Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:06, шпаргалка
Государство имеет свои специфические черты, отличающие ее от всех других форм объединения людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и т.п.).
1. Отделение публичной власти от общества , ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и т.п.). Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется через выборы.
1.Сущность и признаки государства.
Государство имеет свои специфические черты, отличающие ее от всех других форм объединения людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и т.п.).
1. Отделение публичной власти от общества , ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и т.п.). Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется через выборы.
2. Территориальное разделение населения . Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории, государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровнородинних связей или религиозными принципами, правда, в истории были примеры, когда границы государства не были четко определены, например, кочевая империя, созданная Чингисханом.
3. Суверенитет . Это такое свойство государственной власти, которая выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым других властей внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), предусматривающий свободу государства от контроля извне.
4. Монополия на легальное применение силы, физическое принуждение. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.п.), а также органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
5. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения . Налоги необходимы для содержания аппарата управления и для материального обеспечения государственной политики.
6. Организация общественной жизни на правовых началах . Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых. В любом современном обществе есть много субъектов власти (семья, церковь, партии и т.п.), однако, высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, является государство. Только ей принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер.
7. Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага . Никакая другая организация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Сущность государства - главное, что обусловливает объективную необходимость существования государства, а также то, чьим интересам он служит. Традиционно исследователи обращают внимание на две главные причины, обуславливающие государство - классовую и обще социальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса (классовая сущность), оно одновременно является организатором "общих дел", т.е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (обще социальная сущность). Как свидетельствует опыт современной демократии, сфера проявления обще социального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многогранность, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне ее. "Снятие" функций классового насилия и расширения функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.
2.Основные теории происхождения государства
Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
Морфологические и
религиозные концепции
- Древнеиндийская теория. Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок.
- Древнекитайская теория. Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын Неба.
- Теологическая теория. Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявлениякак Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
Патриархальные и патерналистические концепции происхождения государства. - В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства.
- Патриархальная теория.Основана на правах, равных перед всеми в обществе. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.
Органические концепции происхождения- В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.