Система источников Финансового права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы, и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

Финансы по своей сущности представляют одну из экономических категорий, используемых в современном государствах. Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями.

Осуществление финансовой деятельности государства требует правового урегулирования прав, обязанностей, ответственности, участвующих в нем субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

    Финансовое  право охватывает своим воздействием определенный специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены  тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой  экономический рычаг, как финансы, и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

    Финансы по своей сущности представляют одну из экономических категорий, используемых в современном государствах. Существование  финансов связано с товарно-денежными  отношениями.

    Осуществление финансовой деятельности государства требует правового урегулирования прав, обязанностей, ответственности, участвующих в нем  субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством.

    Финансовое право – необходимое звено в единой цепочке знаний, которое требуется управленческим структурам во всех областях хозяйственных отношений, органам государственной власти и местного самоуправления, предпринимателям и обычным гражданам, поскольку именно эта область права регулирует отношения в бюджетной и налоговой сферах, в области государственного кредита, банковское деятельности и т.д.

    Область финансов и отдельные их стороны  затрагивают нормы из других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область попадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового пава относятся государственные финансы. С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и органов местного самоуправления, а также использованием этих средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственной форме собственности).

    Нужно заметить, что в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские, и т. д., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

    В реферате, посвященном общим положениям о финансовом праве, я хочу осветить такие темы как предмет и источники  финансового права, особенности  построение российской финансовой системы, понятие и виды финансового контроля и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Система, принципы и источники финансового права 

 Финансовое  право состоит из множества отдельных  финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

 Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

 Наиболее  крупные подразделения российского  финансового права — части: Общая и Особенная.

 К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.

 Нормы Общей части финансового права  конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. (например, в раздел «Правовое регулирование государственных доходов» — институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).

 В Особенную  часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы  нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) государственных расходов; з) банковского кредитования' и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.

 В системе  финансового права находит отражение  финансовая система Российской Федерации  как объективно существующая экономическая  категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права. 
 
 
 
 

1.1. Система финансового  права.

 

     Право вые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права  в определенные право вые институты  и подотрасли. Институты – это  взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права- более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

     Поскольку финансово-правовые нормы - это установления государства, то все финансовое право состоит из двух частей - Общей и Особенной.

     К общей части финансового права  относятся нормы, регулирующие общие  принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их право вое положение, а также правовое положение всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.

     Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности подотрасли и институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основной подотраслью финансового права, несомненно, является бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (см. СТ.6 БК РФ). К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие данные отношения, образуют институт, входящий -в данную подотрасль. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

     Бюджет - это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что самостоятельный  раздел финансового права - государственные доходы, где основные нормы - это нормы, регулирующие налоговые  отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важнeйшyю подотрасль финансового права. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.

     Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Банковский кредит, является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.

     Поскольку финансовая деятельность - это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входит институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование.

     Для банковской деятельности очень важен  порядок расчетов, устанавливаемый  в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт. Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы финансового права, где в Обшей части закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов, рассматривается финансовый контроль и дается сравнительная характеристика основных финансово-правовых институтов других государств. В особенной части финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты и подотрасли таким образом, что это становится базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве. 

     1.2. Источники финансового  права 

     Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.

     Основой всех источников финансового права  является Конституция РФ, конституционные  акты субъектов Федерации. Все эти  акты закрепляют право вые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву; так как бюджет - это финансовая основа деятельности государства.

     В настоящее время приняты Бюджетный и Налоговый кодексы. Это, несомненно, основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.

     Финансовая  деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области  этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов Федерации и местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на какие-то изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д.

     Нормы финансового права содержатся и  в подзаконных актах органов  исполнительной власти, которыми в  первую очередь являются постановления  Правительства.

     Немаловажную  роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, Министерства РФ по налогам и сборам, ГТК и даже письма и телеграммы Центрального банка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансового права, подлежащие безусловному исполнению.

     Нормативными  актами являются и соглашения между  финансово-кредитными органами по различным  финансовым вопросам, в том числе  акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке. К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между РФ и зарубежными государствами (зарубежным государством). В соответствии со СТ. 4 БК РФ ист. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.

Информация о работе Система источников Финансового права РФ