Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 22:14, контрольная работа

Краткое описание

Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают
физические и юридические лица, заемщиком - государство, в лице его соответствующих органов.

Содержание

1).Развитие форм государственного кредита в современных условиях………1
1.Государственный кредит……………………………………………………….1
2.Основные проблемы государственного кредита……………………………...3
2.1 Государственный долг. Состав государственного долга…………………...3
2.2 Заемная деятельность государства на внутреннем и внешнем рынках…...7
2).Сущность финансов…………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………………...17
Приложение 1…………………………………………………………………….18
Приложение 2…………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный кредит.docx

— 42.92 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Стр.

1).Развитие форм государственного  кредита в современных условиях………1

1.Государственный кредит……………………………………………………….1

2.Основные проблемы государственного  кредита……………………………...3

2.1 Государственный долг. Состав государственного долга…………………...3

2.2 Заемная деятельность  государства на внутреннем и  внешнем рынках…...7

2).Сущность финансов…………………………………………………………..12

Список использованной литературы…………………………………………...17

Приложение 1…………………………………………………………………….18

Приложение 2…………………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ  ФОРМ   ГОСУДАРСТВЕННОГО   КРЕДИТА   В СОВРЕМЕННЫХ   УСЛОВИЯХ

 

  1. Государственный кредит

Государственная  форма   кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. 
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают

физические и юридические лица, заемщиком - государство, в лице его  соответствующих органов. [см. Приложение 1,с.18]

Государственный кредит делится  на виды, отражающие специфику отношений  и влияния ряда факторов.

В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает централизованной и децентрализованной. В первом случае - в качестве заемщика выступает Совет Министров и  его центральный финансовый орган  страны (Министерство финансов); во втором случае - местные органы власти (Совет депутатов).

По месту получения  кредита, государственный кредит подразделяется на внутренние и внешние займы. По срокам они делятся на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше года).

В зависимости от формы  и порядка оформления кредитных  отношений различают государственные  облигационные и безоблигационные займы. Безоблигационные займы - выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей; кредитование центральным банком государственного бюджета. Облигация - ценная бумаг, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее впустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента. 
Государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего представляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, становится международной формой кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные проблемы развития государственного долга и кредита

2.1 Государственный  долг. Состав государственного долга

Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как государственный  долг.

Государственный долг подразделяется на две части - капитальный и текущий.

Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) - непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.

Текущий государственный  долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает  в отчетном периоде (году).

Понятие внутреннего государственного долга России, представляющего собой  долговые обязательства Правительства  РФ, выраженные в валюте РФ перед  юридическими и физическими лицами, закреплен в Бюджетном кодексе  РФ, в нем государственному долгу  посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс РФ закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ.

Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как  долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что государственный  долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный долг субъекта РФ - соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ.

В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени Российской Федерации, как  заемщика, с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

3) договоров и соглашений  о получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы Российской  Федерации;

4) договоров о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

5) соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени Российской  Федерации, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств  Российской Федерации прошлых  лет.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и  долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства  Российской Федерации погашаются в  сроки, которые определяются конкретными  условиями займа и не могут  превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного  в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не допускается.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

1. основная номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации;

2. объем основного долга  по кредитам, полученным Российской  Федерацией;

3. объем основного долга  по бюджетным ссудам и бюджетным  кредитам, полученным Российской  Федерацией от бюджетов других  уровней;

4. объем обязательств  по государственным гарантиям,  предоставленным Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

1. объем обязательств  по государственным гарантиям,  предоставленным Российской Федерацией;

2. объем основного долга  по полученным Российской Федерацией  кредитам правительств иностранных  государств, кредитных организаций,  фирм и международных финансовых  организаций.

Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  с учетом погашения и привлечения  бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций оценивается по состоянию  на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - 482,1 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 480,1 млрд. рублей.

Объем долговых обязательств РФ перед другими странами представлен  в таблице 1 «Долговые обязательства РФ на 2010» [см. Приложение 2,с.19]

     

В 2004-2008 годах, по поручению  бывшего в то время президентом  В.В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9% ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4% ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП).

Для сравнения, по данным МВФ  за 2009 г., государственный долг Великобритании составлял 68,2% ВВП, Германии - 72,5%, Франции - 77,4%, Канады - 81,6%, США - 83,2%, Италии - 115,8%, Японии - 217,6%.

По данным Центрального Банка  Российской Федерации, общий внешний  долг России (частный и федеральный  сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд долл. США. [14] В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2% от объема российского ВВП.

Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 - $91,3 млрд ($4,6 млрд).

 

 

2.2 Заемная деятельность  государства на внутреннем и  внешнем рынках

Закон РФ «О государственном  внутреннем долге Российской Федерации», принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

Россия в современных  условиях выступает, как впрочем, и  любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это  является результатом многолетнего длительного процесса заимствований  на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и  одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов  состояла в том, что заимствование  носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно  военно-политический. В результате, к настоящему времени, по отношению  к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся  и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.

Такое состояние, на первый взгляд легко решаемое - получить долги  стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов.

Внешний государственный  долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Выплатить государственный  долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке.

Практически Россия может  ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно сумме  ежегодных процентов по внешней  задолженности. Парижский клуб (объединяет всех государственных кредиторов на международном уровне) и Лондонский клуб (объединяют частных кредиторов, преимущественно транснациональные  банки) отсрочили на несколько лет  выплату основой части российского  долга. Но отдавать его придется. На ближайшую перспективу погашение  предыдущей задолженности будет  происходить за счет ее рефинансирования. Это означает, что ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, придется брать равный ей новый  кредит и за его счет платить по старым долгам. В итоге в силу подобного метода погашения задолженности  внешний государственный долг России останется скорее всего на уровне предыдущих лет. В то же время ряд российских коммерческих банков в обход государственного законодательства разместили на счетах иностранных банков около 20 миллиардов долларов и так называемое бегство капиталов из России не прекращается и вряд ли прекратится до тех пор, пока не будет преодолен кризис кредитно-денежной системы страны, подавлена инфляция и банковские процентные ставки из негативных не превратятся в позитивные.

В течение 2000 года Министерство финансов РФ осуществляло гибкую политику управления государственным долгом, направленную, прежде всего, на оптимизацию  объема новых заимствований для  финансирования дефицита государственного бюджета, а также достижение договоренностей  с иностранными кредиторами о частичном списании и реструктуризации внешнего долга бывшего СССР.

Можно выделить следующие  особенности, связанные с нынешним состоянием государственного внутреннего  долга.

1. Дефицитный бюджет приводит  к ускоренному росту государственного  внутреннего долга.

2. На государственный  долг списывается все текущее  бюджетное недофинансирование за  последние шесть лет, приобретающее  суррогатные формы. Это задолженность  предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз,  переоформленная в казначейские  векселя, облигационный заем для  погашения товарных обязательств  и задолженности перед Центральным  банком РФ, Пенсионным фондом  и пр.

Информация о работе Государственный кредит