Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия. А также рассмотреть стадии бюджетного процесса в целом и по отдельности, на каждом уровне бюджетной системы: федеральном, региональном и уровне муниципальных образований в соответствии с действующим бюджетным законодательством (по возможности на конкретных примерах). В практической части курсовой работы попытаться в соответствии с действующими положениями рассчитать заработную плату работникам муниципальных учреждений.
Введение
В условиях рыночной экономики
государственные финансы
И соответственно, бюджетный
процесс Российской Федерации (тема
курсовой работы) это деятельность
органов государственной
Особенности бюджетного процесса определяются формами правления и государственного устройства. Для федеративных государств (коим является Российская Федерация), характерны единство бюджетного процесса и одновременно его децентрализация. При этом единство определяется общностью принципов и конституционно-законодательной базы организации бюджетного процесса. Децентрализация проявляется в вертикальном измерении, т.е. на каждом бюджетном уровне бюджетный процесс осуществляется в самостоятельном режиме. И горизонтальной децентрализации, следствием чего бюджетный процесс на всех уровнях не концентрируется в рамках одной организационной структуры, а строится на взаимодействии между собой многих таких структур, каждая из которых обладает собственной компетенцией и выполняет свою особую роль в этом процессе.
В главном законе страны Конституции РФ, закреплены принципиальные нормативно-правовые основы бюджетного процесса, определены главные участники бюджетного процесса (ст. 106, ст. 114, ст. 105) и их полномочия. В ст. 132 Конституции РФ закреплены полномочия местного самоуправления по формированию, утверждению и исполнению местных бюджетов.
Цель курсовой работы –
обозначить задачи бюджетного процесса,
установить круг участников бюджетного
процесса и их полномочия. А также
рассмотреть стадии бюджетного процесса
в целом и по отдельности, на каждом
уровне бюджетной системы: федеральном,
региональном и уровне муниципальных
образований в соответствии с
действующим бюджетным
1. Бюджетный процесс в
1.1 Понятие, задачи и этапы
бюджетного процесса. Участники
бюджетного процесса и их
Понятие бюджетного процесса
установлено в Бюджетном
Основными задачами бюджетного процесса являются:
– выявление материальных и финансовых резервов государства;
– максимально приближенный к реальности расчёт доходов бюджетов;
– максимально точный расчёт расходов бюджетов;
– обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
– согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
– осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.
Этапы или стадии бюджетного процесса можно представить в виде схемы, где наглядно видна последовательность этапов и их взаимосвязь между собой (рис. 1.1.1.).
В разделе v БК РФ прописаны участники бюджетного процесса и их полномочия, участниками являются:
– Президент РФ;
– высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
– законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее – законодательные (представительные) органы);
– исполнительные органы государственной власти (исполнительно – распорядительные органы муниципального образования);
– Центральный банк РФ;
– органы государственного (муниципального) финансового контроля;
– органы управления государственными внебюджетными фондами;
– главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
– главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
– главные администраторы (администраторы) источников финансирова – ния дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.[1]
Бюджетные полномочия – это
установленные БК РФ и, принятыми
в соответствии с ним правовыми
актами, регулирующими бюджетные
правоотношения, права и обязанности
органов государственной власти
(органов местного самоуправления)
и иных участников бюджетного процесса
по регулированию бюджетных
Законодательные (представительные)
органы рассматривают и утверждают
соответствующие бюджеты и
Исполнительные органы государственной
власти (исполнительно-
С 2007 г. для субъектов РФ и с 2008 г. – для муниципальных образований вступили в силу нормы БК РФ о временной финансовой администрации, это – федеральный орган исполнительной власти (исполнительной государственной власти субъекта РФ), уполномоченный Правительством РФ (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платёжеспособности субъекта РФ (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъекта РФ) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления), осуществлять и / или контролировать осуществление бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местной администрации).
1.2 Основы составления,
Ранее бюджет любого публичного образования разрабатывался и утверждался на финансовый год, который в РФ соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. В соответствии с реформой бюджетного процесса произошло удлинение бюджетного планирования. В БК РФ установлены новые определения:
– текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
– очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом;
– плановый период – два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом;
– отчётный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году.
Разработкой проектов бюджетов занимаются органы исполнительной власти, непосредственно Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составление проекта бюджета основывается на:
· Бюджетном послание Президента РФ;
· прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
· основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Бюджетное послание Президента
РФ имеет ключевое значение для всех
уровней власти РФ, так как в
нём определяется бюджетная политика
РФ на очередной финансовый год и
среднесрочную перспективу. В отличие
от президентского Послания Федеральному
собранию, которое задаёт общие векторы
развития, бюджетное послание по своей
специфике носит более
Первостепенное значение
имеет прогноз социально-
Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете исполнительные органы составляют и представляют в законодательный (представительный) орган следующие документы:
· основные направления бюджетной и налоговой политики;
· предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги за текущий финансовый год;
· прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
· прогноз основных характеристик (общий объём доходов, общий объём расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо среднесрочного финансового плана;
· пояснительную записку к проекту бюджета;
· методики (проекты методик) и расчёты распределения межбюджетных трансфертов;
· верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода)
· проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
· проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
· проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
· проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
· оценку ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;
· проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
· предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;
· иные документы и материалы.
В соответствии с Федеральным законом №63-ФЗ от 26. 04.2007 г. реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета, с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти. Исходя из этого принципа, введены общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие:
– общие требования к прогнозам социально-экономического развития;
– требования к содержанию СПФ субъекта РФ и муниципального образования;
– состав показателей, утверждаемых в проекте закона (решения) о бюджете и требования, прилагаемых к нему материалам и документам (в том числе – исключение из их состава материалов, реально не используемых при составлении бюджетов);
– порядок и реализация долгосрочных целевых программ;
– этапы и сроки составления проекта бюджета;
– новые принципы планирования инвестиций;
– условия прогнозирования
доходов планирования бюджетных
ассигнований, в том числе: раздельного
планирования расходов на исполнение
действующих и вновь
В основу бюджетного планирования предложено положить широко известный в международной практике метод «скользящей трёхлетки», при котором ранее утверждённые проектировки второго и третьего года становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов. Таким образом метод «скользящей трёхлетки» обеспечивает, с одной стороны, стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.