют свои свойства. Свойство, и есть то, что позволяет выявить качество, но характеризует только какую-то одну сторону вещи, единого целого. Однако мы знаем и другое: каждая вещь обладает множеством свойств. Поэтому целостной характеристикой вещей является не свойство, а качество.

Качество – это философская категория, которая определяет неотделимую от бытия объекта существенную конкретность, целостность через органическое единство ее общих и специфических свойств. Качество промышленной графики вряд ли имеет к этому отношение, но тем не менее, это то же бытие.

При установлении качества недостаточно указывать только на то, что оно  есть определенность вещи. Определенность вещи выражает и любая другая категория  диалектики. Например, каждая вещь имеет  свойственную ей сущность. Неправильно  было бы определить качество через  соотношения с существенными  свойствами. Качество есть не только существенное свойство или совокупность существенных! свойств: оно включает в себя и  существенные и несущественные, внутренние и внешние свойства.

Таким образом, качество – это:

1) внутренняя определенность предмета, которая указывает на его границы;

2) то, что неотделимо от бытия  вещей (предметов);

3) интегрированная совокупность  свойств.

Качество имеет свою противоположность  – категорию количества.

Количество – это философская категория, которая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, которое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования. Количество выражает:

1) дифференцированность предмета на множество примет;

2) степень отличия свойств предметов и явлений;

3) подобие, однородность вещи (предмета) с другими вещами.

Отмечая важность количественной определенности предметов и 
явлений, нельзя забывать и о том, что количество отражает только одну сторону действительности, ибо каждая вещь проявляет свое внутреннее и внешнее через единство противоположностей; качество и количество. Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой.

Мера – это философская категория, которая определяет интервал количественных изменений, в границах которого основное качество остается прежним. Мера – одна из основных категорий материалистической диалектики. Она имеет объективный характер и всеобщее значение. Каждая вещь есть мера. Однако границы меры, изменяются, что, объясняется условиями того или иного процесса.

Переход количественных изменений  в качественные и наоборот. 
Понятие скачка.

Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений  в качественные и наоборот. Их единство- это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием “скачок” – переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития. Заметим, что скачок нельзя представить в виде какого-нибудь мгновения, разового акта. Это временней интервал коренных изменений, которые проявляются в несовместимости старых элементов и форм, их организации с новыми условиями функционирования систем (вещей).

Важной характеристикой является то, что скачок является всеобщей формой развития. А это и приводит к  разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны  с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие – с переходом  всей системы в новое качественное состояние.

В общественном развитии выделяются такие виды скачков, как Эволюция и революция.

Эволюция (от лат. – развертывание) употребляется в широком cмысле слова. Этот аспект истории связан с выделением определенных социальных компонентов (эволюция техники, идеологии, культуры), Означает постепенность количественных изменений при сохранении основы качества.

Революция (от фр. — поворот, переворот) обозначает остановку постепенности в развитии, ломку старого. Эволюция и революция взаимосвязаны, образуют противоречивое единство. Однако нельзя абсолютизировать ни одну из этих форм развития.

 

  1.  Качественные и количественные изменения и их взаимосвязь.

Закон перехода количественных изменений в качественные в диалектическом материализме, материалистической диалектике а также ряде близких философских концепций — всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления[1]. Закон сформулирован Ф. Энгельсом в результате интерпретации логики Г. Гегеля и философских работ К. Маркса.

Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т. п. — где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.

Формулировка закона была дана Ф. Энгельсом.

Предметом закона является переход  от незначительных и скрытых, постепенных  количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество — момент закона развития меры.

Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества.

Для описания, любое явление можно  «расщепить» на качественную и количественную определенности. Категория «качество» обозначает такую определенность явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи — значит сравнить ее с другой, обладающей тем же свойством.

Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются  в диалектическом материализме как  части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

Переход количественных изменений  за пределы меры (как интервала  количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к  изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается  закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков:

  • по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);
  • по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
  • по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике. Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества.

В термодинамике неравновесных процессов (И. Пригожин, Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций — критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

 

  1. Скачок как форма перехода от одного качества к другому.

В теории катастроф (Р. Том, Франция; В. И. Арнольд, Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

Два описанных направления вместе с другими (Г. Хакен, Германия; С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, Россия) принято рассматривать как новое междисциплинарное научное направление, называемое синергетикой. Предложены различные схемы взаимоотношений между диалектикой и синергетикой, в том числе представления о синергетике как о составной части диалектики или о перерастании диалектики в синергетику.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

    1. Мир философии. В 2-х частях. Москва. 1991.
    2. Нерсесянц В.С. Сократ. М.: Наука, 1977. - 151 с.
    3. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. ИФ РАН. 1993. 592 с
    4. Губин В.Д., Седорина Т.Ю. философия. Москва. 2004.

 


Информация о работе Формы развития. Закон взаимоперехода качественных и количественных изменений