Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:17, контрольная работа
Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной системы.
Введение 3
Принципы построения бюджетной системы 8
Порядок функционирования бюджетной системы 13
Бюджетный кодекс основа бюджетного процесса 16
Заключение 19
Список литературы 20
Содержание
Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах всех членов общества.
Бюджетный процесс в России регулируется нормативными актами многие положения, которых неадекватно отражают характер реальных процессов, происходящих в экономике России и отдельных ее регионах, что создает определенные трудности в процессе формирования и исполнения бюджетов различных уровней.
В условиях СССР вопросы формирования,
утверждения и исполнения бюджета
интересовали сравнительно узкий круг
профессионалов, сейчас эта проблема
волнует не только специалистов, но
и многочисленную группу налогоплательщиков,
для которых далеко не безразлично, на
какие цели пойдут и насколько эффективно
для всех слоев населения будут использованы
налоговые поступления.
Успех экономической стабилизации в России
во многом зависит от создания оптимальных
форм бюджетных взаимоотношений, четко
работающего механизма выравнивания горизонтальных
и вертикальных дисбалансов бюджетов
всех уровней, снятия социальной напряженности
в стране. Согласно Конституции РФ, федеральный
центр должен создать основу для реализации
социальной политики. Важнейшей обязанностью
государства при этом является обеспечение
социальных прав, поскольку Россия заявила
о себе как социальное государство. Главными
задачами государственной социальной
политики на современном этапе развития
являются: реализация комплекса стабилизационных
и восстановительных мер, включающих поддержку
систем жизнеобеспечение страны; осуществление
неотложных мер социальной поддержки
населения; недопущение обострения социальных
конфликтов и др. Задачи социальной политики
реализуются в первую очередь через бюджетное
финансирование социальной сферы.
На протяжении последнего десятилетия
бюджетная система Российской Федерации
постоянно подвергалась изменениям
ввиду нестабильности социальных и экономических
процессов, происходящих в России в условиях
перехода от социалистического метода
хозяйствования к рыночным отношениям.
Современная ситуация в бюджетной сфере
России свидетельствует о необходимости
усиления регулирующей роли государства
в системе бюджетных отношений между органами
управления, ответственными за формирование
бюджетов, распределение бюджетных ресурсов
и пополнение доходов в бюджет. С одной
стороны, это объясняется тем, что в условиях
рыночных отношений сужаются возможности
государства оказывать влияние на экономические
процессы. С другой стороны, заметно возрастание
роли и значения бюджетов как важнейших
инструментов государственного регулирования
экономики и социальной сферы территориальных
образований.
Через государственный бюджет осуществляется
целенаправленное воздействие на формирование
и использование денежных ресурсов. С
помощью бюджетных средств государственные
и местные органы власти получают финансовые
ресурсы на содержание аппарата власти,
органов обороны и безопасности, реализацию
социальных мероприятий и решение экономических
задач, т. е. на выполнение государством
своих функций перед обществом через органы
власти.
Бюджет — есть категория экономическая.
Бюджет по своей природе является экономическим
базисом государства.
Любые колебания или изменения этого базиса
приводят к нарушению экономической, хозяйственной
и социальной жизни общества. По экономической
сущности бюджет представляет собой денежные
отношения, возникающие между государством
и обществом по поводу перераспределения
части национального дохода (частично
национального богатства) в связи с образованием
и использованием бюджетного ресурса,
предназначенного для финансирования
народного хозяйства, социальной сферы,
нужд обороны и государственного управления.
Бюджет — это и социальная категория,
определяющая социальные отношения в
обществе и государстве. Государство,
используя бюджет в качестве одного из
основных и действенных инструментов,
непосредственно воздействует на социальную
сферу и жизнь общества. Проблема понимания
природы бюджета обусловлена не только
тем, что бюджет понятие экономическое,
историческое, социальное, политическое
или правовое, но главное, что бюджет есть
понятие финансовой науки, жестко связанное
с категорией "государство".
Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций.
Основы бюджетного устройства определяются
формой государственного и административного
устройства страны, действующими в
ней основными законодательными
актами, ролью бюджета в общественном
воспроизводстве и социальных процессах.
По степени распределения власти между
центром и административно-
Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной системы.
По своей структуре, с одной стороны, бюджет — это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой — это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией.
По своему строению и организации бюджетная система состоит из элементов, к которым относятся:
Источниками формирования бюджета являются:
Налоговые доходы по уровням бюджетной системы подразделяются на федеральные, региональные и местные. Налоговые доходы между уровнями бюджетной системы закреплены бюджетным законодательством, а в порядке регулирования бюджетов перераспределяются в соответствии с федеральным законом о государственном бюджете на соответствующий финансовый год, законом о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год, постановлениями Правительства РФ, органов власти субъектов РФ и другими правовыми актами.
