Понятие, цель и задачи финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 09:10, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый менеджмент предприятия представляет собой систему управления финансами предприятия, направленную на достижение стратегической цели его развития и решение тактических задач. Целевая ориентация финансового менеджмента неразрывно связана с целью функционирования предприятия и реализуется с ней в едином комплексе. Цель: максимизация благосостояния собственников предприятия в текущей и долгосрочной перспективе путём максимизации его рыночной стоимости. Задачи: 1.обеспечение формирования достаточного объёма финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

Вложенные файлы: 1 файл

ФМ.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

ФМ 1. Понятие, цель и задачи финансового менеджмента

Финансовый менеджмент предприятия представляет собой систему управления финансами предприятия, направленную на достижение стратегической цели его развития и решение тактических задач. Целевая ориентация финансового менеджмента неразрывно связана с целью функционирования предприятия и реализуется с ней в едином комплексе. Цель: максимизация благосостояния собственников предприятия в текущей и долгосрочной перспективе путём максимизации его рыночной стоимости. Задачи: 1.обеспечение формирования достаточного объёма финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Реализуется путём определения общей потребности в финансовых ресурсах на предстоящий период, максимизации объёма привлечения собственных финансовых ресурсов, определения целесообразности и объёма привлечения финансовых ресурсов за счёт внешних источников, оптимизации структуры ресурсов по источникам формирования; 2.обеспечение наиболее эффективного распределения и использования сформированного объёма финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. Предусматривает установление необходимых пропорций в использовании финансовых ресурсов на цели экономического (операционная, финансовая и инвестиционная деятельность) и социального развития предприятия; 3.оптимизация денежного оборота. Решается путём эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств, обеспечением синхронизации объёмов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам, поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов; 4.обеспечение максимизации прибыли предприятия при заданном уровне финансового риска. Достигается за счёт эффективного управления активами предприятия, выбора наиболее рентабельных направлений операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, осуществления эффективной налоговой, амортизационной и дивидендной политики. Максимизация уровня прибыли достигается при возрастании финансовых рисков, уровень которых устанавливается собственниками или менеджерами предприятия с учётом их рисковых предпочтений; 5.обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его поступательного экономического развития. В данном случае под финансовым равновесием понимается высокий уровень финансовой устойчивости, что обеспечивается оптимизацией структуры капитала предприятия (и его составляющих), достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей; 6.обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности. Потребность оперативного реинвестирования капитала может быть обусловлена изменением конъюнктуры товарного или финансового рынков, возникновением новых стратегических задач развития предприятия, снижением отдачи в отдельных секторах хозяйственной деятельности предприятия и другими причинами. Реинвестирование в новые высокодоходные проекты направлено на рост уровня прибыли, завоевание новых рыночных сегментов и решения других задач, обеспечивающих возрастание рыночной стоимости предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФМ 4. Операционный леверидж как инструмент финансового менеджмента. Сила воздействия операционного  левериджа и его роль в управлении предпринимательским риском

