Роль государственного финансового контроля в обеспечениии финансовой безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление направления совершенствования государственного финансового контроля экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи государственного финансового контроля;
- рассмотреть органы и формы государственного финансового контроля;
- выявить проблему финансовой безопасности РФ;
-выявить направления совершенствования государственного финансового контроля в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………......…3 стр.
Характеристика современной системы государственного финансового контроля…………………………………………………………………………4 стр.
Государственный финансовый контроль: сущность, цели и задачи……...4 стр.
Система государственного финансового контроля………………………...7 стр.
Органы государственного финансового контроля…………………………9 стр.
Формы государственного финансового контроля………………………...10 стр.
Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России…………………………………………...12 стр.
2.1 Сущность проблемы финансовой безопасности РФ……………………..12 стр.
2.2 Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России…………………………………………….15 стр.
2.3 Основные направления совершенствования государственного финансового контроля РФ…………………………………………………………………….20 стр.
Заключение……………………………………………………………………27 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль государственного финансового контроля в обеспечениии финансовой безопасности РФ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………….…………......…3 стр.

Характеристика  современной системы государственного финансового контроля…………………………………………………………………………4 стр.

    1. Государственный финансовый контроль: сущность, цели и задачи……...4 стр.
    2. Система государственного финансового контроля………………………...7 стр.
    3. Органы государственного финансового контроля…………………………9 стр.
    4. Формы государственного финансового контроля………………………...10 стр.

Место и роль государственного финансового  контроля в обеспечении финансовой безопасности России…………………………………………...12 стр.

2.1 Сущность  проблемы финансовой безопасности РФ……………………..12 стр.

2.2 Государственный  финансовый контроль как средство  решения проблемы финансовой  безопасности России…………………………………………….15 стр.

2.3 Основные  направления совершенствования государственного финансового контроля РФ…………………………………………………………………….20 стр.

Заключение……………………………………………………………………27 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление рыночных отношений в  экономике предопределяет ряд существенных изменений всех механизмов управления. Особое место в них занимает государственный финансовый контроль. От эффективности его работы во многом зависят результаты работы по обеспечению финансовой безопасности страны.

Таким образом, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии обеспечения финансовой безопасности, где особую роль в решении проблемы финансовой безопасности Российской Федерации должен играть эффективный и действенный государственный финансовый контроль.

Целью данной курсовой работы является выявление направления совершенствования государственного финансового контроля экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства.

В соответствии с указанной целью  поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность, цели и задачи государственного финансового контроля;

- рассмотреть органы и формы  государственного финансового контроля;

- выявить проблему финансовой  безопасности РФ;

-выявить направления совершенствования  государственного финансового контроля  в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства.

Объектом исследования выступает  система государственного финансового  контроля РФ.

Предметом исследования является совершенствование  системы государственного финансового  контроля в аспекте обеспечения  финансовой безопасности РФ.

 

 

 

 Характеристика современной системы государственного финансового контроля

1.1 Государственный  финансовый контроль: сущность, цели  и задачи

Государственный финансовый контроль (ГФК) - это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок и злоупотреблений в  управлении государственными хозяйственной  деятельности и отчуждаемыми  нематериальными объектами государственной  собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

2) денежными и материальными  ресурсами (капиталами), используемыми  в несоблюдении финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

3) недостатков в организации  систем управления (в том числе  внутреннего контроля) финансово-хозяйственной  деятельностью государственных  организаций (в том числе бюджетных  учреждений) и их объединений,  организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;

4) угроз финансовой безопасности  государства.

В общем и целом цель ГФК - обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:

1) управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования)  государственными финансовыми и  материальными (материальными продуктами  человеческой деятельности, природными  видами собственности) ресурсами,  нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями - например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами);

2) обеспечению их сохранности  и приумножения для выполнения  функций государства, а также  созданию всех условий для  этого;

3) обеспечению законности и оптимальности  (в свете государственной политики) функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства;

4) обеспечению финансовой безопасности  государства.

