Функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 03:01, контрольная работа

Краткое описание

Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость).
Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.
До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудрости, т. е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность. Причем эта целостная картина бытия, на фоне которой только и можно понять своеобразие человека, все в большей степени начинает создаваться не в символической, художественно-образной манере, а прежде всего в понятийных формах, логическими средствами. Но художественно-образные, символические способы выражения содержания человеческого опыта никогда полностью не исключались из философии. Причем в философской традиции Востока эта последняя манера философствования до сих пор остается господствующей.
Что же касается понимания самого предмета философии, то оно сформировалось, во-первых, в процессе преодоления ограниченности предшествовавших философии типов мировоззренческого сознания, а именно мифологии и религии в ее первоначальных формах (анимизм, тотемизм, политеизм и т. д.), отличных от возникших позднее мировых религий; во-вторых, в результате длительных усилий, направленных на выделение философского знания из всего массива знания, имевшегося у человека в ту историческую эпоху. В отличие от мифологии и первоначальных форм религиозности, философия избрала своим ориентиром не традицию и авторитет, не стихийно сформировавшиеся архетипы и стереотипы сознания, а свободное, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Антропоморфизму (наделению человеческими качествами природных вещей и процессов) мифологии и ранним формам религиозности философия противопоставила представление о мире как о поле действия безличных объективных сил.

Содержание

1. Введение

2. Основные функции философии
• Софийная функция философии
• Мировоззренческая функция философии
• Методологическая функция философии
• Интегративная функция философии
• Критическая функция философии
• Духовно-гуманистическая функция философии
3. Заключение
4. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная философия.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Факультет специальной психологии и педагогики

Кафедра  специальной психологии 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по Философии 
 

Функции философии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Студент: Шарафутдинова С. Е.

                                                                2 курс гр.21 (ОЗО) ПМНО

                                                                            Преподаватель: Селеверстов Р.А.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск,2012 

План

  1. Введение
 
 
  1. Основные  функции философии
 
    • Софийная  функция философии
    • Мировоззренческая функция философии
    • Методологическая функция философии
    • Интегративная функция философии
    • Критическая функция философии
    • Духовно-гуманистическая функция философии
 
  1. Заключение
  2. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

что такое философия?

 

  Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость).

   Зарождение философии как специфической  формы духовной деятельности  относится примерно к началу 1-го  тысячелетия до нашей эры, т.  е. произошло примерно три тысячи  лет назад. Сам термин «философия»  ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.

   До Платона и Аристотеля философское  знание в основном совпадало  с систематизацией так называемой  житейской мудрости, т. е. повседневного  жизненного опыта людей, выраженного  в символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность. Причем эта целостная картина бытия, на фоне которой только и можно понять своеобразие человека, все в большей степени начинает создаваться не в символической, художественно-образной манере, а прежде всего в понятийных формах, логическими средствами. Но художественно-образные, символические способы выражения содержания человеческого опыта никогда полностью не исключались из философии. Причем в философской традиции Востока эта последняя манера философствования до сих пор остается господствующей.

  Что  же касается понимания самого  предмета философии, то оно  сформировалось, во-первых, в процессе  преодоления ограниченности предшествовавших  философии типов мировоззренческого  сознания, а именно мифологии  и религии в ее первоначальных формах (анимизм, тотемизм, политеизм и т. д.), отличных от возникших позднее мировых религий; во-вторых, в результате длительных усилий, направленных на выделение философского знания из всего массива знания, имевшегося у человека в ту историческую эпоху. В отличие от мифологии и первоначальных форм религиозности, философия избрала своим ориентиром не традицию и авторитет, не стихийно сформировавшиеся архетипы и стереотипы сознания, а свободное, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Антропоморфизму (наделению человеческими качествами природных вещей и процессов) мифологии и ранним формам религиозности философия противопоставила представление о мире как о поле действия безличных объективных сил.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     

                                                       

                                                        “Философия, отличаясь от прочих деятельностей

                                              человеческого духа, оживляет их все, сообщает им

                                         человеческую сторону, осмысливает их для человека.

                                             Без нее наука - сборник фактов, искусство - вопрос

техники, жизнь - механизм”

П. Лавров 
 

Основные  функции философии

 Главное назначение философии - помочь человеку мудро и осмысленно избрать свой жизненный путь, определить идеалы и смысл жизни, выработать надежные ориентиры понимания действительности, сформировать стратегию ответственной, продуктивной деятельности. Это предполагает глубокое понимание закономерностей бытия, овладение научными методами познания и деятельности, понимание природы общества и основ существования человека в мире. Обобщая этот спектр проблем, можно выделить следующие основные функции философии:

  1. софитная;
 
  1. мировоззренческая;
 
  1. методологическая;
 
  1. интегративная;
 
  1. критическая;
 
  1. духовно - гуманистическая;
 
 

  Софийная функция  философии - т.е. функция формирования ориентиров мудрости уже была кратко охарактеризована. На наш взгляд, она является ведущей в философии, связывает в единое целое все другие ее функции, является их результирующим, концентрированным выражением. 

  Мировоззренческая функция философии состоит в формировании целостного научного мировоззрения. Эту функцию она реализует на основе решения следующих мировоззренческих проблем:

- Какова  природа, происхождение и перспективы  мира, в котором мы живем? Чем  вызываются изменения, происходящие в мире?

