Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:30, доклад
Элейская школа — древнегреческая школа философов-досократиков раннего периода, существовавшая в конце V − первой половине VI вв. до н.э., в городеЭлее, в Великой Греции. Элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии. Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс.
Город Элея никогда не приобрёл бы славы, если бы в нём не расцвела философская школа, имевшая таких представителей, как Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Ксенофан в поэтической форме боролся с антропоморфизмом и политеизмом греков, стараясь провести идею единства всего существующего и тождество единого с Божеством.
Элейская школа — древнегреческая школа философов-досократиков раннего периода, существовавшая в конце V − первой половине VI вв. до н.э., в городеЭлее, в Великой Греции. Элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии. Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс.
Город Элея никогда не приобрёл бы славы, если бы в нём не расцвела философская школа, имевшая таких представителей, как Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Ксенофан в поэтической форме боролся с антропоморфизмом и политеизмом греков, стараясь провести идею единства всего существующего и тождество единого с Божеством.
В более строгой форме, с громадной диалектической силою, ту же идею проводил Парменид. О впечатлении, которое произвело его учение, даёт понятие диалог Платона, посвящённый Пармениду. Идеи Ксенофана были облечены в теологическую форму; Парменид придал им характер метафизического учения, прототипа пантеистической системы.
Зенон, любимый ученик Парменида, обосновывал отрицательным путём учение Ксенофана и Парменида о единстве бытия. В том же направлении действовал и Мелисс. Наиболее запутанным и потому наименее выясненным представляется учение Ксенофана, предполагаемого ученика Анаксимандра.
Для Элейской школы
был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских
философов находилось учение о бытии:
Парменид впервые сделал понятие «бытия»
предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений,
исходящих из иных предпосылок, кроме
как использованных Парменидом (т.е. из
допущения движения и множества
Мелисс суммировал
школьную догматику в трактате «О природе», или
«О бытии». Согласно Пармениду, «то что
есть» (бытие) — есть, и это следует из
самого понятия «быть», а «того, чего нет»
(небытия) — нет, что также следует из
содержания самого понятия. Отсюда выводится единство
и неподвижность бытия, которому невозможно
делиться на части и некуда двигаться,
а из этого выводится описание мыслимого
бытия как нерасчлененного на части и
не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустотаотождествл
Значение Элейской школы в греческой философии и в истории философии вообще чрезвычайно велико. Элеаты явились сознательными защитниками единства всего существующего; они же открыли глубокие противоречия, коренящиеся в обычном, основанном на восприятии представлении о вселенной. Антиномии пространства, времени и движения как определений действительно сущего были раскрыты элеатами с большим диалектическим талантом. Наконец, элеаты первые вполне отчётливо различили действительно существующее, постигаемое мыслью, от явления, с которым человек знакомится благодаря чувствам.