Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить особенности и механизм функционирования финансового контроля.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
•выявить цели, задачи финансового контроля; выявить виды, методы и органы финансового контроля;
•рассмотреть государственное регулирование финансового контроля;
•анализировать результат деятельности государственного финансового контроля на примере Счетной палаты;
•изучить организации аудиторской деятельности;
•выявить проблемы финансового контроля и пути их совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая нурай.docx

— 26.26 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Экономическая политика государства  осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. Один из наиболее важных рычагов  управления финансовой системы является финансовый контроль. Наличие финансового  контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической  категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Развитие рыночных отношений не отменяет необходимости  существования финансового контроля, а и с усилением социальной ориентации в дальнейшем усложняется, на государственные органы ложится  все большее количество функций  по защите финансовых прав и интересов  членов общества, введение способов по предотвращению и предупреждению злоупотреблений  и краж. Все цивилизованные развитые страны разрешили и продолжают постоянно  разрешать проблемы совершенствования  системы контрольных органов, совокупности их функции и полномочий и методов  контрольной деятельности.

 

Актуальностью данной курсовой работы является тем, что рыночные отношения  сопровождаются появлением предприятий  новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования, ценообразования, денежных расчетов, разделение доходов, состава  финансово-кредитной системы и  взаимоотношений между ее частями. В этих условиях появилось много  новых направлений финансового  контроля, отсутствующих в планах контрольных органах, которым не уделялось надлежащего внимания при административной системе управления. Сформировалась большая сфера деятельности для финансового контроля, что  требует решительных изменений  существующих систем контрольных органов. Изучение зарубежного опыта организации  государственного финансового контроля и хозяйственного контроля в целом  может стать примером для кыргызской экономике. Изучение их достижений и  ошибок, безусловно, может помочь на нашем собственном пути к цивилизованному  рынку и финансовому правопорядку.

 

Целью данной работы является изучить особенности и механизм функционирования финансового контроля.

 

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

 

·выявить цели, задачи финансового  контроля; выявить виды, методы и  органы финансового контроля;

 

·рассмотреть государственное  регулирование финансового контроля;

 

·анализировать результат  деятельности государственного финансового  контроля на примере Счетной палаты;

 

·изучить организации  аудиторской деятельности;

 

·выявить проблемы финансового  контроля и пути их совершенствования.

 

Работа состоит из введения, заключения и трех глав в 44 страницах. Во введении рассматривается актуальность, цель и задачи данной работы. Первая глава посвящена теоретическим  основам финансового контроля. Где  рассматривается цели, задачи финансового  контроля, виды, методы и органы финансового  контроля, и российский опыт аудиторского контроля. Вторая глава посвящена  к организации финансового контроля в Кыргызской Республике. В этой главе рассматривается государственное  регулирование финансового контроля, анализ результата деятельности государственного финансового контроля и организация  аудиторского контроля. В третьей  главе рассматриваются проблемы и рекомендации по совершенствованию  финансового контроля. В заключении делаются выводы данной курсовой работы.

 

 

 

 

1. Теоретические основы  финансового контроля

 

 

1.1Цели, задачи и содержание  финансового контроля

 

финансовый государственный  контроль орган

 

В современных условиях создания основ рыночного хозяйства особое значение приобретает финансовый контроль

 

Финансовый контроль - составная  часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как  экономической категории присущи  не только распределительная, но и контрольная  функции. Поэтому использование  государством финансов для решения  своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

 

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства.

 

Финансовый контроль - это  контроль за законностью и целесообразности действий в области образования  и использования денежных средств  государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

 

Финансовый контроль включает в себя: контроль над исполнением  республиканского и местного бюджета; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего  долга; государственных резервов. Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения  опосредствуется денежными отношениями.

 

Конкретные формы и  методы финансового контроля позволяют  обеспечить интересы и права как  государства и его учреждений, так и всех других экономических  субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

 

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение  и исполнение бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов, а также  контроль за финансовой деятельностью  государственных предприятий и  учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной  сферы экономики затрагивает  лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения  учета и отчетности.

 

Финансовый контроль за деятельностью  предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих  финансово-правовых норм,

 

регулирующих организацию  и порядок проведения финансового  контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику  в отдельных финансовых правовых институтах и закрепленные соответствующим  законодательством (например, в Налоговом  Кодексе КР).

 

Основное содержание финансового  контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

 

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и  органами местного самоуправления, организациями  и гражданами; б) проверке правильности использования государственными и  муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном  управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств); в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; г) выявление  внутренних резервов производства; д) устранение и предупреждение нарушений  финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке  принимаются меры воздействия к  организациям, должностным лицам  и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

 

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами  во всех сферах производства и распределения  общественного продукта задачам  финансовой политики.

 

Эффективность финансового  контроля предполагает необходимость  глубокого экономического анализа  финансово-хозяйственной деятельности..

 

 

.2 Виды, методы и органы  финансового контроля

 

 

Финансовый контроль - это  один из элементов управления финансами; особая деятельность по проверке правильности стоимостного распределения валового национального продукта, образования  и расходования фондов денежных средств.

 

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим  и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

 

Предварительный финансовый, контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и  использованию денежных фондов. Поэтому  он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В  этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления  финансовой деятельности, - проекты  бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и  т.п.

 

Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных  расходов, капитального строительства  и т.д.).

 

Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после  совершения финансовых операций (после  исполнения доходной и расходной  частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

 

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: а) в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год; б) по решению компетентных государственных  органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения  со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению  хозяйствующих субъектов.

 

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных  правоотношений и другие. Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния  учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов  о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных  лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей  необходимостью.

 

Основными методами государственного финансового контроля являются:

 

·проверки;

 

·обследования;

 

·надзор;

 

·анализ финансового состояния;

 

·наблюдение (мониторинг);

 

·ревизии.

 

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия  по их устранению.

 

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к  ним, расчеты по налогам и т.п.

 

Обследование в отличие  от проверки охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей  обследуемого экономического субъекта для определения его финансового  состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут  осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

 

Анализ финансового состояния  как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

 

Наблюдение (мониторинг)- постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и  финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности  может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

 

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового  контроля, представляющий собой взаимосвязанный  комплекс проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью  определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия  проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности  совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления  нарушений и недостатков в  деятельности ревизуемого объекта. Ревизия основывается на проверке первичных  документов, учетных регистров, бухгалтерской  и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются  актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

 

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль различают: государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

 

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный  и ведомственный. Общегосударственный  финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной  подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные  отделы министерств и ведомств, концернов, управления местных органов самоуправления и другие. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Информация о работе Государственный финансовый контроль