Понятие метода
Метод (греч. Metohodos - буквально
«путь к чему-либо») - в самом общем
значении - способ достижения цели, определенным
образом упорядоченная деятельность.
Метод - это способ познания, исследования
явлений природы и общественной жизни;
это прием, способ или образ действия.
Понятие "методология"
имеет два основных значения:
1)система определенных способов
и приемов, применяемых в той или иной
сфере деятельности (в науке, политике,
искусстве и т. п.); 2)учение об этой системе,
общая теория метода, теория в действии.
Основная функция метода
— внутренняя организация и регулирование
процесса познания или практического
преобразования того или иного объекта.
Поэтому метод (в той или иной своей форме)
сводится к совокупности определенных
правил, приемов, способов, норм познания
и действия. Сознательное применение научно
обоснованных методов является существенным
условием получения новых знаний.
В современной науке вполне
успешно работает многоуровневая концепция
методологического знания. В этом
плане все методы научного познания
могут быть разделены на пять основных
групп:
1. Философские методы. Сюда
относятся диалектика (античная, немецкая
и материалистическая) и метафизика.
2. Общенаучные (общелогические)
подходы и методы исследования,
которые получили широкое развитие и применение
в науке. Они выступают в качестве своеобразной
"промежуточной методологии" между
философией и фундаментальными теоретико-методологическими
положениями специальных наук.
3. Частно-научные методы
— совокупность способов, принципов познания,
исследовательских приемов и процедур,
применяемых в той или иной науке, соответствующей
данной основной форме движения материи.
Это методы механики, физики, химии, биологии
и социально-гуманитарных наук.
4. Дисциплинарные методы
— система приемов, применяемых в той
или иной научной дисциплине, входящей
в какую-нибудь отрасль науки или возникшей
на стыках наук. Каждая фундаментальная
наука представляет собой комплекс дисциплин,
которые имеют свой специфической предмет
и свои своеобразные методы исследования.
5. Методы междисциплинарного
исследования — совокупность ряда синтетических,
интегративных способов (возникших как
результат сочетания элементов различных
уровней методологии), нацеленных главным
образом на стыки научных дисциплин. Широкое
применение эти методы нашли в реализации
комплексных научных программ.
Общелогические
приемы познания
В науке широко используются
так называемые общенаучные, или
общелогические, методы и приемы познания.
Из них выделяют:
1. Анализ и синтез. Анализ
- это реальное или мысленное
разделение объекта на составные
части. Синтез - объединение составных
частей в единое целое.
2. Абстрагирование - процесс
отвлечения от ряда свойств
и тоношений изучаемого явления
с одноименным выделением интересующих
исследователя свойств.
3. Идеализация - мыслительная
процедура, связанная с образованием
абстрактных (идеализированных) объектов,
принципиально неосуществимых в
действительности («точка», «идеальный
газ», «абсолютно черное тело»
и т.п.). Идеализация тесно связана
с абстрагированием и мысленным
экспериментом.
4. Индукция и дедукция.
Индукция - движение мысли от единичного
(опыта, фактов) к общему (их обобщениям
и выводам). Дедукция - восхождение
процесса познания от общего
к единичному.
5. Аналогия (соответствие, сходство)
- установление сходства в некоторых
сторонах, свойствах и отношениях
между нетождественными объектами.
На основании выявленного сходства
делается соответствующий вывод
- умозаключение по аналогии. Общая
схема метода аналогии такова:
объект «В» обладает признаками
a,b,c,d; объект «С» обладает признаками
b,c,d; следовательно, объект «С»,
возможно, обладает признакам а.
Тем самым аналогия дает не
достоверное, а вероятное знание.
6. Моделирование - метод
исследования определенных объектов
путем воспроизведения их характеристик
на другом объекте - одели, которая
представляет собой аналог того
или иного фрагмента действительности
(вещественного или мыслительного)
- оригинала модели. Между моделью
и объектом исследования должно
существовать известное подобие
(сходство) в физических характеристиках,
структуре, функциях и др. Формы
моделирования весьма многообразны. Например,
предметное (физическое) и знаковое. Важной
формой знакового моделирования является
математическое (компьютерное) моделирование.
Некоторые авторы к общелогическим
методам исследования относят еще
классификацию и системный подход.
Эмпирические
и теоретические методы научного познания
В недалеком прошлом считалось,
что познание имеет две ступени:
1. чувственное отражение
действительности,
2. рациональное (разумное) отражение
действительности.
Затем, когда все больше
прояснялось, что у человека чувственное
в ряде моментов пронизывается рациональным,
стали приходить к мнению, что
уровнями познания являются эмпирические
и теоретические, а чувственное
и рациональное - это способности,
на базе которых формируется эмпирическое
и теоретическое знание.
Эмпирическое познание, или чувственное,
или живое созерцание - это сам процесс
познания, включающий в себя три взаимосвязанные
формы:
1. ощущение - отражение в
сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов, непосредственное
воздействие их на органы чувств;
2. восприятие - целостный образ
предмета, непосредственно данный в живом
созерцании совокупности всех своих сторон,
синтез данных ощущений;
3. представление - обобщенный
чувственно-наглядный образ предмета,
воздействовавшего на органы чувств в
прошлом, но не воспринимаемого в данный
момент.
Различают образы памяти и
воображения. Образы предметов обычно
нечеткие, расплывчатые, усредненные.
Но зато в образах обычно выделены
наиболее важные свойства предмета и
отброшены несущественные.
Ощущения по органу чувств,
через который они получены, делятся
на зрительные (самые важные) слуховые,
вкусовые и др. Обычно ощущения являются
составной частью восприятия.
