Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:26, реферат
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете. Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления.
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
• натурфилософию;
• практическую философию;
• иррационализм.
2. Основные философские труды Шеллинга.
Наиболее плодотворным в деятельности Шеллинга был период, когда он создал
“натурфилософию”. Используя естественнонаучные открытия конца XVIII в., он в
своей “Философии природы” формулирует мысль о том, что бессознательно-
духовная природа благодаря наличию динамических противоположностей
развивается по определенным ступеням, на одной из которых появляются человек
и его сознание. Это положение было направлено против субъективно-
идеалистической философии Фихте, которой Шеллинг первоначально увлекался.
Заслуга Шеллинга состояла в том, что он создал учение о диалектическом
развитии природы.
Шеллинг полагал, что вслед за вопросом о возникновении сознания следует
поставить вопрос о том, как сознание
становится объектом, который существует вне субъекта и с которым согласуется
представление последнего. Эту проблему философ исследует в “Системе
трансцендентального идеализма”
(1800). Здесь рассматриваются
ступени развития сознания.
В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:
• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);
• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;
• природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
• материя и дух едины
и являются свойствами природы, различными
состояниями абсолютного
• природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
• движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
Философия искусства.
“Философия искусства” возникла тогда, когда в философском развитии Шеллинга
явно обозначился поворот
к религиозно-мистическим
диалоге “Бруно” (1802) и работах “О методе академического изучения” (1803) и
“Философия и религия” (1804). Здесь Шеллинг делает попытку согласовать свою
философию с христианской религией. Воплощение Христа представляется ему
вечной эманацией конечного и бесконечного. Цель христианства, по Шеллингу,
состоит в постепенном слиянии религии, философии и искусства.
Поворот к религиозному мистицизму нашел отражение в “Философии искусства”.
Однако в этом труде сохранились еще многие идеи, которые были сформулированы
Шеллингом в ранний период его деятельности, в частности в период его занятий
философскими проблемами естествознания.
3. Практическая философия
Шеллинга решает вопросы соци
Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" — правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.
Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение — противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность — насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).
Философ приходит к следующим выводам:
• ход истории случаен, в истории царит произвол;
• и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
• теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;
• в истории часто встречаются
случаи, когда борьба за свободу
и справедливость приводит к еще
большему порабощению и
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
Информация о работе Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854)