Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:40, курсовая работа
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
исследовать причины неразвитости российского рынка страхования финансовых рисков;
провести требующиеся международные сопоставления для адаптации имеющегося зарубежного опыта в отечественной практике;
определить возможные перспективы развития некоторых видов страхования финансовых рисков в России и практические мероприятия по их развитию.
Введение……………………………………………………………………….................
Страхование в рыночной экономике …… …………………………………….............
1.1.Формы организации страхового фонда …………………………………………....
1.2.Страхование как экономическая категория………………………………………..
1.3.Классификация страхования……………………………..........................................
2. Понятие, характеристики и определение риска……………………………………….
2.1.Виды риска и их оценка..............................................................................................
2.2.Рисковые обстоятельства и страховой случай..........................................................
Заключение………………………………………………………..……………………...
Список литературы…………………………………
Министерство
общего и профессионального
ГОУ СПО СО «Каменск-Уральский экономический техникум»
Курсовая работа
по дисциплинам «Финансовое право»
Специальность 030503 «Правоведение»
Форма обучения – очная
Тема: «Страхование как институт финансовой системы»
г. Каменск-Уральский, 2006 г.
Содержание | |
Введение…………………………………………………………
1.1.Формы организации страхового фонда ………………………………………….... 1.2.Страхование как экономическая категория……………………………………….. 1.3.Классификация страхования… 2. Понятие, характеристики и определение риска………………………………………. 2.1.Виды
риска и их оценка............. 2.2.Рисковые
обстоятельства и страховой случай........................ Заключение…………………………………………………… Список
литературы……………………………………………….. Приложения…………………………………………………… |
3 6 6 9 13 20 25 30 33 34 35 |
Введение
Развитие мировых финансовых рынков,
характеризующееся усилением
От того, насколько правильно будет выбран тот или иной инструмент, будет зависеть, в конечном счете, эффективность деятельности компании в целом.
Рыночные преобразования в экономике России вызвали коренное изменение роли и места страхования в системе мер, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов, населения и российского государства в целом. Развитие отечественного страхового рынка стало одной из важных задач экономического реформирования страны. Ее решение способно во многом обеспечить непрерывность общественного воспроизводства.
Система воздействия на страховой рынок со стороны государства в России до сих пор окончательно не сформировалась. Неустойчивость этой системы вызвана не только внутренними факторами его развития, но и является прямым следствием макроэкономических процессов, наблюдаемых в реформирующейся экономике страны.
Актуальность темы исследования предопределена также незавершенностью разработки теоретической основы и классификации страхования финансовых рисков и выявления его особенностей в России.
Важно подчеркнуть особый характер внешней сферы развития российского рынка страховых услуг. В условиях переходного периода добровольное страхование носит фрагментарный характер. Общественная потребность в этом виде услуг значительна, но организационно она лишь начинает формироваться. Очевидно в этом одна из причин односторонности, а, следовательно, и шаткости государственной политики в области страхования, что, в свою очередь объясняет низкую степень развитости страхования финансовых рисков. Незащищенность юридических и физических лиц влечет за собой существенные бюджетные затраты по ликвидации последствий стихийных бедствий, оказанию социальной поддержки гражданам. Незрелость российского страхового рынка - один из факторов слабости инвестиционного климата и общих условий экономической деятельности.
Операторы рынка несостоятельны, как с финансовой точки зрения, так и в профессиональном отношении. Лишь за 1998 и 1999 гг. были лишены лицензии и исключены из государственного реестра к концу 90-х г.г. 860 компаний. К 2000 году было зарегистрировано 1500 страховых компаний, из которых реально работают только 1270. В течение 2000 года с рынка ушли еще около 500 страховщиков. Существующие правовые рамки проведения страхования и система государственного регулирования в этой сфере не обеспечивают достаточных стимулов для развития данной подотрасли страхования. До сих пор существует недоверие к отечественным финансово-страховым инструментам, особенно, когда речь идет о долгосрочных вложениях.
Преодоление неразвитости сферы страхования вообще и финансовых рисков в частности превращается в России в проблему общегосударственную. Между тем, рынок страховых услуг может выступать в качестве важного стабилизирующего фактора экономики. Вышеуказанное позволяет признать актуальность данного курсового проекта.
Главная цель работы предопределяется
раскрытой выше актуальностью: определить
главные направления развития и
особенности российского рынка
страхования финансовых рисков как
важной сферы хозяйственной
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
В соответствии с поставленной целью, объектом исследования является российский рынок услуг по страхованию финансовых рисков и механизм его государственного регулирования.
Предметом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся между субъектами рынка страховых услуг в условиях трансформируемой российской экономики.