Как видим, познавательные способности
человека связаны с органами чувств.
Человеческий организм имеет экстерорецептивную
систему, направленную на внешнюю среду
(зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и
интерорецептивную систему, связанную
с сигналами о внутреннем физиологическом
состоянии организма.
Теоретическое познание наиболее полно и
адекватно выражено в мышлении. Мышление
- это процесс обобщенного и опосредованного
отражения действительности, осуществляющейся
в ходе практической деятельности и обеспечивающий
раскрытие ее основных закономерных связей
(на основе чувственных данных) и их выражение
в системе абстракции.
Различают два уровня мышления
1. Рассудок - исходный уровень
мышления, на котором оперирование абстракциями
происходит в пределах неизменной схемы,
шаблона; это способность последовательно
и ясно рассуждать, правильно строить
свои мысли, четко классифицировать, строго
систематизировать факты.
2.Разум (диалектическое мышление)
- высший уровень теоретического познания,
творческое оперирование абстракциями
и сознательное исследование их собственной
природы.
Рассудок - это обычное
житейское мышление, здоровых высказываний
и доказательств, обращая основное
внимание на форму знания, а не на
его содержание. С помощью разума
человек постигает сущность вещей,
их законы и противоречия. Главная
задача разума - объединить многообразное,
выявить коренные причины и движущие
силы изучаемых явлений. Логика разума
- диалектика, представленная как учение
о формировании и развитии знаний
в единстве их содержания и формы.
Процесс развития включает в себя
взаимосвязь рассудка и разума и
их взаимные переходы из одного в другое
и наоборот. Разум и рассудок имеют
место и при живом созерцании,
и при абстрактном мышлении, т.е
на эмпирическом и теоретическом
уровнях научного познания.
Но процесс мышления не
всегда осуществляется в развернутом
и логическом виде. Важное место
в познании занимает интуиция (догадка).
Интуицию издавна делят на чувственную
и интеллектуальную. Также интуиция
бывает технической, научной, обыденной,
врачебной и т.п., в зависимости от специфики
деятельности субъекта. Интуиция - это
непосредственное знание, которое не опирается
на логическое доказательство.
Познание связано с
практикой - материальным освоением
общественным человеком окружающего
мира, взаимодействием человека с
материальными системами. В практике
люди преобразуют и создают материальные
вещи, т.е. идет опредмечивание, или
материализация намерений людей. Практика
имеет две взаимосвязанные сферы:
производство предметов потребления
и производство орудий труда.
Практика и познание, практика
и теория взаимосвязаны и воздействуют
друг на друга. В их взаимоотношениях
содержится противоречие. Стороны могут
быть в соответствии, гармонии, но могут
быть и дисгармонии, доходящие до
конфликта. Преодоление противоречий
ведет к развитию и теории, и
практики.
Научными методами эмпирического исследования являются
наблюдения, описания, измерения, эксперименты.
- Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
- Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.
- Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
- Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Существует несколько
видов эксперимента:
1) лабораторный, 2) естественный,
3) исследовательский, 4) проверочный, 5)
воспроизводящий, 6) изолирующий, 7) количественный,
8) физический, 9) химический и т.д.
Среди научных методов теоретического
исследования выделяют формализацию,
аксиоматический метод и гипотетико-дедуктивный
метод.
- Формализация - это отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык).
- Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях - оксиомах (постулатах), из которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из оксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.
- Гипотетико-дедуктивный метод - это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. (Дедукция - выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которых неизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным.
Гипотеза исследования -
это научно обоснованное предположение
о структуре изучаемого явления
или о характере связей между
его компонентами.
Таким образом, эмпирический
и теоретический уровни исследования
различны. Это различие основано на
неодинаковости:
1. способов (методов) самой
познавательной активности;
2. характером достигаемых
научных результатов.
Для эмпирического познания
характерна фактофиксирующая деятельность:
вырабатываются исследовательские
программы, организуются наблюдения, эксперименты,
описание экспериментальных данных,
их классификация, первичное обобщение.
Теоретическое познание - это
существенное познание, осуществляемое
на уровне абстракции высоких порядков.
Здесь орудием выступают понятия, категории,
законы, гипотезы и др. Оба эти уровня связаны,
предполагают друг друга, хотя исторически
эмпирическое познание предшествует теоретическому.
В эмпирическом познании преобладает
чувственный аспект, в теоретическом
- рациональный (разумный). Их соотношение
находит свое отражение в методах,
используемых на каждом этапе.
Любое научное исследование
предполагает не только движение «вверх»,
ко всему более совершенному, разработанному
теоретически аппарату, но и движение
«вниз», связанное с ассимиляцией
эмпирической информации.
Заключение
Знание – идеальное
воспроизведение в языковой форме
обобщенных представлений о закономерных
связях объективного мира.
Функциями знания являются
обобщение разрозненных представлений
о закономерностях природы общества и
мышления; хранение в обобщенных представлениях
всего того, что может быть передано в
качестве устойчивой основы практических
действий.
Эмпирический и теоретический
уровни исследования различны. В эмпирическом
познании преобладает чувственный аспект,
в теоретическом - рациональный (разумный).
Их соотношение находит свое отражение
в методах, используемых на каждом этапе.
Список литературы:
- П.В. Алексеев, А.В. Панин. Теория познания и диалектика. Москва, Высшая школа. 1991г.
- В.В. Ильин. Теория познания. Эпистемалогия. Москва. Изд-во МГУ, 1974 г.
- Материалы с сайта http://www.filreferat.popal.ru
|