Операционный  леверидж (рычаг) занимает важное место в системе инструментов управления прибылью. Регулируя соотношение между постоянными и переменными затратами можно влиять на величину операционной прибыли. Действие операционного левериджа проявляется в том, что любое изменение выручки от продаж всегда сопровождается более значительным изменением операционной прибыли. Для оценки действия операционного (производ-го) левериджа исп-ся «сила воздействия операционного левериджа» (эффект операционного левериджа %): СВОЛ = ВМ/П * 100, ВМ-валовая маржа; П - операционная прибыль.ВМ=выручка от продаж – переменные затраты. ВМ=сумма покрытия. Желательно, чтобы ВМ хватило и на покрытие постоянных расходов, и на форм-е прибыли.Сила воздействия операционного рычага показывает процентное изменение прибыли в результате изменения выручки от продаж на один процент. Основные закономерности  действия СВОЛ сводятся к: 1.СВОЛ в знач-й степени зависит от структуры операционных затрат. Отношение суммы постоянных затрат к общей величине затрат называется коэффициентом операционного левериджа. Чем выше значение коэффициента, тем сильнее воздействие операционного рычага. Зависимость СВОЛ от уровня постоянных затрат: СВОЛ↑ = ВМ / П =ВМ/  (ВМ – Зпост.). Т. о., регулируя соотношение доли постоянных и переменных затрат можно воздействовать на СВОЛ и на величину прибыли. 2. При снижении выручки от продаж СВОЛ возрастает: каждый процент снижения выручки даёт всё более значительный процент снижения прибыли. СВОЛ ↑ = ( Впрод ↓ – Зпер. ↓)/(ВМ ↓ – Зпост.) ↓↓. 3.При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности уже пройден, СВОЛ убывает: каждый процент прироста выручки влечёт за собой всё меньший процент прироста прибыли. Это обусловлено уменьшением доли постоянных затрат в общей их сумме. С операционным левериджем связана оценка предпринимательского риска-это риск неполучения операционной прибыли, т.е. невозможности покрыть затраты по производству и реализации продукции. СВОЛ характеризует степень предпринимательского риска: чем больше значение СВОЛ, тем выше риск. Это обусловлено механизмом влияния на СВОЛ удельного веса постоянных затрат в их общей сумме. Постоянные затраты связаны с величиной основных средств. Чем выше стоимость фондов, тем больше доля постоянных расходов и сильнее действие операционного левериджа. Это необходимо учитывать при оценке предпринимательского риска. При неблагоприятных прогнозах ситуации, на рынке и прогнозируемом снижении выручки от реализации нельзя допускать значительного роста фондооснащённости предприятия. Если рыночные условия способствуют развитию предприятия и предполагается рост выручки, то увеличение стоимости основных фондов и сопутствующее ему повышение постоянных затрат обеспечит больший прирост прибыли вследствие действия операционного рычага. Необходимо учитывать, что это может затруднить способность предприятия маневрировать при изменении рыночной ситуации, усложняет процессы диверсификации деятельности, изменения её профиля и масштабов. Чем выше стоимость основных фондов, тем больше предприятие «увязает» в рыночной нише, в которой существует. Высокий уровень предпринимательского риска характерен для небольших предприятий, специализирующихся на производстве одного вида продукции. СВОЛ связана с показателем «запас финансовой прочности» (ЗФП), характеризующим отклонение планируемой выручки от продаж от точки безубыточности (критического объёма продаж): ЗФП = Впрод -Впрод.кр. = Зпост./(Впрод.-ВМ/Впрод.) = (Зпост.*Впрод.) /(Впрод. - ВМ) = Зпост./(Впрод.(1 – ВМ)) =Впрод.*(1/СВОЛ), где Впрод.кр. – критический объём продаж (т. безубыточности, порог рентабельности). СВОЛ и ЗФП находятся в обратной зависимости: чем выше сила воздействия операционного левериджа, тем ниже запас финансовой прочности (то есть выше предпринимательский риск).

 

 

 

ФМ 2. Понятие  стоимости капитала. Средневзвешенная и предельная ст-сть капитала. Определение стоимости собственного и заёмного капитала

Стоимость капитала («Cost of capital») – это сумма средств, которую должно уплатить предприятие за использование привлекаемых на рынке капитала финансовых ресурсов. Стоимость капитала определяется затратами на его привлечение – это сумма регулярных выплат владельцам из расчёта суммы привлечённого капитала. Отсюда стоимость капитала выражается в годовых расходах по обслуживанию задолженности предприятия перед собственниками, инвесторами, кредиторами (в процентах к сумме привлечённого капитала).