Налоговые доходы формируются за счет налоговых платежей, поступающих через бюджетные организации на соответствующие счета бюджетов от налогоплательщиков согласно Налоговому кодексу РФ.
Законодательную базу бюджетной системы составляют законы и иные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) органами власти всех уровней. К органам законодательной (представительной) власти относятся Государственная Дума РФ, Совет Федераций РФ, законодательные органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления.
По отдельным вопросам, определяемым
бюджетным законодательством, в
интересах оперативного регулирования
бюджетных средств между
Учитывая вышеизложенное, структурно
бюджетную систему можно
В такой системе действует единый принцип:
все образования перечисляют определенную
часть своего дохода в бюджет вышестоящего
уровня. В то же время, учитывая неравномерность
демографического, экономического и социального
развития территориальных образований
РФ, в бюджетной системе предусматривается
оказание помощи бюджетам нижестоящих
уровней за счет перераспределения бюджетных
средств вышестоящего уровня бюджетной
системы.
|
Рисунок 1 – Бюджетная система РФ
В данном варианте бюджетной системы формирование бюджетов различных уровней осуществляется по принципу разделения источников формирования доходной части каждого уровня бюджетной системы.
С одной стороны, каждый из бюджетов соответствующего уровня напрямую формируется за счет собственных неналоговых доходов и внутренних и (или) внешних заимствований.
С другой стороны, в бюджет вышестоящего
уровня перечисляется часть налоговых
и неналоговых доходов с
Региональные образования или
субъекты РФ формируют свой бюджет,
исходя исключительно из административно-территориально
Принципы как исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы присущи и бюджетной системе. Они позволяют характеризовать бюджетную систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям в интересах оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом. Принципы, лежащие в основе бюджетов и бюджетной системы в целом, можно разделить на две группы:
• общие принципы или принципы
бюджетности, характеризующие бюджет
как научную категорию;
• принципы системности, характеризующие
бюджет как систему.
К общим принципам, характеризующим бюджет,
можно отнести следующие принципы:
Принцип правомерности
и обязательности правовой базы
означает, что становление бюджета базируется
на исторически сложившихся нормах и правилах
и непосредственно опирается на законодательную
базу или бюджетное право.
Под правомерностью понимают совокупность
прав народа через своих представителей
участвовать в бюджетном процессе и юридических
норм, законодательно закрепляющих содержание
бюджетного плана.
В соответствии с бюджетным правом
на основании юридических норм определено
и закреплено бюджетное устройство
РФ, бюджетные отношения и
Под обязательностью понимается необходимость принятия законодательных актов, определяющих бюджеты и бюджетную систему как таковую, и, главное, выполнение всеми органами и должностными лицами, имеющими отношение к бюджетам, законодательно принятых в государстве актов.
Принцип единства или централизации бюджета подразумевает наличие единого и целостного документа, определяющего доходную и расходную части бюджета и позволяющего реально осуществлять контроль за формированием бюджета и его исполнением органами власти соответствующего уровню бюджетной системы. На уровне РФ таким документом является Федеральный закон "О федеральном бюджете на год", на уровне субъекта РФ — Закон "О бюджете на год".
Принцип плановости бюджета рассматривается с точки зрения государственного финансового плана по накоплению доходов и расходованию денежных средств бюджета в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной классификацией. Плановая природа бюджета исторична с момента его зарождения с середины XIX в. и находится в неразрывной связи с планами развития народного хозяйства, социальной сферы, образования, науки, культуры и других сфер деятельности государства.
Принцип равновесия,
или сбалансированности бюджета характеризует
в первую очередь его бездефицитность,
под которой понимается соразмерность
между объемом доходов бюджета и объемом
его расходов. Нарушение равновесия в
сторону расходов образует дефицит средств
в бюджете и ставит перед органами власти
проблему его покрытия.
Проблема может решаться только за счет
изыскания новых источников дохода. В
качестве таких источников могут выступать
внутренние и внешние заимствования, государственные
резервы и другие источники дохода.
Принцип многосторонности
бюджета подразумевает, что бюджет представляет
собой сложное явление и одновременно
отражает многие сферы деятельности: экономики,
финансов, политики, права, социальной
жизни и его невозможно сводить только
к росписи по статьям доходов и расходов
бюджетной классификации.
Бюджет — это не только роспись, это
еще и денежные отношения, фонд денежных
средств, плановый государственный документ.
Принцип многофункциональности бюджета подразумевает, что бюджет — это прежде всего совокупность доходов и расходов, собираемых и расходуемых в течение целого финансового года в соответствии со сметами доходов и расходов. Многофункциональность бюджета определяется не только значительным количеством источников дохода, но еще большим количеством статей расхода по сферам деятельности, основным направлениям и конкретным мероприятиям.
Принцип самостоятельности бюджетов различных уровней бюджетной системы предполагает: