Деловая активность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 09:14, реферат

Краткое описание

В условиях рыночных отношений деятельность предприятий по выпуску и реализации продукции, в основном, определяется соотношением между спросом и предложением на продукцию. Следовательно, выпуск продукции, соответствующей общественным и личным потребностям, поиск потребителей являются одной из главных задач, стоящих перед предприятием. В связи с этим, развитие деловой и рыночной активности предприятия предопределяет уровень его финансового состояния.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2стр

1. Деловая активность и ее индексы…………………………………………3стр

Понятие деловой активности…………………………………………….3стр

Индексы деловой активности……………………………………………5стр

2. Оценка деловой активности……………………………………………….8стр

3. Заключение………………………………………………………………..16стр

Список использованной литературы………………………………………..17стр

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Деловая активность предприятия.docx

— 42.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание 

 
Введение……………………………………………………………………….2стр

 
1. Деловая активность и ее индексы…………………………………………3стр

 

    1. Понятие деловой активности…………………………………………….3стр

 

    1. Индексы деловой активности……………………………………………5стр

 

2. Оценка деловой активности……………………………………………….8стр

 

3. Заключение………………………………………………………………..16стр

 

Список использованной литературы………………………………………..17стр

 

 

 
 

Введение

 

Деловая активность предприятий является одним из центральных факторов эффективности  рыночной экономики. Критерии ее оценки нередко сводятся в литературе к  характеристике финансового состояния  предприятий. Вместе с тем необходима такая оценка и на макроуровне, действующая в большинстве стран Западной Европы.

Деловая активность коммерческой организации  проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что  отражают натуральные и стоимостные  показатели, в эффективном использовании  экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.

В условиях рыночных отношений деятельность предприятий по выпуску и реализации продукции, в основном, определяется соотношением между спросом и  предложением на продукцию. Следовательно, выпуск продукции, соответствующей  общественным и личным потребностям, поиск потребителей являются одной  из главных задач, стоящих перед  предприятием. В связи с этим, развитие деловой и рыночной активности предприятия предопределяет уровень  его финансового состояния.

Деловая активность выступает важнейшим  фактором, определяющим финансовую стабильность предприятий. На данный фактор оказывают  влияние: устойчивость экономического роста, соблюдение заданных темпов развития предприятия, степень выполнения принятых планов производства, уровня эффективности  использования наличных ресурсов производства, широта рынков сбыта продукции предприятия, включая наличие поставок продукции на экспорт, наличие конкретных перспектив развития предприятия.

Необходимая деловая активность призвана обеспечить соотношение следующих  индексов динамики:

Таким образом, актуальность выбранной  темы обусловлена значимостью категории  деловая активность в экономике  предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Деловая активность и ее индексы

    1. Понятие деловой активности

 

Термин "деловая активность" начал использоваться в отечественной  учетно-аналитической литературе сравнительно недавно - в связи с внедрением широко известных в различных  странах мира методик анализа  финансовой отчетности на основе системы  аналитических коэффициентов. Безусловно, трактовка данного термина может  быть различной.

На сегодняшний день деловая  активность рассматривается с трех позиций: индивидуума; предприятия (микроуровень); страны (макроуровень).

На уровне предприятия деловая  активность чаще всего рассматривается  как результативность работы предприятия  относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления  в процессе производства Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ. Такое определение практически смыкает понятие деловой активности и эффективности работы.

С позиции социологов деловая активность - это совокупность действий, способствующих экономическому росту организации (в том числе производственно-сбытовой системы) на основе согласованного развития ее составляющих в гармонии с внешней  средой. В широком смысле деловая  активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы  на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной  деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая  производственная и коммерческая деятельность предприятия; в этом случае словосочетание "деловая активность" представляет собой, возможно, не вполне удачный  перевод англоязычного термина "business activity", как раз и характеризующего соответствующую группу коэффициентов из системы показателей.