Определение средневзвешенной стоимости  капитала основывается на поэлементной оценке стоимости каждой из его составляющих (собственного капитала, банковского кредита, товарного кредита, финансового лизинга, и др.). Средневзвешенная стоимость (weighted average cost of capital – WACC) представляет собой среднеарифметическую взвешенную величину стоимости отдельных элементов капитала. ССК=ΣСiДi, где ССК - средневзвешенная стоимость капитала; Сi - стоимость i – того элемента капитала; Дi - удельный вес i – того элемента капитала в его общей сумме. Минимизация средневзвешенной стоимости способствует достижению цели финансового менеджмента - максимизации благосостояния собственников предприятия путём максимизации его рыночной стоимости.Под предельной стоимостью капитала («marginal cost of capital» - МСС) понимается уровень стоимости каждой новой его единицы, дополнительно привлекаемой предприятием. Предельная стоимость рассчитывается на основе прогнозных значений расходов предприятия по воспроизводству требуемой структуры капитала при сложившихся условиях финансового рынка. ПСК=ΔССК/ΔК, где ΔССК-прирост средневзвешенной стоимости капитала, ΔК-прирост суммы капитала. Средневзвешенная стоимость капитала рассчитывается на основе определения стоимости отдельных элементов собственного и заёмного капитала. Включает: Стоимость функционирующего собственного капитала Сск= (ЧП/Кс) *100 , где  ЧП – сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам в отчётном периоде; Кс – средняя сумма собственного капитала. Стоимость дополнительно привлекаемого капитала за счёт эмиссии акций Сдк= (Дакц/ (Ка-Зэа))*100, где   Дакц.- сумма дивидендов по акциям; Ка – сумма акционерного капитала; Зэа – затраты по эмиссии акций. Стоимость заёмного капитала в виде банковского кредита Скр=(ПК/СМК)*100, где ПК – проценты за кредит (сумма); СМК = КР – (ПК+ ОК) – средства, мобилизованные с помощью кредита; КР – сумма кредита; ОК – сумма обеспечения кредита, вносимая на депозитный счёт в банке. Стоимость финансового лизинга Сфл=(Сл – НА) * (1- СНП) * 100 /(1 – Зфл), где Сл- годовая ставка процента по лизингу, %; НА – годовая норма амортизации актива, привлечённого по лизингу, %; СНП – ставка налога на прибыль (десятичная дробь);Зфл-отношение расходов по привлечению актива на условиях финансового лизинга к стоимости данного актива (в виде десятичной дроби).Стоимость заёмного капитала, привлекаемого за счёт эмиссии облигаций Сэо=Побл*100/СОтек где Побл-сумма процентов, выплаченная по облигациям; СОтек-текущая стоимость облигаций.Стоимость коммерческого (товарного) кредита Сткр=((ЦС * 360) * (1 - СНП) * 100)/ Д, где ЦС- уровень ценовой скидки при осуществлении наличного платежа, %; Д- продолжительность отсрочки платежа поставщиками товарно-материальных ценностей, в днях. Стоимость внутренней кредиторской задолженности (текущих обязательств предприятия по расчётам) приравнивается к нулю, так предприятие не несёт никаких расходов по обслуживанию долга.

 

 

 

 

 

 

ФМ 3. Эффект финансового  левериджа: концепции и роль в  управлении  финансовым риском

Финансовый леверидж-это отношение заемного капитала компании к собственным средствам, он характеризует степень риска и устойчивость компании. Эффект финансового левериджа (рычаг) («Degree of Financial Leverage» - DEL) является одним из основных инструментов управления целевой структурой капитала (соотношения собственных и заёмных источников его формирования). ЭФЛ показывает, на сколько процентов увеличивается сумма СК за счет привлечения ЗК в оборот предприятия. Две концепции ЭФЛ: 1.Западноевропейская теория фин менеджмента ЭФЛ-приращение к рентабельности собственного капитала вследствие привлечения заёмных источников финансирования. ЭФЛ =((Рк – ПК) * (1 – СНП) *ЗК)/ СК , где ЭФЛ - %;СНП-ставка налога на прибыль, десятич дробь; Рк – экономическая рентабельность капитала (отношение операционной прибыли до выплаты процентов за пользование заёмным капиталом и налога на прибыль к средней стоимости совокупного капитала), %; ПК – средняя расчётная ставка процента по заёмному капиталу, %; ЗК – средняя сумма заёмного капитала;СК - средняя сумма собственного капитала. Три составляющие формулы: 1) Налоговый корректор (1 – СНП) показывает, в какой степени проявляется ЭФЛ в связи с различным уровнем налогообложения. Налоговый корректор практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается в законодательном порядке; 2) Дифференциал ФЛ (Рк – ПК) основной фактор, формирующий положительное значение ЭФЛ (при Рк > ПК). При прочих равных условиях, чем выше положительное значение дифференциала финансового рычага, тем весомее его эффект. При падении объёма предложения ссудного капитала, стоимость привлечения ЗК может резко возрасти и превысить уровень операционной прибыли, генерируемой активами предприятия; А снижение фин устойчивости в процессе интенсивного привлечения ЗК приводит к увеличению риска банкротства, что повышает процентные ставки за кредит с учётом премии за доп риск. Т.о. дифференциал ФЛ может быть =0 или быть отрицательным. Т.о. рентабельность СК снизится, т. к. часть генерируемой им прибыли уйдет на обслуживание долга, полученного под высокие проценты. 3) Коэффициент ФЛ (плечо ФР=ЗК/СК) характеризует сумму заёмного капитала, используемого предприятием в расчёте на единицу собственного капитала. Данное соотношение является своего рода рычагом, который преумножает положительный или отрицательный эффект дифференциала. Любое увеличение коэффициента ФЛ будет вызывать ещё больший прирост рентабельности СК. При неизменном дифференциале коэффициент ФЛ отражает степень фин риска и является главным фактором, влияющим на уровень рентабельности СК. При неизменной величине коэффициента «+» или «-» значение дифференциала генерирует как увеличение суммы и уровня прибыли на СК, так и финансовый риск её потери. Следовательно:*Привлечение допо ЗК целесообразно при условии роста ЭФЛ. *Регулирование уровня ЭФЛ производится предприятием дифференциал и коэффициент ФЛ. *Дифференциал и коэффициент ФЛ отражают степень фин риска для предприятия и его кредиторов. Основ задача состоит не в том, чтобы исключить все риски, а в том, чтобы выбрать наиболее рациональный его уровень в пределах «+» значения дифференциала. 2. Школа фин менеджмента США и Канады. ЭФР- изменение чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию, вызываемое изменением прибыли до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль. СВФЛ = ∆ЧПакц. % / ∆П% , где ∆ЧПакц. % – изменение чистой прибыли на обыкновенную акцию, %; ∆П% – изменение операционной прибыли (до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль), %. СВФЛ характеризует изменение (в %) чистой прибыли на акцию при изменении операционной прибыли на один процент. СВФЛ =П/ (П – ПК), где ПК-сумма % за кредит. Следует, что СВФЛ увеличивается с ростом процентов за кредит и уменьшением операционной прибыли.Если заёмные источники не используются, то СВФЛ=1. Чем больше значение СВФЛ, тем выше уровень финансового риска, как для предприятия, так и для инвестора:- для банка возрастает риск непогашения кредита и процентов;- для вкладчиков увеличивается риск снижения дивидендов на принадлежащие ему акции. Концепция позволяет рассчитать сопряжённый эффект фин и операционного рычагов и оценить совокупный риск, связанный с деятельностью предприятия.