1. Страхование в рыночной экономике
1.1 Формы организации страхового фонда
Обязательным элементом
Социальная природа страхового фонда отражает его реальное материальное наполнение. В страховом фонде реализуются коллективные и личные интересы членов общества, определяются разносторонние экономические и социальные аспекты их жизнедеятельности. Высокая хозяйственная и социальная эффективность накопления несовместима с отсутствием субъекта собственности на страховой фонд. В страховом фонде реализуются определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми.
Общественная практика выработала
три основные организационные формы
организации страхового фонда, в
которых субъектам
Под самострахованием понимается создание в децентрализованном порядке обособленного фонда, как правило, в виде натуральных запасов каждым хозяйствующим субъектом. С помощью самострахования достигается оперативное преодоление временных затруднений в процессе производства. В агропромышленном комплексе, используя механизм самострахования, образуются семенной, фуражный и другие натуральные фонды, призванные смягчать или устранять отрицательное воздействие природно-климатического фактора на результаты деятельности сельских хозяйств.
При переходе к рыночной экономике значительно расширяются границы самострахования. Его новая модель трансформируется в фонд риска, который создаётся предприятиями, фирмами, акционерными обществами для обеспечения их деятельности при неблагоприятной экономической конъюнктуре, задержке заказчиками платежей за поставленную продукцию, недостатке средств для погашения полученной ссуды. В условиях рынка предприятия функционируют в неустойчивой, постоянно изменяющейся экономической среде: меняют цену на производимую продукцию, приобретаемые материальные ресурсы, условия получения банковских ссуд, соотношение спроса и предложения, другие факторы хозяйственной деятельности. В то же время предприятия стремятся обеспечить себе устойчивое положение, возможность работать без финансовых и производственных срывов. Достижению этих целей способствует страховой фонд. Обычно предприятия создают такой фонд в размере 15% уставного капитала. В акционерных обществах (АО) и обществах с ограниченной ответственностью (ООО) страховой фонд создаётся в размере, установленном учредительными документами, но не менее 15% уставного капитала. Формирование страхового фонда осуществляется путём ежегодных отчислений до достижения фондом размера, указанного в учредительных документах.
Порядок использования средств страхового фонда предусматривается в уставе предприятия. В частности, АО при недостаточности полученной в истекшем при недостаточности полученной в истекшем году чистой прибыли для выплаты установленных размеров дивидендов. По привилегированным акциям используются средства страхового фонда.
Хозяйственная практика требует, чтобы средства страхового фонда постоянно находились в ликвидной форме: в виде депозитов в банках, акций, котирующихся на фондовой бирже, государственных казначейских обязательств.
Централизованный страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Назначение этого фонда состоит в обеспечение возмещения ущерба и устранении последствий стихийных бедствий и крупных аварий, создавших Ч.С., повлекших крупные разрушения и большие человеческие жертвы. Этот фонд формируется как в натуральной, так и в денежной форме. В натуральной форме он представляет постоянно возобновляемые запасы продукции, материалов, сырья, топлива, продовольствия по ограниченной номенклатуре, которые размещены на специальных базах. В денежной форме эти централизованные государственные финансовые резервы являются достоянием государства. Прерогатива распоряжаться ими принадлежит правительству.
Проблемы безопасности производства и защиты окружающей среды от вредных воздействий техносферы ставят перед страховым фондом новые задачи. Рост масштабов и концентрации производства ведет к накоплению источников потенциальной опасности. Через страховой фонд, вплетенный в структуры народнохозяйственного комплекса, достигаются определенные гарантии мобильности и гибкости хозяйственного механизма, возможности устранить или ограничить факторы техногенного риска.
Страховой фонд страховщика создается за счет большого круга его участников – предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан. Участники этого фонда выступают в качестве страхователей. Формирование фонда происходит в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым страхователем обособленно. Он имеет только денежную форму. Строго целевой характер имеют направления расходования средств фонда: на возмещение ущерба и выплату страховых сумм, в соответствии с установлением страховщиком правилами и условиями страхования. Объем фонда, необходимый для выплат страхового возмещения и страховых сумм, определяется на основе статистики, эмпирических прогнозов и теории вероятностей. При массовом охвате объектов страхования можно с большой степенью достоверности выявить размеры фонда, необходимые для покрытия убытков и выплаты страховых сумм.
В рамках страхового фонда страховщика достигается весьма высокая эффективность использования имеющихся средств. Убытки в данном случае как бы раскладываются на всех участников создания страхового фонда, происходит значительное перераспределение средств, что, в конечном счете приводит к большой маневренности страхового фонда и ускорению оборачиваемости страховых резервов.
Социальная природа страхового фонда отражает его реальное материальное наполнение. В страховом фонде реализуются коллективные и личные интересы его участников, отражаются взаимосвязи между социальными позициями участников экономической деятельности (характер собственности на средства производства, управленческих полномочий и т. д.) и их хозяйственным поведением, его мотивациями и стереотипами.
Информация о работе Страхование как институт финансовой системы