Деловая активность коммерческой организации  проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что  отражают натуральные и стоимостные  показатели, в эффективном использовании  экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.

Характеристика деловой активности предприятий в учебниках по финансовому  анализу нередко связывают с  определенными (заданными) темпами  экономического развития предприятия, которые обеспечиваются совокупностью  целенаправленных мероприятий и  воздействий Анискин Ю.П., Сергеев А.Ф., Ревякина М.А. Финансовая активность и стоимость компании. Темпы экономического развития могут характеризовать результативность деловой активности и на макроуровне, однако они не учитывают качественную сторону деловой активности - уровень мотивации работников, оценку роли предпринимателей в бизнес среде. Экономика страны может быть представлена как совокупность деловых усилий отдельных хозяйственных субъектов. Таким образом, деловая активность может быть представлена как совокупность усилий работников предприятия, направленных под воздействием определенного уровня мотивации на увеличение, прежде всего, оборачиваемости оборотных активов, которая формируется под влиянием внутренних и внешних факторов производства, а также развитой социально-экономической инфраструктуры региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Индексы деловой активности

Качественное (нечисловое) понятие  деловой активности должно быть выражено количественным эквивалентом, который  являлся бы базой для принятия обоснованных экономических решений. Таким обобщающим показателем является индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), объединяющий оценки руководителей  предприятий по отдельным экономическим  показателям на макроуровне, рассчитываемый как в странах Европейского Союза, так и в России. На сегодня расчетами подобного индекса занимается значительное число организаций по специально разработанным методикам

Основные индексы деловой активности, рассчитываемые в России:

1. Индекс предпринимательской уверенности  (Росстат, Центр экономической  конъюнктуры при Правительстве  РФ).

Методика расчета: В промышленности: среднее арифметическое «балансов» по ожидаемому выпуску, фактически сложившемуся спросу и текущим запасам готовой  продукции (последний с обратным знаком).

В строительстве: среднее арифметическое значение балансов оценок фактического состояния портфеля заказов и  ожидаемого изменения численности занятых в организациях.

В торговле: среднее арифметическое значение балансов оценок фактического экономического состояния организации, уровня складских запасов (берется  с обратным знаком) и ожидаемого экономического состояния.

Индекс деловой активности АМ-Ъ (Ассоциация менеджеров России)

Расчет на основании 26 макроэкономических показателей Росстата и 17 оценочных  показателей, полученных опросом ведущих  предприятий России. Макроэкономические показатели группируются в 5 категорий: «производство», «торговля», «финансовый  сектор», «ресурсная база экономики» и  «потребительский рынок». Данные, получаемые от компаний, аккумулируются в индекс предпринимательских оценок и ожиданий. Интегральный индекс деловой активности - это сумма шести основных составляющих: пяти взвешенных индексов по различным  отраслевым группам экономики и  индекса, базирующегося на опросе «экспертной  корзины» российских компаний Балабанов  И.Т. Основы финансового менеджмента. Конъюнктурный индекс «Финанс» КИФ рассчитывается исходя из относительных изменений следующих показателей:

-грузооборот транспорта,

-инвестиции в основной капитал,

-численность безработных,

-доля предприятий в "хорошем"  и "нормальном" финансовом состоянии,

-индекс портфеля заказов (показатели  предложения);

-оборот розничной торговли,

-реальные располагаемые денежные  доходы населения,

-кредитные вложения в экономику,

-вклады населения в банки,

-цены на нефть Urals (показатели спроса).

Источники информации для расчета  индекса: Росстат, Российский экономический  барометр (РЭБ), Центр экономической  конъюнктуры при Правительстве  РФ (ЦЭК), ИЭ РАН.

