Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что акцизы являются одним из источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доходы, полученные от акцизов характеризуются легкостью сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Целью работы является определение понятия «акцизы», изучение основных положений об акцизах согласно законодательству, определение роли акцизов в формировании бюджета.
Введение
Глава I: Теоретические аспекты акцизного налогообложения
1.1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление
1.2. Экономическая сущность акцизного налогообложения.
Глава II: Основные положения законодательства Республики Казахстан об акцизах
2.1. Понятие акцизов и объекты обложения акцизами
2.2. Плательщики акцизов
2.3. Ставки акцизов
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов
2.5 Сроки уплаты акциза
2.6. Место уплаты акциза
2.7. Налоговый период, налоговая декларация и налоговая база
2.8. Экспорт подакцизных товаров
2.9. Импорт подакцизных товаров
Глава III: Роль акцизов в формировании государственного бюджета
3.1. Понятие государственного бюджета
3.2. Акцизы в формировании государственного бюджета
3.3. Планирование поступления акцизов в бюджет
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский институт рынка
Кафедра ______________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету «Финансы» на тему:
«Акцизы и их роль в формировании бюджета»
Выполнила:
Студентка 2 курса 205 группы
Дюсембаева Динара
Проверила:
__________________________
Алматы 2009
Содержание
Введение
Глава I: Теоретические аспекты акцизного налогообложения
1.1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление
1.2. Экономическая сущность акцизного налогообложения.
Глава II: Основные положения законодательства Республики Казахстан об акцизах
2.1. Понятие акцизов и объекты обложения акцизами
2.2. Плательщики акцизов
2.3. Ставки акцизов
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов
2.5 Сроки уплаты акциза
2.6. Место уплаты акциза
2.7. Налоговый период, налоговая декларация и налоговая база
2.8. Экспорт подакцизных товаров
2.9. Импорт подакцизных товаров
Глава III: Роль акцизов в формировании государственного бюджета
3.1. Понятие государственного бюджета
3.2. Акцизы в формировании государственного бюджета
3.3. Планирование поступления акцизов в бюджет
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно. Среди многочисленных проблем, возникших перед Казахстаном в период перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной форме ведения хозяйства видное место занимает создание эффективной системы налогообложения юридических и физических лиц. В этом заинтересовано как государство, так и плательщики налогов. Налоговая система Казахстана строится на принципах стимулирования научно-технического прогресса, вывода отечественного производителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирования предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности, равнозначности и пропорциональности взимания налогов как с юридических так и физических лиц и других немаловажных принципах.
Одной из статей в налоговых доходах Казахстана выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
Акциз - это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз - индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень. Акцизы имеют древнюю историю. В прошлых веках система акциза имела всеобъемлющий характер. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.
Тема моей курсовой работы «Акцизы и их роль в формировании бюджета». Актуальность выбранной темы состоит в том, что акцизы являются одним из источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доходы, полученные от акцизов характеризуются легкостью сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Целью работы является определение понятия «акцизы», изучение основных положений об акцизах согласно законодательству, определение роли акцизов в формировании бюджета.
Глава I. Теоретические аспекты акцизного налогообложения
1.1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление
Основными отличиями акцизов от прочих налогов и обязательных платежей на потребление являются, во-первых, их специфическая сфера применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг) и, во-вторых, - безэквивалентность. Если первое отличает акцизы от таких налогов на потребление с широкой базой обложения, как НДС или налог с продаж, то второе - от всевозможных платежей и сборов за пользование общественными товарами или услугами (гербовые сборы, сборы за пересечение границы и т.д.)
Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют.