ФМ 5. Элементы операционного анализа: порог рентабельности и запас финансовой прочности

Операционный (маржинальный) анализ – м-д обоснования управленческих решений, основанный на изучении причинно-следственных взаимосвязей между объёмом продаж, прибылью и затратами с учётом деления затрат на переменные и постоянные (Cost – Volume – Profit – relationships; «CVR»). Он обладает широкими возможностями, в частности, используется для обоснования следующих управленческих решений: по наращиванию производственной мощности предприятия («эффект кривой опыта»); принятию дополнительного заказа по цене ниже критического уровня; альтернативе «производить или покупать»; выбору вариантов оборудования и технологии производства; оптимизации результатов деятельности с учётом ограничений на ресурсы и др. Основными элементами операционного анализа являются: операционный леверидж (рычаг), порог рентабельности и запас финансовой прочности.   

Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации)) – это такой объем продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции. Порог рентабельности определяется как выручка от реализации, при которой предприятие уже ни имеет убытков, но не получает и прибыли, то есть финансовых средств от реализации после возмещения переменных затрат хватает лишь на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю. Точка безубыточности в натуральном выражении по производству и реализации конкретного изделия (Тб) определяется отношением всех постоянных затрат по производству и реализации конкретного изделия (Зпост) к разности между ценой (выручкой) (Ц) и переменными затратами на единицу изделия (Зуд. пер.).Т.безуб-сти в стоимостном выражении определяется как произведение критического объема производства в натуральном выражении и цены единицы продукции.

Расчет порога рентабельности широко используется при планировании прибыли и определении финансового состояния предприятия.

Запас финансовой прочности пок-ет, на ск-ко можно сократить реализацию (пр-ство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы: Запас финансовой прочности = Выручка – Порог рентабельности

ЗФП пр-ятия выступает  важнейшим показателем степени  финансовой устойчивости. Расчет этого  показателя позволяет оценить возможности  дополнительного снижения выручки  от реализации продукции в границах точки безубыточности.

На практике возможны три ситуации, которые по-разному  будут отражаться на величине прибыли  и запасе финансовой прочности предприятия: 1) объем реализации совпадает с объемом производства; 2) объем реализации меньше объема производства; 3) объем продаж больше объема производства.

Информация о работе Понятие, цель и задачи финансового менеджмента