Производство по делам о налоговых правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать сущность и порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты производства по делам о налоговых правонарушениях;
определить стадии производства по делам о налоговых правонарушениях;
проанализировать проблемы производства по делам о налоговых правонарушениях;
выявить пути совершенствования правового и организационного обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 5
1.1 Правовые основы производства по рассмотрению материалов проверок 5
1.2 Стадии производства по делам о налоговых правонарушениях 9
1.3 Сроки производства по делам о налоговых правонарушениях 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 17
2.1 Статистические данные о налоговых правонарушениях в РФ и ХМАО-Югре 17
2.2 Причины возникновения налоговых правонарушений 21
2.3 Проблемы и пути решения налоговых правонарушений 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Производство по делам о налоговых правонарушениях.docx

— 110.04 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 5

1.1 Правовые основы производства по рассмотрению материалов проверок 5

1.2 Стадии производства по делам о налоговых правонарушениях 9

1.3 Сроки производства по делам о налоговых правонарушениях 15

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 17

2.1 Статистические данные о налоговых правонарушениях в РФ и ХМАО-Югре 17

2.2 Причины возникновения налоговых правонарушений 21

2.3 Проблемы и пути решения налоговых правонарушений 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушении законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Порядок рассмотрения дел  о налоговых правонарушениях  различен в зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение (ст. 100.1 НК РФ). Если налоговое правонарушение выявлено в ходе налоговой проверки (камеральной или выездной), то производство происходит в порядке, установленном  ст. 101 НК РФ.

Практическая значимость работы заключается в том, что  знание механизма производства по делам  о налоговых правонарушениях  не только обеспечивает надлежащий контроль исполнения налогоплательщиками обязанности  по уплате налогов, но и предоставляет  возможность не допустить каких-либо нарушений налоговыми органами прав и законных интересов юридических  и физических лиц.

Многие налогоплательщики  не знают своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, полагаясь  на правильность работы налоговых органов. Даже при нарушении законодательства о налогах и сборах налоговым  органом налогоплательщик не подает жалобы руководителю налогового органа или в вышестоящий налоговый  орган, чтобы защитить свои права, указанные  в НК РФ (ст. 21 НК РФ), что и является актуальностью данной темы.

Цель исследования – проанализировать сущность и порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.

Для достижения названной  цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть теоретические аспекты производства по делам о налоговых правонарушениях;
  2. определить стадии производства по делам о налоговых правонарушениях;
  3. проанализировать проблемы производства по делам о налоговых правонарушениях;
  4. выявить пути совершенствования правового и организационного обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.

Объектом исследования является налоговый контроль.

Предметом исследования выступает  производство по делам о налоговых  правонарушений.

Информационную базу исследования составили научные труды ведущих  отечественных и зарубежных ученых и исследователей в области развития налоговых правонарушений, данные государственной  и ведомственной статистики.

В ходе обработки, изучения и анализа накопленных материалов был использован комплекс методов  экономических исследований, объединенных системным подходом к изучению проблемы: аналитический, монографический, графический, экономико-статистический, абстрактно-логический, сравнительный и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

    1. Правовые основы производства по рассмотрению материалов проверок

В науке налогового права  существуют различные толкования налоговых  правонарушений. Рассматривая теоретические  аспекты налоговых правонарушений, я основывалась на мнении известного научного деятеля Передернина А.В.

Согласно его работам, по материалам проверок налоговые органы уполномочены  осуществлять два вида производств, имеющих общий административно-правовой характер (ст. 10 НК РФ). Производство по делам о налоговых правонарушениях и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений.1

Порядок привлечения к  ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях закреплены в гл. 15, 16 НК РФ и подзаконных актах Минфина и ФНС России.

Необходимо отметить, что  понятие, задачи и структура производства по делам о налоговых правонарушениях  урегулированы  неполно, фрагментарно и противоречиво, что порождает  большое количество правовых споров по таким делам в судах. Вместо четкого и определенного, крайне важного института права в  оборот введены понятия-суррогаты: «рассмотрение акта и других материалов налоговой проверки», «применение  налоговых санкций» и другие термины, прямо нацеливающие правоприменителя на фискальную сущность таких процедур. Введение в действие с 1.01.06. ст. 103 НК РФ «Взыскание налоговых санкций…» вместо «исполнения решения по делу о налоговом правонарушении» усугубило фрагментарность правового регулирования единого по своей сути производства по делу о правонарушении (статья исключена из НК РФ с 1.01.2007).

Однако, несмотря на пробелы в налоговом законодательстве, необходимо выстроить целостную и завершенную систему производства по делам о налоговых правонарушениях, используя аналогию с административным правом, опираясь на разработки специалистов в области теории налогового права.

Немаловажное значение в  укреплении гарантий объективности  производства по делам о налоговых  правонарушениях имеют его принципиальные основы: законность, гласность, открытость, состязательность, равенство граждан, презумпция невиновности и другие принципы, выработанные административным правом и частично закрепленные в НК РФ (рисунок 1).

Рисунок 1. Принципы производства по делам о налоговых правонарушениях

Властными субъектами производства по делам о налоговых правонарушениях  определены налоговые органы, точнее, их должностные лица, уполномоченные проводить проверки и принимать  по их результатам решения. Также другие частники производства по делам налоговых правонарушениях представлены на рисунке 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Участники производства по делам налоговых правонарушениях

В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ федеральным законом  от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений  в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации  и в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с осуществлением мер по совершенствовании  налогового администрирования» существенно  изменены структура и содержание производства по материалам проверок.

