Инновационная процесс и инновационный потенциал предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности инноваций и понятий инновационный процесс и инновационный потенциал предприятия. Задачи: анализ инновационной деятельности предприятия и эффективности ее инновационного проекта. В данной курсовой работе на основе проведенного анализа результатов исследования проблем инноваций отечественными и зарубежными учеными раскрыто содержание основных категорий и понятий в сфере инновационной деятельности, изучено состояние инновационной деятельности на рассматриваемом предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ....4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 6
1.1 Сущность инноваций 6
1.2 Инновационный процесс и его структура 12
1.3 Инновационный потенциал предприятия 14
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЦентрТелеком» ЗА 2007-2008 ГОДЫ 16
2.1 Особенности и основные тенденции инновационного развития электросвязи в России 16
2.2 Краткая характеристика объекта исследования 19
2.3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия за 2007-2008г 21
2.3.1 Анализ эффективности использования основных средств предприятия 22
2.3.2 Анализ себестоимости продукции 23
2.3.3 Анализ финансовых результатов 23
2.4 Анализ инновационной деятельности в ОАО «ЦентрТелеком» 27
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
3.1 Мероприятия по внедрению новых систем связи 32
3.2 Анализ эффективности инновационного проекта 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач1.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

          

 

     

ВВЕДЕНИЕ

     Процесс реформирования экономики России, осуществляемый в соответствии с новыми насущными потребностями развития экономики и общества продолжается. На современном этапе особое место в этом процессе занимают те сферы деятельности, результативность которых зависит от состояния научно-технического и инновационного потенциала. Современное состояние инновационных процессов во всех отраслях экономики страны находится на низком уровне. Об этом свидетельствуют невысокие показатели уровня инновационной активности промышленных предприятий, объемов затрат на технологические инновации и их результативность, недостаточное использование научного потенциала, неразвитость инновационной инфраструктуры.

     Складывающийся  в России рыночный механизм не носит  инновационной направленности и не способен революционизировать производство и обеспечить конкурентоспособность продукции отечественных производителей. Это порождает чрезвычайно низкую эффективность инновационной деятельности на современных предприятиях. Именно ее повышение является одним из решающих факторов выхода государства из глубокого экономического кризиса, а также играет определяющую роль в решении проблем достижения устойчивого экономического роста. Активизация инновационной деятельности во многом определяется эффективной инновационной деятельностью отраслей инфраструктуры, среди которых особое значение принадлежит отрасли инфокоммуникаций. Роль телекоммуникационных технологий в экономике быстро растет.

     На  протяжении нескольких последних десятилетий  темпы роста важнейших экономических показателей телекоммуникаций во всем мире остаются несравнимо более высокими по отношению к соответствующим показателям традиционных отраслей. По данным организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), удельный вес телекоммуникаций в ВВП экономически развитых стран колеблется в диапазоне от 5 до 10% [1]. Объем услуг телекоммуникаций в конечном потреблении этих стран постоянно возрастает. Инфокоммуникации превратились в высокорентабельный бизнес, отличающийся высоким рыночным потенциалом и эффективностью инвестиций. Телекоммуникации и информационные технологии находятся в списке динамично развивающихся отраслей России, о чем свидетельствует быстрое увеличение производственного потенциала отрасли.

     Инфокоммуникационная  инфраструктура способствует повышению  эффективности инновационной деятельности в промышленности. Быстрое развитие телекоммуникаций, расширение применения современных информационных технологий в экономике способствует формированию прогрессивной структуры национальной экономики, служит импульсом развитию отечественных высокотехнологичных и наукоемких производств, способствует повышению инновационной активности во всех отраслях экономики, создает принципиально новые возможности для инновационного развития промышленных предприятий. Отрасль инфокоммуникаций представляет собой систему жизнеобеспечения экономики страны. Рост экономики России опирается на инфокоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую хозяйственные связи субъектов и своевременный обмен информацией. Российский инфокоммуникационный сектор в 2004-2008 годах продемонстрировал 20-ти процентный ежегодный рост, и эта тенденция сохранится в ближайшие несколько лет. Доля российской отрасли связи в ВВП страны, постоянно возрастает, составив 2,3% в 2004 году, 2,4% в 2005 году, 3,4% в 2006 году. Отрасль инфокоммуникации в России активно выходит на передовые рубежи, становится основой развития экономики страны и регионов.

     Целью курсовой работы является изучение сущности инноваций и понятий инновационный процесс и инновационный потенциал предприятия. Задачи: анализ инновационной деятельности предприятия и эффективности ее инновационного проекта. В данной курсовой работе на основе проведенного анализа результатов исследования проблем инноваций отечественными и зарубежными учеными раскрыто содержание основных категорий и понятий в сфере инновационной деятельности, изучено состояние инновационной деятельности на рассматриваемом предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

1.1 Сущность инноваций

     В условиях централизованной экономики  чаще всего использовались такие  понятия, как управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что является характерным для командно-административной системы управления. В рыночных условиях инновации, определяющие прогресс науки, техники и, в конечном итоге, развитие экономики, теснейшим образом связаны с предпринимательской деятельностью.

     Термин "инновация" стал использоваться в переходной экономике России как  русский вариант слова "innovation" , что в дословном переводе означает "новшество", "нововведение", "новаторство" [7].

     Понятие "инновация" было введено И. Шумпетером в 30-е годы 20 века, трактовавшим его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Содержание инновации как осуществления новых комбинаций, влияющих на динамику экономического развития, И. Шумпетер определял в виде следующих типичных случаев:

     1. Изготовление продукции, еще не  известной потребителям или создание  нового качества той или иной продукции.

