Доходы бюджета Омской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и структуры доходов государственного бюджета и анализ динамики доходных статей государственного бюджета.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и дать классификацию доходов государственного бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_dokhody_fb.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА

Институт экономики и финансов

Кафедра финансового  менеджмента

 

Дисциплина «Финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ТЕМЕ: ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

 

 

 

                                                                     ИСПОЛНИТЕЛЬ: 36ГР. Тарская А.

                                          РУКОВОДИТЕЛЬ: Ст. преподаватель, Пряхина И.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ОМСК 2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях переходной экономики  усиливается роль бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

Путем бюджетного перераспределения  валового внутреннего продукта формируются  структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Управляя бюджетным  процессом, государство выстраивает  бюджетные отношения, направляет бюджетные  потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход страны из затянувшегося кризиса. Это требует реформирования бюджета и бюджетного процесса с учетом особенностей рыночных преобразований.

Вместе с тем многогранность и непрерывность бюджетного процесса требуют комплексного подхода к изучению проблем формирования и исполнения бюджета, его специфики в условиях переходной экономики. При этом в равной степени важными являются как вопросы формирования доходной и расходной частей бюджета, так и его исполнения.

По-прежнему остается актуальной проблема создания эффективной системы бюджетных отношений между всеми уровнями власти. Важнейшими задачами в сфере межбюджетных отношений являются укрепление доходной базы местных бюджетов, разработка механизма бюджетного выравнивания доходов регионов посредством оказания им финансовой помощи, распределение расходных функций между уровнями власти с целью создания объективной основы бюджетной самостоятельности административно-территориальных единиц.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и структуры доходов государственного бюджета и анализ динамики доходных статей государственного бюджета.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность  и дать классификацию доходов  государственного бюджета.

2.  Провести анализ  изменения структуры доходов  государственного бюджета.

3. Рассмотреть состав  налоговых поступлений, дать им  характеристику и раскрыть структуру.

4.  Рассмотреть виды  неналоговых доходов.

5. Дать анализ составу,  структуре и динамике доходов государственного бюджета.

Объектом исследования является налоговая система государства, а также неналоговые доходы, предметом – состав и структура доходов.

Источники получения  информации: учебные пособия, журналы, электронные ресурсы, налоговый и бюджетный кодекс РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

 

    1. Сущность доходов государственного бюджета.

 

Доходы бюджета —  часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

В зависимости от государственного устройства страны различают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве. Эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов членов федерации в федеративном (союзном) государстве.

Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы государства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Главный материальный источник доходов бюджета — национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени). Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени; определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Главный метод перераспределения  национального дохода 
- налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета.  Так,   в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих (доходы, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему) доходов.

Следующим по своему финансовому значению доходом 
бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается  затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег.

Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия. Доходы бюджета классифицируются по различным признакам. По источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности и др. По методу взимания - на налоговые и неналоговые; по видам налогов - на акцизы, НДС, налог на прибыль и др.

Согласно БК РФ, классификация бюджетной системы доходов включает:

1) классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

2) классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Экономическая классификация  доходов – это группировка  операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Группы доходов состоят  из статей доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам их получения.

Все бюджетные доходы объединены в четыре группы:

1) «налоговые доходы» включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;

2) «неналоговые доходы» включают: доходы от имущества, которое находится в собственности муниципальной или государственной; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от реализации имущества, которое находилось в муниципальной или государственной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;

3) «безвозмездные перечисления» – перечисления от государственных предприятий, от государственных внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от наднациональных организаций;

4) «перечисления от государственных бюджетных фондов» – дорожный и экологический фонды.

Администраторы поступлений  в бюджеты всех уровней бюджетной  системы РФ – это органы государственной  власти, Центральный банк РФ, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

1.2 Налоговые доходы  государственного бюджета

 

 

Осуществление государством своих функций, связанных с необходимостью обеспечивать нормальное существование как страны в целом, так и отдельных граждан, невозможно без наличия соответствующих ресурсов, сконцентрированных в бюджете. В условиях рынка в общей сумме доходов бюджета решающая роль принадлежит налогам.

Налоговый кодекс РФ (ст. 8) так определяет налоги[6, с.43]:

Налоги – индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами в целях финансового обеспечения хозяйственной деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги как форма  изъятия государством части дохода общества обусловлены  развитием  общественного разделения населения на социальные группы, появлением самостоятельных субъектов товарно - денежных отношений, а также возникновением государственного аппарата.

Как участник перераспределительного процесса налоги входят в систему  производственных отношений и выступают как экономическая и финансовая категории (что определяется объективной и в то же время  субъективной сущностью налогов соответственно).

Виды налоговых поступлений, устанавливаемых законодательными органами власти, являются конкретной формой проявления категории налога. С организационно – правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки.

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в  их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

В России установлены  и взимаются следующие виды налогов  и сборов    [6, с. 47]:

-федеральные налоги  и сборы;

-налоги и сборы  субъектов РФ;

-местные налоги и  сборы.  

В соответствии с Налоговым кодексом РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с физических  и юридических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). 

В государственный федеральный  бюджет поступают следующие виды налогов:

1) Налог на добавленную стоимость

2) Акцизы

3) Налог на прибыль  организации

4) Налог на доходы  физических лиц

5) Государственная пошлина

6) Водный налог

7) Сбор за право  пользования объектами животного  мира и водными биологическими  ресурсами

8) Единый социальный  налог

9) Налог на добычу полезных ископаемых

10) Налоги, предусмотренные  специальными налоговыми режимами

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные  налоги, к которым относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

Значительные трудности, возникающие  в процессе развития рыночных отношений, влияние проблем международного характера, несостоятельность различных сфер экономики страны привели к необходимости проведения ряда мероприятий, в том числе и налоговой реформы. В последние годы в России на разных уровнях власти принимались решения, предусматривающие существенное понижение уровня фискального бремени. Так, например, были отменены «оборотные налоги, снижена основная ставка НДС (с20 до 18%). За годы налоговой реформы удалось обеспечить стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей.

Информация о работе Доходы бюджета Омской области