Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия бюджетного дефицита, причины его возникновения и формы покрытия. В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
Рассмотреть понятие и сущность бюджетного дефицита;
Изучить виды бюджетного дефицита;
Рассмотреть причины возникновения дефицита;
Проанализировать состояние бюджетного дефицита;
Рассмотреть способы покрытия бюджетного дефицита.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……..3
Теоретические основы бюджетного дефицита…………………….…....5
Понятие и сущность бюджетного дефицита…………….…….….5
Виды бюджетного дефицита…………………………………..…...8
Причины возникновения бюджетного дефицита……………….. 11
Анализ бюджетного дефицита в России за 2011 г. ……………………14
Состояние бюджетного дефицита в России ……………………..14
Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита….18
Финансирование бюджетного дефицита и балансирование государственного долга Российской Федерации….……………………20
Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2012-2014 гг. и источники его финансирования ……...…………………………….20
Влияние государственного долга на развитие экономики России…………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……….30
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
по теме: Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия
Автор: студент 3 курса, группа 4304, Цепелева К.С.
Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Руководитель: канд. эконом. наук, Тимохина С.А.
Новосибирск 2012г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……..3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…
ВВЕДЕНИЕ
Любому государству необходимы денежные средства для нормального функционирования и развития экономики. Появляется необходимость создания такого фонда, который бы занимался регулированием и распределением денежных потоков, которые поставляются государству. Этот фонд носит название бюджет.
Государственный бюджет образует центральный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. Как политический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
Данная тема является актуальной, так как, государственный бюджет занимает ключевую позицию в финансовом механизме, благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия бюджетного дефицита, причины его возникновения и формы покрытия.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
Объект исследования – бюджетный дефицит.
Предмет исследования - пути преодоления и методы покрытия бюджетного дефицита.
Методы исследования:
При подготовке данной работы были использованы данные бюджетной системы РФ, Министерства Финансов РФ, данные государственной статистики, учебные пособия М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Соколинский В.М., Корольков В.Е, а так же Налоговый кодекс, бюджетный кодекс и т.д.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первом разделе раскрыта информация о понятии и сущности бюджетного дефицита, а также формы и причины его возникновения. Во второй главе произведен анализ состояния бюджетного дефицита в России. В третьей главе рассмотрены способы покрытия и сбалансирования бюджетного дефицита.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.[1]
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».[2]
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную часть. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег.
Бюджетный дефицит является финансовой категорией, выступая производным от государственного бюджета, и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит,
несомненно, относится к так называемым
отрицательным экономическим
Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
Бюджетный дефицит имеет ряд функций:
1. Распределительная (перераспределительная);
Роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжении государства сверхустоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций.
Проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.
Реализуется в
заинтересованности государства, общественных
и частных субъектов
Отражает необходимость
сбалансированности финансовых потребностей
и возможностей государства, ограничения
централизации и
Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
1.2. Виды бюджетного дефицита
Существуют следующие виды бюджетного дефицита:
1. Циклический дефицит госбюджета - результат действия встроенных стабилизаторов.
2. Структурный дефицит госбюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
3. Операционный дефицит госбюджета - общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.
4. Первичный дефицит госбюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
1. Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор, т.е. экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
2. Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.[6]
Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.
В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета еще более усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году.
3. Операционный дефицит государственного бюджета - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.
Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.
4. Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Действительное бремя государственного долга для той или иной страны предопределяется, прежде всего, способностью (или неспособностью) государства его обслуживать. А эта способность правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы в большой степени зависит от величины денежной массы, чем от размеров ВВП. [8]
Информация о работе Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия