Оценка персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 09:02, реферат

Краткое описание

1. Критерии оценки (основные требования к персоналу)

Применение современных методов объективной оценки труда управленческих работников, и особенно руководителей, в условиях рыночной экономики и демократизации управления приобретает особое значение. Проведение таких оценок накануне аттестации, в процессе выборов руководителя, при формировании резерва кадров на выдвижение, а также в текущих перестановках в кадровом составе - таковы основные практические направления оценочной деятельности организаций.

Содержание

1. Критерии оценки (основные требования к персоналу)…………………….3

2. Правовые аспекты оценки персонала………………….….…………………6

3. Система оценки персонала на предприятии……………………..………….7

4. Количественные методы оценки : Экспертные оценки……….……………7

5. Сущность методов оценки персонала предприятия……………………….16

5. 1. Оценка по методу черт……………………………………………………16

5.2. Оценка на основе анализа труда…………………………………………..18

5.3. Функциональная оценка…………………………………...………………19

5. 4. Методика определения стиля руководства………………………………20

5. 5. Оценка по результатам деятельности коллектива………………...…….20

5.6. Метод анализа структуры управленческой деятельности………………22

5. 7. Целевой метод оценки…………………………………………………….23

6. Диагностическая система оценки……………….…………………………..24

Список используемой литературы………………….…………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка персоонала.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

1. Критерии оценки (основные требования к персоналу)…………………….3

2. Правовые аспекты  оценки персонала………………….….…………………6

3. Система оценки  персонала на предприятии……………………..………….7

4. Количественные методы оценки : Экспертные оценки……….……………7

5. Сущность методов оценки персонала предприятия……………………….16

5. 1. Оценка по методу черт……………………………………………………16

5.2. Оценка на основе анализа труда…………………………………………..18

5.3. Функциональная оценка…………………………………...………………19

5. 4. Методика определения стиля руководства………………………………20

5. 5. Оценка по результатам деятельности коллектива………………...…….20

5.6. Метод анализа структуры управленческой деятельности………………22

5. 7. Целевой метод оценки…………………………………………………….23

6. Диагностическая система оценки……………….…………………………..24

Список используемой литературы………………….…………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Критерии оценки (основные  требования к персоналу) 

     Применение  современных методов объективной  оценки труда управленческих работников, и особенно руководителей, в условиях рыночной экономики и демократизации управления приобретает особое значение. Проведение таких оценок накануне аттестации, в процессе выборов руководителя, при формировании резерва кадров на выдвижение, а также в текущих перестановках в кадровом составе - таковы основные практические направления оценочной деятельности организаций.

     Оценка  является неотъемлемым и важнейшим  элементом в структуре управления трудом управленческого персонала. Она представляет собой определенную систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую выполнять регулятивную функцию в отношении деятельности оцениваемых управленческих работников и руководителей.

     Существует  большое количество "за" и "против" официальной оценки управленческих работников. Аргументом в ее пользу является то, что она способствует решению ряда управленческих задач. Например, помогает руководству определить, кому следует повысить зарплату, кого - повысить в должности, а кого - уволить. Оценка, особенно объективная, побуждает работников работать более результативно. Наличие соответствующей программы и гласность результатов ее выполнения развивают инициативу и вызывают чувство ответственности, стимулируют стремление работать лучше. Такая оценка служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений и увольнений, дает материал для разработки вопросов по найму, позволяет получить необходимую информацию для определения размеров зарплаты и вознаграждения работникам.

     Сегодня в некоторых организациях одним  из важнейших принципов работы с  кадрами является требование объективно оценивать управленческого работника по деловым и личностным качествам. Понятно, что для этого необходимо сформировать соответствующие качественные критерии.

     По  общему признанию специалистов в  области управления любой управленец должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят:

  • знание производства - его технических и технологических особенностей, современных направлений развития;
  • знание экономики - методов планирования, экономического анализа и т. п.
  • умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых, энергетических и трудовых затратах;
  • наличие специальных знаний в области организации и управления производством (теоретических основ, передовых методов и форм, рекомендаций современной отечественной и зарубежной науки управления), а также умение применять их в своей практической деятельности;
  • способность рационально подбирать и расстанавливать кадры;
  • умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач;
  • способность и умение поддерживать дисциплину и отстаивать интересы дела;
  • умение целесообразно планировать работу аппарата управления;
  • распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными;
  • координировать деятельность всех служб и подразделений как единой системы управления организацией;
  • умение планировать и организовывать личную деятельность, сочетать в ней основные принципы управления, применять в зависимости от ситуации наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы;
  • умение проявлять высокую требовательность к себе и подчиненным;
  • конкретность и четкость в решении оперативных вопросов и повседневных дел;
  • учитывать и контролировать результаты своей работы и работы коллектива;
  • стимулировать работников, принимать на себя ответственность в осуществлении своих решений;
  • устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в своей работе и работе подчиненных.

     В условиях рыночной экономики предъявляются  повышенные требования и к личностным качествам управленческого работника. В кадровой работе ряда организаций методические материалы содержат перечень таких качеств управленческих работников, как:

  • честность, справедливость,
  • умение работника наладить доброжелательные отношения с подчиненными,
  • выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах,
  • целеустремленность,
  • принципиальность,
  • решительность в принятии управленческих решений,
  • а также настойчивость и энергичность в их реализации,
  • умение отстоять свое мнение,
  • самокритичность в оценках своих действий и поступков,
  • умение выслушивать советы подчиненных,
  • правильное восприятие критики с умением делать соответствующие выводы,
  • умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено,
  • умение пользоваться своими правами и полномочиями, особенно в случаях применения административного и организационного воздействия,
  • а также умение личным примером и поведением в повседневной жизни положительно воздействовать на подчиненных.
 

     2. Правовые аспекты  оценки персонала

     Знание  и понимание законодательства представляется первоочередным вопросом во многих сферах управления персоналом. Это касается и его оценки, которая должна проводиться в строгом соответствии с существующим трудовым законодательством России.

     Вот некоторые рекомендации (согласно американским данным) по построению системы оценки, которую работодатель при необходимости сможет защитить в суде:

  1. решения по персоналу не должны различаться для лиц разного пола, возраста, национальности и религии рассматриваемых лиц;
  2. официальная система подачи жалоб и пересмотра решений на фирме должна быть доступна для лиц, несогласных с этими решениями;
  3. следует использовать более одного независимого оценщика;
  4. во всех действиях важно руководствоваться официальной системой принятия кадровых решений;
  5. лица, производящие оценку, должны иметь доступ к материалам, характеризующим результативность труда оцениваемого работника;
  6. следует избегать оценки таких качеств, как "надежность", "энергичность", "способность" и "личное отношение";
  7. данные по оценке результативности труда должны проверяться эмпирически;
  8. стандарты результативности труда должны быть известны работникам;
  9. оценщиков следует снабжать указаниями по проведению оценки результативности труда;
  10. оценку следует проводить по отдельным специфическим рабочим навыкам, а не в "общем";
  11. работникам следует предоставлять возможность ознакомиться с мнениями относительно их качеств.
 

3. Система оценки  персонала на предприятии 

     Система оценки результативности труда должна обеспечивать точные и достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные и точные данные. Специалисты рекомендуют создавать основу для такой системы в шесть этапов:

  1. установить стандарты результативности труда по каждому рабочему месту и критерии ее оценки;
  2. выработать политику проведения оценок результативности труда, то есть решить, когда, сколь часто и кому следует проводить оценку;
  3. обязать определенных лиц производить оценку результативности труда;
  4. вменить в обязанности лицам, производящим оценку, собирать данные по результативности труда работников;
  5. обсудить оценку с работником;
  6. принять решение и задокументировать оценку.
 

4. Количественные методы оценки : Экспертные оценки

     Количественные  оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок. При этом для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6-7 критериев. Например:

  1. способность организовывать и планировать труд;
  2. профессиональная компетентность;
  3. сознание ответственности за выполняемую работу;
  4. контактность и коммуникабельность;
  5. способность к нововведениям;
  6. трудолюбие и работоспособность.

     По  каждому из этих критериев на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соответствующая оценка по избранной, например, пятибалльной шкале (отлично - 5; хорошо - 4; удовлетворительно - 3; не -удовлетворительно - 2; плохо - 1).

     Оценки  по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению. Например, при оценке по критерию "способность организовывать и планировать труд":

     "1" - явно неорганизованный работник  и руководитель;

     "2" - не умеет организовывать и  планировать свой труд и труд  подчиненных;

     "3" - умеет организовать трудовой  процесс, но не всегда удачно планирует работу;

     "4" - умеет хорошо организовывать  и планировать свой труд и  труд подчиненных;

     "5" - умеет создавать и поддерживать  четкий порядок в работе на основе эффективного планирования.

     По  своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность определенные качества всегда имеют различный удельный вес, что устанавливается экспертным путем. Например, по шести указанным выше критериям могут быть приняты определенные значения.

     Для определения общей оценки деловых  и организаторских качеств кандидата на управленческую должность составляется специальный оценочный лист.

     Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин  кандидат заместить должность в  аппарате управления. Наибольшая возможная оценка - 5, а самая низкая - 1.

     Образование, стаж работы и возраст работника  должны обязательно учитываться  при оценке деловых качеств. Дело в том, что образование - одна из основных качественных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы - количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи со стажем работы.

     Данные  об образовании кандидата, его стаже  и возрасте учитываются путем  расчета коэффициента профессиональной перспективности по формуле:  

     К = Оу.обр. (1 + С/4 + В/18), где

     Оу.обр. - оценка уровня образования, которая обычно принимается (составляет

     0,15 для лиц, имеющих незаконченное среднее образование;

     0,60 - для лиц со средним образованием;

     0,75 - для лиц со среднетехническим  и незаконченным высшим образованием;

     1,00 - для лиц с высшим образованием  по специальности;

     С - стаж работы по специальности. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 4 (в связи с тем, что, как установлено, стаж в 4 раза меньше влияет на результативность труда, чем образование);

     В - возраст. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 18 (установлено, что влияние возраста на результативность труда в 18 раз меньше, чем влияние образования). При этом за верхний предел возраста для мужчин принимается 55 лет, а для женщин - 50.

Информация о работе Оценка персонала