Сущность бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 07:25, курс лекций

Краткое описание

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуется в государственный бюджет значительная часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

FP_7.docx

— 41.55 Кб (Скачать файл)

1.Сущность  бюджета Российской Федерации.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуется в государственный бюджет значительная часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Понятие государственного бюджета  имеет и правовой (законодательный) аспект. С этой точки зрения он рассматривается  как финансовый план государства.

Как правовому акту государственному бюджету дается следующее определение: это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти и закрепляющий юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сердцевиной финансового  планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый  одновременно с планом социального  развития системы как составная  его часть. Финансовый план призван  отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций  общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету  новый статус – стержневого баланса  формирования и расходования централизованного  денежного фонда государства  во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет –  основной финансовый план страны, центральное  звено финансовой системы. Его главное  назначение – с помощью финансовых средств создать условия для  эффективного развития экономики, решения  общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Когда речь идет о государственном  бюджете как финансовом плане, подразумевают  сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

Государственный бюджет как  экономическая категория выражает систему экономических отношений  между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и  населением – с другой, по поводу распределения и перераспределения  совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Понятие государственного бюджета  в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение – фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет формируется  как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального  дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную  стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает  часть прибыли предприятий и  хозяйственных организаций различных  форм собственности.

Сущность бюджета, подобно  любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная. А например, Г. Б. Поляк выделяет следующие  функции бюджета:

  1. перераспределение национального дохода;
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
  4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

2.Понятие  бюджета в материальном, экономическом  и правовом аспектах.

Система государственных  и местных (муниципальных) бюджетов является центральным звеном финансовой системы. Посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

В материальном аспекте как государственный, так и местный бюджет представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т. п. Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т. е. в характеристике бюджета как экономического механизма (категории). В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач государственных и муниципальных образований общего значения и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.

 Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Бюджет в  экономике – это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени. Также в экономическом смысле под бюджетом понимают централизованный в определенных масштабах денежный фонд, который находится в распоряжении органа, наделенного властными полномочиями.  
Материальная сущность бюджета видна из его характеристик как экономической категории. Как нам известно, сущность любой категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджет является наиболее широкой финансово-экономической категорией. Поэтому ему присущи все функции, принадлежащие финансам:  
– перераспределение валового внутреннего продукта;  
– государственное регулирование и стимулирование экономики;  
– финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;  
– контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

С правовой точки зрения, бюджет – форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления

(ст. 6 БК РФ). В то же  время бюджет в Российской  Федерации является законом, то  есть подкрепляется силой государства  и является обязательным для исполнения.

Бюджет является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление  и служит для выражения исключительно  государственных интересов и  интересов муниципального образования. Поэтому отношения в этой сфере  регулируются императивными нормами.

Можно определить, что бюджет – это публичные экономические  отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной  власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося  основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим законодательным (представительным) органом в правовой форме. Однако надо иметь в виду, что в статье 6 БК РФ дано экономически акцентированное  понятие бюджета как формы  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

3.Роль бюджета  в государстве, задачи бюджетной  политики. 

Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы.

Сконцентрированные в  бюджете средства предназначаются  для   осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей природной среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с преступностью и т.д. Все эти задачи имеют общее значение для соответствующей территории.

Аккумуляция в бюджетной  системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики. Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления.

Значение государственного бюджета обусловлено не только величиной концентрируемых в нем средств.* В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы.

Наличие бюджета создает  возможности для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке  времени для страны в целом  или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития. Так, в связи  с финансовым кризисом, происшедшим в 1998 г., бюджет призван содействовать преодолению последствий этого кризиса, поддержанию уровня жизни населения и обеспечению функционирования реального сектора экономики, прекращению спада экономики и другим целям экономической политики в 1999 г.

Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в  связи с таким государственным  устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

Бюджет способствует также  развитию международных связей России, в частности укреплению ее взаимоотношений  с государствами СНГ. Например, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» намечено выделить средства для взноса в бюджет Союза Белоруссии и России в сумме 520 млн. руб., предоставление кредитов государствам — участникам СНГ.

Таким образом, в бюджетной  системе концентрируется часть  национального дохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические и социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны.

Говоря о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике и расстроенность финансовой системы не позволяют государственным и местным бюджетам выполнить в полной мере свое предназначение. В области бюджета такими негативными факторами являются бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), обострение противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджета, несобираемость доходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.

Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов Федерации) и местные бюджеты утверждаются соответствующими представительными органами власти. В результате бюджет приобретает определенную правовую форму. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов, а местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, как правило — решений (ст. 11 БК РФ). Таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение: в упомянутых правовых актах на конкретный отрезок времени определяются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и использование средств.

Помимо бюджета, утверждаемого  в обычном порядке, Закон РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» (ст. 25) предусматривает возможность введения чрезвычайного бюджета. Чрезвычайный бюджет — это бюджет с особым, более жестким правовым режимом использования средств, основанием для установления которого является введение чрезвычайного положения. БК РФ норм о таком бюджете не содержит.

В соответствии с законодательством  составляется также консолидированный бюджет,* т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализа.

Его необходимость обусловлена  тем, что по действующему законодательству все бюджеты существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды, в отличие от положения, существовавшего до 90-х гг., когда высшим органом власти утверждался единый государственный бюджет, который объединял все существовавшие на территории страны бюджеты и отражал в целом их средства.

Информация о работе Сущность бюджета Российской Федерации