     2. Использование нового метода (способа)  производства, т.е. новых технологических процессов еще не известных в данной отрасли, в основе которых не обязательно лежит изобретение или открытие, и которые могут заключаться также и в усовершенствовании коммерческого использования (технологии осуществления купли-продажи) данного товара.

     3. Получение или использование  нового источника сырья, полупродуктов  независимо от того, существовало  ли это сырье ранее, но не  использовалось по каким-либо причинам или его необходимо создать вновь.

     4. Проведение системных преобразований  структуры производства или реорганизации  органов его управления, например, путем создания холдинговой компании  с целью обеспечения монопольного положения на рынке.

     5. Продвижение товаров на новые рынки сбыта, на которых эти товары или отрасль промышленности еще не были представлены.

     Идеи  И. Шумпетера о роли предпринимательства  в осуществлении инноваций получили развитие и в трудах многих современных зарубежных и отечественных исследователей. Так, в определении предпринимательства, данного американским специалистом по менеджменту П. Друкером, отмечается: "Нововведение – это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменение как шанс для разного рода бизнеса или услуг" [3]. В экономической литературе нет единого толкования понятия "инновации". Понятие "инновация" многими авторами рассматривается в разных аспектах: как процесс (Б. Твисс, Б. Санто, С.Ю. Глазьев, А.И. Пригожий, СВ. Валдайцев); как изменения в системе (Й. Шумпетер); как изменение (Ю.В. Яковец, Л. Водачек, О. Водачкова, Ф, Валента, С.Д. Ильинкова, П. Друкер); как результат (П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Мендели, Л.С. Бляхман, Л.М. Гохберг, Р.А. Фатхутдинов). Основные концептуальные подходы к определению сущности понятия "инновация" приведены в приложении А.

     Анализ  различных определений инновации приводит к выводу, что инновация является стержневым элементом стратегии предприятия, инновация определяет суть стратегии. Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

     Целью инновации является повышение конкурентоспособности  продукта и конкурентоустойчивости всего хозяйствующего субъекта в будущем [17].

     В современной литературе можно заметить отождествление понятия "инновация" с понятиями "новшество" и "нововведение". Однако следует отметить, что такое уравнивание понятий в современной рыночной экономике не совсем правильно, так как между ними есть принципиальные отличия.

     А.И. Пригожий разделяет понятия "инновация" и "новшество". Новшество – это предмет инновации. Новшества и инновации имеют разные жизненные циклы. Жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии: разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Применительно к инновации понятие "жизненный цикл" будет означать следующую стадийность: зарождение, диффузия, рутинизация [5,6].

     Такие авторы как З.П., Румянцева и Н.А. Соломатин считают, что "новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией" [7].

     В специальной теоретической, научно-методической литературе встречаются разнообразные классификации инноваций, отличающиеся по принципам группировки и способам организации и базирующиеся на двух основных подходах: структурной характеристике инновационного изменения и интенсивности этого изменения.

     Классификация инноваций с точки зрения их структурной характеристики производится с позиции сферы деятельности предприятия, которой касается инновационное изменение. По этой классификации можно системно классифицировать инновации и подразделить их на три группы:

  • инновации на "входе" в предприятие;
  • инновации на "выходе" из предприятия;
  • инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

     Классификация, приведенная Л. Водачек, О. Водачковой [1], предполагает четыре основных вида инноваций на предприятии: инновации продукции; инновации процессов (технологических); инновации рабочей силы (человеческого фактора); инновации управленческой деятельности.

     В ходе деятельности хозяйствующих субъектов  практически невозможно провести точную границу между отдельными типами инноваций. Инновационный замысел в области продукции непосредственно влечет за собой необходимость обеспечения соответствующих инноваций процессов, а нередко также инноваций в области рабочей силы и управленческой деятельности.

     Описание  технологических инноваций базируются на международных стандартах, охватывающих новые продукты и новые процессы, их значительные технологические изменения. Исходя из этого приняты два типа технологических инноваций: продуктовая и процессная. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, внедрение новых или усовершенствованных продуктов и подразделяются на два вида: базисная продуктовая и улучшающая продуктовая инновация. Процессные инновации представляют освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организацию производства (новой технологии). Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

     По  направленности результатов инновации  делятся на инновации в качестве научного инструментария, инновации-процессы и инновации-продукты.

     По  мнению М. Хучека [19] классификация инноваций зависит от ряда критериев, а одна инновация может быть отнесена к нескольким видам. Основными классификационными признаками являются: оригинальность изменений, отрасль народного хозяйства; масштабы, вызываемые инновацией последствий; приносимая обществу польза, предмет инноваций.

     С точки зрения критерия оригинальности изменений выделяются: оригинальные и имитирующие инновации.

     На  основе критерия отрасли народного  хозяйства М. Хучек выделяет следующие инновации: твёрдые (материализованные) и мягкие (управленческие, нематериализованные). Инновации, воплощенные в материале, так называемые твердые инновации – новые машины и оборудование. Невоплощенные инновации или мягкие – вид новой системы организации, улучшений в системе учебы трудового коллектива и другие, касающиеся в основном науки, организации и управления, экономики, общественных наук.

     Особенно  важным является деление инноваций  с учетом предмета инновации, в этом случае выделяются технические, организационные, экономические, социальные и экологические инновации.

Информация о работе Инновационная процесс и инновационный потенциал предприятия