Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 13:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности инноваций и понятий инновационный процесс и инновационный потенциал предприятия. Задачи: анализ инновационной деятельности предприятия и эффективности ее инновационного проекта. В данной курсовой работе на основе проведенного анализа результатов исследования проблем инноваций отечественными и зарубежными учеными раскрыто содержание основных категорий и понятий в сфере инновационной деятельности, изучено состояние инновационной деятельности на рассматриваемом предприятии.
ВВЕДЕНИЕ ....4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 6
1.1 Сущность инноваций 6
1.2 Инновационный процесс и его структура 12
1.3 Инновационный потенциал предприятия 14
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЦентрТелеком» ЗА 2007-2008 ГОДЫ 16
2.1 Особенности и основные тенденции инновационного развития электросвязи в России 16
2.2 Краткая характеристика объекта исследования 19
2.3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия за 2007-2008г 21
2.3.1 Анализ эффективности использования основных средств предприятия 22
2.3.2 Анализ себестоимости продукции 23
2.3.3 Анализ финансовых результатов 23
2.4 Анализ инновационной деятельности в ОАО «ЦентрТелеком» 27
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
3.1 Мероприятия по внедрению новых систем связи 32
3.2 Анализ эффективности инновационного проекта 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
СОДЕРЖАНИЕ
Процесс реформирования экономики России, осуществляемый в соответствии с новыми насущными потребностями развития экономики и общества продолжается. На современном этапе особое место в этом процессе занимают те сферы деятельности, результативность которых зависит от состояния научно-технического и инновационного потенциала. Современное состояние инновационных процессов во всех отраслях экономики страны находится на низком уровне. Об этом свидетельствуют невысокие показатели уровня инновационной активности промышленных предприятий, объемов затрат на технологические инновации и их результативность, недостаточное использование научного потенциала, неразвитость инновационной инфраструктуры.
Складывающийся в России рыночный механизм не носит инновационной направленности и не способен революционизировать производство и обеспечить конкурентоспособность продукции отечественных производителей. Это порождает чрезвычайно низкую эффективность инновационной деятельности на современных предприятиях. Именно ее повышение является одним из решающих факторов выхода государства из глубокого экономического кризиса, а также играет определяющую роль в решении проблем достижения устойчивого экономического роста. Активизация инновационной деятельности во многом определяется эффективной инновационной деятельностью отраслей инфраструктуры, среди которых особое значение принадлежит отрасли инфокоммуникаций. Роль телекоммуникационных технологий в экономике быстро растет.
На
протяжении нескольких последних десятилетий
темпы роста важнейших
Инфокоммуникационная
инфраструктура способствует повышению
эффективности инновационной
Целью
курсовой работы является изучение сущности
инноваций и понятий инновационный процесс
и инновационный потенциал предприятия.
Задачи: анализ инновационной деятельности
предприятия и эффективности ее инновационного
проекта. В данной курсовой работе на основе
проведенного анализа результатов исследования
проблем инноваций отечественными и зарубежными
учеными раскрыто содержание основных
категорий и понятий в сфере инновационной
деятельности, изучено состояние инновационной
деятельности на рассматриваемом предприятии.
В условиях централизованной экономики чаще всего использовались такие понятия, как управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что является характерным для командно-административной системы управления. В рыночных условиях инновации, определяющие прогресс науки, техники и, в конечном итоге, развитие экономики, теснейшим образом связаны с предпринимательской деятельностью.
Термин "инновация" стал использоваться в переходной экономике России как русский вариант слова "innovation" , что в дословном переводе означает "новшество", "нововведение", "новаторство" [7].
Понятие "инновация" было введено И. Шумпетером в 30-е годы 20 века, трактовавшим его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Содержание инновации как осуществления новых комбинаций, влияющих на динамику экономического развития, И. Шумпетер определял в виде следующих типичных случаев:
1.
Изготовление продукции, еще
2. Использование нового метода (способа) производства, т.е. новых технологических процессов еще не известных в данной отрасли, в основе которых не обязательно лежит изобретение или открытие, и которые могут заключаться также и в усовершенствовании коммерческого использования (технологии осуществления купли-продажи) данного товара.
3.
Получение или использование
нового источника сырья,
4.
Проведение системных
5. Продвижение товаров на новые рынки сбыта, на которых эти товары или отрасль промышленности еще не были представлены.
Идеи
И. Шумпетера о роли предпринимательства
в осуществлении инноваций
Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что инновация является стержневым элементом стратегии предприятия, инновация определяет суть стратегии. Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Целью
инновации является повышение
В современной литературе можно заметить отождествление понятия "инновация" с понятиями "новшество" и "нововведение". Однако следует отметить, что такое уравнивание понятий в современной рыночной экономике не совсем правильно, так как между ними есть принципиальные отличия.
А.И. Пригожий разделяет понятия "инновация" и "новшество". Новшество – это предмет инновации. Новшества и инновации имеют разные жизненные циклы. Жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии: разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Применительно к инновации понятие "жизненный цикл" будет означать следующую стадийность: зарождение, диффузия, рутинизация [5,6].
Такие авторы как З.П., Румянцева и Н.А. Соломатин считают, что "новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией" [7].
В специальной теоретической, научно-методической литературе встречаются разнообразные классификации инноваций, отличающиеся по принципам группировки и способам организации и базирующиеся на двух основных подходах: структурной характеристике инновационного изменения и интенсивности этого изменения.
Классификация инноваций с точки зрения их структурной характеристики производится с позиции сферы деятельности предприятия, которой касается инновационное изменение. По этой классификации можно системно классифицировать инновации и подразделить их на три группы:
Классификация, приведенная Л. Водачек, О. Водачковой [1], предполагает четыре основных вида инноваций на предприятии: инновации продукции; инновации процессов (технологических); инновации рабочей силы (человеческого фактора); инновации управленческой деятельности.
В ходе деятельности хозяйствующих субъектов практически невозможно провести точную границу между отдельными типами инноваций. Инновационный замысел в области продукции непосредственно влечет за собой необходимость обеспечения соответствующих инноваций процессов, а нередко также инноваций в области рабочей силы и управленческой деятельности.
Описание
технологических инноваций
По направленности результатов инновации делятся на инновации в качестве научного инструментария, инновации-процессы и инновации-продукты.
По мнению М. Хучека [19] классификация инноваций зависит от ряда критериев, а одна инновация может быть отнесена к нескольким видам. Основными классификационными признаками являются: оригинальность изменений, отрасль народного хозяйства; масштабы, вызываемые инновацией последствий; приносимая обществу польза, предмет инноваций.
С точки зрения критерия оригинальности изменений выделяются: оригинальные и имитирующие инновации.
На основе критерия отрасли народного хозяйства М. Хучек выделяет следующие инновации: твёрдые (материализованные) и мягкие (управленческие, нематериализованные). Инновации, воплощенные в материале, так называемые твердые инновации – новые машины и оборудование. Невоплощенные инновации или мягкие – вид новой системы организации, улучшений в системе учебы трудового коллектива и другие, касающиеся в основном науки, организации и управления, экономики, общественных наук.
Особенно важным является деление инноваций с учетом предмета инновации, в этом случае выделяются технические, организационные, экономические, социальные и экологические инновации.
Информация о работе Инновационная процесс и инновационный потенциал предприятия