- В чем  состоит сущность человека и  каково его место в мире? Является  ли возникновение человека, общества, разума случайным эпизодом в  развитии Вселенной или же  они закономерно и необходимо  укоренены в ее бытии?

- Как  возникло и по каким законам  эволюционирует человеческое общество, каковы возможности и варианты его дальнейшего развития?

 - Какими качествами необходимо обладать, чтобы иметь основание считать себя достойным человеком? В чем заключается разумное и ответственное отношение к действительности?

   Характеризуя мировоззренческую функцию философии, важно отметить следующее:

   1. Вклад в развитие мировоззрения вносит не только философия, но и частные, конкретные науки: астрономия, физика, химия, биология, геология, экология, инженерные науки и др. Однако эти науки формируют фрагментарные, односторонние картины мира (физическую, химическую, экологическую и др.). Задача философии - объединять, синтезировать эти фрагментарные картины в целостную, всеобъемлющую картину действительности. Тем самым философия стремится ответить на фундаментальные вопросы, характеризующие мир в целом, связывающие жизнь людей с жизнью Природы, отражающие мировой Универсум как среду жизнеобитания человека. Именно всеохватность, космичность философского видения мира обусловливает особый интерес философии к предельным основаниям бытия и познания, границам существования Космоса, жизни, человечества, укорененности человека во Вселенной.

   2. Большинство частных наук рассматривают явления действительности объективно, т.е. безотносительно к человеку и человечеству. В познании своих объектов они стремятся придти к знанию, максимально очищенному от всего субъективного, личностного, от человеческих ценностей и желаний. Философия же, наоборот, ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру, стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям и устремлениям. Например, обобщая закономерности эволюции материи, философия ставит вопрос об особенностях и перспективах эволюции человечества. Осмысляя новейшие данные о физической природе мира, соотношении фундаментальных физических констант, философия стремится понять укоренено ли человечество в физической структуре Вселенной закономерно и необходимо или же возникновение жизни и человека, как ее высшей формы, - это уникальное явление Космоса, продукт редчайшего и неповторимого стечения обстоятельств.

   3. Стремление философии к целостному постижению Универсума вовсе не означает, что она "изучает все". Осмысляя мир в целом, философия имеет своим предметом наиболее общие законы природы, общества, мышления. Поэтому философия, не претендуя быть "царицей наук", тем не менее все же является наиболее фундаментальной из наук в смысле всеобщности, универсальности ее положений. 

   Методологическая функция философии состоит в формировании наиболее общих методических ориентиров продуктивной деятельности. Каждая из наук стремится выработать истинные и эффективные методы деятельности в своей сфере (физика в области физических явлений, биология в области явлений живой природы и т.д.). Поскольку главной сферой философии является всеобщее, то методам, которые она вырабатывает, также присуща всеобщность. Это означает, что методические ориентации, предлагаемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности.

   Закономерен вопрос: как же соотносятся в реальной деятельности методы философии и методы конкретных наук? Нельзя ли в решении конкретных проблем обойтись без философии или наоборот при отсутствии конкретных методов воспользоваться чисто философскими рекомендациями? Практика человеческой деятельности убеждает, что для достижения надежных результатов в решении сложных проблем необходимы и методы философии и методы конкретных наук. Они не заменяют, а взаимодополняют друг друга, соотносятся друг с другом как стратегия и тактика. Философия определяет стратегические ориентиры исследования объекта; методы частных наук дают тактические приемы, подробные рецепты познания и деятельности, которые конкретизируют требования философских методов с учетом специфических особенностей объекта. И подобно тому как в военном деле стратегия бессмысленна и бесполезна без эффективной тактики, а тактика близорука и неэффективна без продуманной стратегии, методы конкретных наук не могут дать должного эффекта без надежных философских ориентиров.

   Методологическую функцию выполняет все содержание философии. Однако наиболее значимую роль в осуществлении этой функции играет особый раздел философского знания - диалектика. Диалектика - это учение о наиболее фундаментальных качествах бытия и основанных на них методах познания и деятельности. Диалектика выделяет и исследует такие фундаментальные качества действительности, как ее противоречивость, связность, развитие, системность и др. На основе изучения этих качеств она разрабатывает философские методы познания объектов как целостных систем, изучения их в развитии, выявления их глубинных связей и др. Диалектика является ядром научной философии, на котором базируется ее развитие и практическое использование. Однако в различных направлениях и течениях философии исторически сформировались не только истинные, но и искаженные, односторонние методы познания действительности, противоречащие диалектике. Эти представления и методы будем в дальнейшем называть метафизикой. В своих наиболее примитивных вариантах метафизика диаметрально противоположна диалектике, является ее антиподом. Если диалектика рассматривает мир как связный, противоречивый, развивающийся, то метафизика видит его застывшим, статичным, без противоречий, без единства и связей между объектами. В более изощренных своих формах метафизика противостоит диалектике не столь жестко и даже признает связность объектов, их развитие, противоречивость, системность и др. Но при этом она дает этим качествам искаженные, односторонние, поверхностные истолкования. Следует подчеркнуть, что с точки зрения диалектики различие между ней и метафизикой относительно. Диалектика, исторически развиваясь, преодолевает свои собственные, метафизические односторонности и неточности. Иными словами, диалектика развивается в борьбе не только с противостоящей ей метафизикой, но и с метафизическими качествами своего собственного содержания и формы. 

Информация о работе Функции философии