Индекс предпринимательских ожиданий (Российский экономический барометр)

Методика расчета:

Опросы промышленных предприятий. Включены следующие показатели:

- соотношение доли предпринимателей, ожидающих, что цены на продукцию  повысятся, и доли предпринимателей, ожидающих, что цены на ресурсы  повысятся;

- соотношение доли предпринимателей, ожидающих, что цены на продукцию  повысятся, и доли предпринимателей, ожидающих, что ставки зарплаты  повысятся;

- доля предпринимателей, ожидающих  увеличения выпуска;

- доля предпринимателей, ожидающих  расширения занятости;

- доля предпринимателей, ожидающих  увеличения расходов на оборудование;

- доля предпринимателей, ожидающих  увеличения портфеля заказов.

Индекс деловой среды (Общероссийская общественная организация «Деловая Россия») Определяется через 6 частных  индексов:

1. Институциональные условия оцениваются  через восприятие действий власти  в интересах развития бизнеса:  оценка политики федеральной,  региональной, муниципальной власти  с точки зрения интересов развития  собственного бизнеса, а также  через оценку действий местных  властей в сфере привлечения  инвестиций в экономику региона.

2. Развитие бизнеса - через восприятие  перспектив развития бизнеса.

3. Развитие социальной ответственности  - оценка уровня ее развития: понимание  сути и содержания социальной  ответственности, оценка реальных  практик оказания социальной  поддержки, влияние власти на  эту деятельность.

4. Сплоченность бизнес-сообщества - оценка действий объединений, ассоциаций предпринимателей с точки зрения интересов развития собственного бизнеса, готовность оказать им поддержку включенность в реальные объединения.

5. Доверие к власти - отношение  к реализации реформ (жилищно-коммунальной, армии, образования здравоохранения), оценкуа деятельности Президента РФ, Правительства, Государственной думы РФ.

6. Социальное самочувствие - оценка  экономического и политического  положения страны, удовлетворенность  состоянием собственного, удовлетворенность  условиями жизни Балабанов И.Т.  Основы финансового менеджмента. 

Из перечисленных индексов деловой  активности (ИДА), индекс предпринимательской  уверенности, рассчитываемый Росстатом, можно назвать официальным, который  публикуется достаточно оперативно. Для организаций торговли ИПУ рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактического экономического состояния организации, уровня складских запасов (берется с обратным знаком) и ожидаемого экономического состояния. Положительное значение баланса оценок фактического экономического состояния организации и ожидаемого экономического состояния характеризуют подъем экономической активности как в текущем периоде, так и в перспективе. Иначе трактуется баланс оценки складских запасов s: если s > 0 - это означает снижение деловой активности, а s < 0 - ее рост.

Динамика индекса показывает, в  какую сторону движется уверенность  предпринимателей, дает возможность  определить поворотные точки в развитии, предсказать наступление кризиса. Иными словами, если анализ отдельно взятых показателей бизнес-обследований дает субъективную нечисловую характеристику изменения экономики, то индекс предпринимательской уверенности количественно и обобщенно характеризует деловую активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка деловой активности

 

Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данной коммерческой организации и родственных по сфере приложения капитала компаний. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции, наличие продукции, поставляемой на экспорт, репутация коммерческой организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами коммерческой организации, в устойчивости связей с клиентами и др.

Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны  по двум направлениям:

- степень выполнения плана (установленного  вышестоящей организацией или  самостоятельно) по основным показателям,  обеспечение заданных темпов  их роста;

- уровень эффективности использования  ресурсов коммерческой организации.

Текущая деятельность любой коммерческой организации может быть охарактеризована с различных сторон. В нашей  стране основными оценочными показателями традиционно считаются объем  реализации и прибыль. Помимо них  в анализе применяют показатели, отражающие специфику производственной деятельности коммерческой организации. По каждому из этих показателей, в  принципе, может устанавливаться  плановое значение или внутрипроизводственный норматив (ориентир), с которым и  производится сравнение по истечении  отчетного периода. Что касается динамики основных показателей, то наиболее информативные аналитические выводы формулируются в результате сопоставления  темпов их изменения. В частности, в  известном смысле является оптимальным  следующее соотношение темповых показателей:

Информация о работе Деловая активность предприятия