Достижение цели ГФК обеспечивается реализацией следующих основных задач:

- организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных  и расходных статей федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов  федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и  своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- обеспечение поступления в  доходную часть государственного  бюджета

налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

- оценка эффективности деятельности  министерств и ведомств по  использованию средств государственного  бюджета и внебюджетных средств;

- контроль за правильностью  ведения бухгалтерского учета  и отчетности;

- улучшение бюджетной и налоговой  дисциплины;

- выявление резервов роста доходной  базы бюджетов различных уровней  и снижения расходной части  бюджета;

- контроль за реализацией механизма  межбюджетных отношений;

- проверка обращения средств  бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

- контроль за формированием  и распределением целевых бюджетных  фондов финансовой поддержки  регионов;

- контроль за обеспечением финансовой  безопасности государства (в ходе  бюджетного процесса и др.);

- пресечение незаконных решений  по предоставлению налоговых  и

таможенных льгот, государственных  дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

- выявление финансовых злоупотреблений  в сфере бюджетных и межбюджетных  отношений;

- проведение профилактической  информационной работы с целью  повышения бюджетной дисциплины.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий  для финансовой стабилизации.

 

 

 

1.2 Система государственного финансового контроля

В результате действия всех ветвей государственной  власти в России сформировалась целостная, отвечающая принятым в международной  практике нормам система государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации реализуется в форме общегосударственного, бюджетно-финансового и ведомственного.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие  субъекты независимо от формы собственности  или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль. Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение хозяйствующими субъектами финансового законодательства и финансовых интересов государства. Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль. Этот контроль возложен на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его службы на местах.

Ведомственный финансовый контроль - это внутренний контроль отдельных  государственных ведомств, объектом которого является производственная и  финансовая отчетность подведомственных мероприятий, организаций и учреждений.

Бюджетно-финансовый контроль - контроль, проводимый в бюджетно-финансовой сфере, предметом которого являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджетно-финансовый контроль в России осуществляют:

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления, которые имеют право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для проведения внешнего аудита бюджетов;

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления - Министерства финансов Российской Федерации, Федеральное Казначейство, финансовые органы и органы финансового контроля, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Непосредственно бюджетно-финансовый контроль проводят:

В области использования средств  федерального бюджета; внешний контроль (по заявкам представительных и исполнительных органов власти) - Счетная палата Российской Федерации; Внутренний межведомственный и ведомственный (по линии Минфина  России) контроль - Счетная палата Российской Федерации; внутренний межведомственный и ведомственный (по линии Минфина России) контроль - Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Федерации;

В области использования средстве региональных бюджетов: внешний контроль (по заявкам представительных и исполнительных органов власти) - контрольно-счетные  органы субъектов Федерации, внутренний межведомственный и ведомственный (по линии администраций регионов и их финансовых органов) - финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств, а также созданные исполнительной властью региональные органы финансового контроля.

 

 

 

1.3 Органы государственного финансового контроля

В России ГФК осуществляется в установленном  порядке (тем или иным образом) всеми  органами государственной власти и  управления в соответствии с  их компетенцией. Но основная роль при этом все же отведена регламентированной законодательством деятельности специальных государственных контрольных органов. Такие органы целесообразно разграничивать в соответствии с их компетенцией (приложение 1). В данном аспекте различают:

1) Органы ГФК общей компетенции.  Они осуществляют контроль в  отношении достаточно широкого  круга объектов и вопросов  согласно сферам своей деятельности. Такими органами, в частности,  являются: Счетная палата РФ, счетные  (контрольно-счетные) палаты субъектов РФ, Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, территориальные КРУ Минфина России, Главное контрольное управление Президента РФ (а также региональные отделения указанных органов), созданные при администрациях (правительствах) субъектов РФ, органы ГФК, осуществляющие отдельные функции финансового контроля, подразделения парламента РФ и законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ (например, бюджетно-финансовые комиссии, комитеты, рабочие группы, созданные для проработки тех или иных вопросов, связанных с государственными финансами) и др.

2) Органы ГФК отраслевой компетенции.  Они осуществляют контроль в  конкретных отраслях. Это органы  ГФК в составе федеральных  и республиканских министерств, ведомств и иных органов государственной власти и управления, осуществляющие ГФК в определенных отраслях или видах деятельности (например: Департамент страхового надзора Минфина России, Департамент инспектирования кредитных организаций Банка России и др.).

3) Органы ГФК межотраслевой компетенции.  Они контролируют определенные  сферы финансово-хозяйственной деятельности  объектов контроля вне зависимости  от их отраслевой принадлежности (например: МНС России, ФСНП России, органы Федерального казначейства  России, ГТК России, иные государственные комитеты и комиссии и др.).

Информация о работе Роль государственного финансового контроля в обеспечениии финансовой безопасности РФ