Обложения акцизами определенных
товаров, считающихся вредными, или
ассоциирующихся с негативными
побочными явлениями (табачные изделия
и алкоголь, а также, например, бензина
и горючего, потребление которых
связанно с загрязнением атмосферы)
может отчасти воспрепятствоват
Для достижения этой цели акцизы должны быть просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Так же ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. Налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки). При взимании акцизов используются следующие ставки налогов:
Адвалорной ставкой налога называют такую ставку, при которой сумма налога исчисляется в процентах от стоимости товара, а специфической ставкой - фиксированная сумма налога на единицу товара. Выбор между специфическим и адвалорным налогообложением может зависеть от того, производятся ли подакцизные товары на территории конкретной страны или нет. В большинстве стран применяются оба вида ставок и, таким образом, соблюдается баланс между плюсами и минусами обоих методов акцизного налогообложения. В любом случае подакцизные товары облагаются НДС, который сам по себе является адвалорным налогом. В сущности, выбор между специфической и адвалорной ставками налогообложения является выбором между налогообложением подакцизного товара на основе потребляемого количества и на основе его стоимости. В соответствии с этим принципом, специфические ставки применяются в мире в основном к товарам, имеющим негативные социальные эффекты (алкогольная и табачная продукция), а адвалорные - к предметам люкса, в этом случае налогообложение в основном служит перераспределительным целям.
Вопрос об определении налогооблагаемой базы акцизов особенно актуален в случае применения адвалорной ставки. В этом случае вхождение прочих налогов в облагаемую базу акцизов может существенно изменить обязательства по акцизам.
В случае с товарами, к которым применяется специфическая ставка акциза, вопрос об определении налогооблагаемой базы сталкивается с проблемой определения единицы подакцизного товара, к которому применяется акциз. Например, в случае с сигаретами налогооблагаемой единицей может служить либо пачка, либо определенное количество сигарет, либо вес сигарет. Как правило, в состав налогооблагаемой базы подакцизных товаров, к которым применяется адвалорная ставка акциза, входят лишь таможенные пошлины и таможенные сборы.
Уплата акцизов может осуществляться несколькими способами:
1). С применением акцизных марок - к преимуществам подобного метода уплаты акцизов относится относительная простота в администрировании и контроле за уплатой. Фактически контроль за уплатой сводится к физическому контролю за наличием марок на подакцизных товарах и за их количеством. Одним из главных недостатков акцизных марок является возможность их подделки, а также невозможность их использования в случаях неделимости подакцизного товара (например, бензин), а также при обложении услуг. С целью контроля за уплатой акциза или же применения по назначению льготируемых подакцизных товаров (в основном, горючего) иногда применяется их окраска. Акцизные марки используются в основном при уплате акцизов на алкогольные товары (в случае их розничной реализации в емкостях малых объемов), на табачные изделия (в случае их продажи в пачках или коробках) или же на парфюмерные изделия.
2). С применением налоговых бондов - ценных бумаг, эмитированных частными банками и страховыми компаниями, гарантирующих уплату налога по товарам, находящимся на территории склада или производственной территории, в случае, если фактический плательщик не выполнит своих налоговых обязательств. В случае, если обязательство по налогу возникает в момент производства, а между стадией производства подакцизной продукции и ее реализацией существует значительный разрыв во времени, может применяться гарантирование уплаты налога с применением налоговых бондов. Приобретение данных ценных бумаг позволяет осуществлять хранение, а также переработку подакцизных товаров на специальных территориях без немедленной уплаты акциза. Подобная отсрочка предоставляется в связи с тем, что эмитенты бондов (коммерческие банки или страховые компании) гарантируют уплату налога в случае неисполнения своих обязательств фактическим налогоплательщиком - держателем бонда.
3). Уплата наличным платежом. Уплата акцизов наличными происходит при обложении всех товаров, кроме вышеперечисленных. К числу положительных моментов этого метода можно отнести невозможность ухода от уплаты акциза путем подделки акцизных марок. К отрицательным же моментам относится необходимость документальных проверок
1.2. Экономическая сущность акцизного налогообложения.
Как и
большинство налогов, акцизы
Наиболее
спорным вопросом при введении
акцизов является конкретная
ставка того или иного акциза.
Большинство методик
В основе налогообложения подакцизных товаров и определении ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negative externalities) - дополнительные издержки, которые несет общество в виде расходов государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких издержек, то та или иная продукция не является объектом акцизного обложения. Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам: ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам на медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета; ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам из бюджета по оплате отпусков по болезни; и т.д.