Предусмотрено две формы  производств по рассмотрению дел. В  ст. 101.1 НК РФ установлено, что дела о  выявленных в ходе камеральной или  выездной налоговой проверки налоговых  правонарушениях рассматриваются  в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых  правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном  ст. 101.4 НК РФ. В этой связи нуждается  в уточнении содержание иных мероприятий  налогового контроля, в ходе которых  возможно выявление налоговых правонарушений. Обратимся к анализу ст. 82 НК РФ «Общие положения о налоговом  контроле». Как уже отмечалось, в  законодательном определении налогового контроля не раскрыто его содержание, указано, что контроль— это контроль (п. 1 ст. 82), не разграничены его формы  и методы, что затрудняет анализ правовых основ контрольной деятельности налоговых органов. Тем не менее, исходя из положений п. 2 ст. 82 и п. 5 ст. 78 НК РФ можно выделить три формы налогового контроля: камеральную и выездную проверки, совместную с налогоплательщиком сверку уплаченных им налогов. Проверочные действия (методы контроля), указанные в п. 2 ст. 82 и ст. 90–94 НК РФ составляют содержание проверок и помимо этих форм (проверок) проводиться не могут. В п. 6. ст. 101 НК РФ определено, что в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля, которые можно отнести в категорию иных мероприятий. В качестве таких мер налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

К числу иных мероприятий  контрольной деятельности налоговых  органов относятся взаимное информирование уполномоченных органов по вопросам налогообложения (п. 3 ст. 82 НК РФ), предоставление соответствующей информации банками, регистрационными, лицензионными и  иными уполномоченными органами, истребование документов и сведений налоговыми органами, иные сообщения  и другие действия и информация, содержащие сведения о налоговых  правонарушениях ст. 60, 85, 86, 90, 93, 93.1 НК РФ.

Анализируя положения  ст. 100–101.4 НК РФ можно сделать следующие  выводы:2

  • Если по результатам камеральной проверки не выявлены факты противоправной деятельности налогоплательщика, ее итоговый акт не составляется, ее материалы рассматриваются соответствующими руководителями по установленным ФНС России правилам.
  • Если в ходе выездной налоговой проверки фактов нарушений налогового законодательства не выявлено, ее итоговый акт и другие материалы рассматриваются уполномоченным руководителем в порядке, установленном ФНС России.
  • Если по результатам той или иной проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, ее итоговый акт и другие материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в порядке, установленном в ст. 101 кодекса, в течение 10 дней со дня истечения срока, предоставленного налогоплательщику на принесение возражений по акту (в п. 6 ст. 100 НК РФ этот срок определен продолжительностью 15 дней). Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
  • Если нарушения законодательства о налогах и сборах были выявлены по результатам проведения иных мероприятий контрольной деятельности налоговых органов (вне рамок налоговых проверок) акт и другие материалы о правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном в ст. 101.4 НК РФ.

Две формы производства, установленные в НК РФ, по результатам  рассмотрения материалов налоговой  проверки (ст. 101 НК РФ) и о предусмотренных  кодексом налоговых правонарушениях (ст. 101.4) различаются по их основаниям и содержанию.

Основанием производства по вынесению решения являются два  юридических факта: выявление правонарушения в ходе камеральной или выездной налоговой проверки.

Основанием производства по делу в порядке ст. 101.4 НК РФ является факт выявления правонарушения в  ходе осуществления иных мероприятий  налогового контроля (кроме правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 НК РФ).

Различие в их содержании состоит в том, что в первом случае рассматриваются акт и  материалы налоговых проверок и  могут применяться обеспечительные  меры, во втором случае рассматриваются  акт и материалы о правонарушениях, предусмотренных в гл. 16 и 18 НК РФ. Обеспечительные меры не применяются. Субъектам правонарушения в том  и другом случаях могут быть налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, свидетели, специалисты, переводчики, регистрационные, другие органы и иные обязанные лица.

Общее между анализируемыми формами производства по рассмотрению актов и других материалов дела является их административно–процессуальный характер, схожесть порядка рассмотрения и  правового положения участников, единство процессуальной формы актов  и решений, общий порядок обжалования  действий и решений налоговых  органов и их исполнения.

Единство и различие просматриваются  также в структуре (стадиях) производства по делу.

    1. Стадии производства по делам о налоговых правонарушениях

Структуру производства можно  представить несколькими стадиями, то есть относительно самостоятельными и завершенными комплексами процессуальных и проверочных действий, направленными  на достижение промежуточных целей  производства по таким делам (рисунок 3).

Рисунок 3. Структура по делам  о налоговых правонарушениях

  1. Производство камеральной и выездной налоговой проверки. На данной стадии проводится комплекс действий, направленных на установление точного соответствия (несоответствия) требованиям закона исполнения налоговой обязанности проверяемым лицом, выявление и процессуальное закрепление обстоятельств нарушения налогового законодательства. Это своего рода стадия налогового расследования обстоятельств исполнения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) налогового законодательства или совершенного правонарушения.3
  2. Рассмотрение дела и вынесение по нему решения. Это вторая стадия производства, имеющая целью применение закона по конкретному делу. Она реализуется в форме вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101) либо в форме производства по делу о предусмотренных кодексом налоговых правонарушениях (ст. 101.4) (рисунок 4).

Рисунок 4. Стадия рассмотрения дела

  1. Административное и (или) судебное обжалование решения по делу и его пересмотр (ст. 101.2, ст. 137–142 НК РФ). Это факультативная стадия, наличие которой зависит от волеизъявления привлекаемого к ответственности лица (рисунок 5).

Информация о работе Производство по делам о налоговых правонарушениях