Контрольная работа по "Финансово-кредитным системам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

Предметом исследования данной работы являются банковские системы Соединенных Штатов Америки и Федеративной Республики Германия. Выбор этих государств не случаен. США и ФРГ входят в восьмерку наиболее экономически развитых стран мира, их банковские системы по величине ресурсов и эффективности их использования также занимают лидирующие позиции. Тем не менее, существуют большие различия в устройстве финансовых институтов, организации контроля и управления. Изучение, сравнительный анализ банковских систем США и ФРГ позволит вычленить наиболее рациональные решения, определить существующие тенденции в развитии банков и других финансовых институтов, что является очень важным для Республики Беларусь, как государства с переходной экономикой.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…..3
Общая характеристика банковских систем США и ФРГ…………….4
Устройство, основные функции Федеральной резервной системы США и Центрального банка ФРГ………………………………...……7
Виды, функции банков США и ФРГ………………………………....15
Основные тенденции развития банковских систем США и ФРГ…..22
Заключение………………………………………………………………...24
Список использованных источников………………………………….....25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по фин-кр. системам.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………..…..3

  1. Общая характеристика банковских систем США и ФРГ…………….4
  2. Устройство, основные функции Федеральной резервной системы США и Центрального банка ФРГ………………………………...……7
  3. Виды, функции банков США и ФРГ………………………………....15
  4. Основные тенденции развития банковских систем США и ФРГ…..22

Заключение………………………………………………………………...24

Список использованных источников………………………………….....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Банковская система  любого государства является органической частью его финансово-кредитной системы и представляет собой совокупность различных видов банков и финансовых институтов в их взаимосвязи.

Появление банков является следствием развития кредита. Кредит –  совокупность экономических отношений, которые возникают между кредитором и заемщиком при передаче ссудного капитала на принципах платности, возвратности, срочности, обеспеченности, целевого характера и дифференцированного подхода.

Предметом исследования данной работы являются банковские системы Соединенных Штатов Америки и Федеративной Республики Германия. Выбор этих государств не случаен. США и ФРГ входят в восьмерку наиболее экономически развитых стран мира, их банковские системы по величине ресурсов и эффективности их использования также занимают лидирующие позиции. Тем не менее, существуют большие различия в устройстве финансовых институтов, организации контроля и управления. Изучение, сравнительный анализ банковских систем США и ФРГ позволит вычленить наиболее рациональные решения, определить существующие тенденции в развитии банков и других финансовых институтов, что является очень важным для Республики Беларусь, как государства с переходной экономикой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика банковских систем США и ФРГ

Банковские системы США и  ФРГ представляют собой классическую двухуровневую модель. Первым уровнем являются центральные банки, вторым – коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Первой особенностью банковской системы США является то, что номинально центрального банка в привычном нам смысле не существует.

Ядром является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит:

1) из 12 федеральных резервных  банков 

2) из большого количества  банков-членов (около 6000).

Кроме эмиссионных (федеральных  резервных) банков, банковская система США включает:

1) коммерческие банки 

2) инвестиционные банки 

3) взаимно-сберегательные  банки 

4) банкирские дома.

Схематически строение банковской системы США можно  представить следующим образом:

 


 



 


 


 

 

Рисунок 1. Устройство банковской системы США

Примечание. Источник: собственная  разработка

В Германии управление кредитными учреждениями осуществляют два самостоятельных  ведомства — Федеральный банк и Ведомство по надзору за кредитным  делом. Между ними законодательно распределено исполнение функций управления.

Необходимо подчеркнуть, что Федеральный банк Германии является государственным учреждением, а Федеральная резервная система США – акционерным обществом. Основной капитал Федерального банка Германии, полностью принадлежит ФРГ, как носителю суверенитета валюты. Однако прав, которые нарушали бы независимость Федерального банка, Федерация не имеет.

Около четырех тысяч  действующих в Германии кредитных  учреждений можно разделить, в зависимости  от вида их деятельности, на универсальные и специализированные банки или, в зависимости от их организационно-правовой формы, на частные коммерческие банки и публично-правовые кредитные учреждения.


 

Рисунок 2. Устройство банковской системы ФРГ

Примечание. Источники: Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. пособие / К.В. Рудый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2004.- 400с., собственная разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Устройство, основные функции Федеральной резервной системы США и Центрального банка ФРГ

Как уже говорилось ранее, Федеральная резервная система США состоит из 12 федеральных резервных банков и около 6000 банков-членов.

Совет управляющих, являющийся высшим административным органом ФРС, находится в Вашингтоне. В совет входят 7 членов, каждый из которых назначается президентом и утверждается сенатом. Члены Совета избираются на эту должность на общий срок 14 лет с промежуточными сроками, истекающими каждые 2 года. Президент также назначает из их числа председателя и вице-председателя Совета сроком на 4 года, который может быть продлен.

Через отдел операций на открытом рынке в Федеральном  Резервном банке Нью-Йорка, одном  из 12 региональных банков, где сосредоточены  крупнейшие национальные компании и брокерские фирмы, ФРС осуществляет на практике решения Федерального комитета по операциям на открытом рынке (этот орган, состоящий из 12 членов, обычно проводит свои заседания раз в 3 недели). Председатель Совета Управляющих ФРС является также и председателем Федерального комитета. Главная функция Федерального комитета заключается в определении количества ценных бумаг, которые должны быть куплены или проданы ФРС.

Согласно закону о  ФРС, в банковской системе США  функционирует координационный  консультативный орган для связи всей банковской сферы с ФРС – Федеральный консультационный совет. Он состоит из 12 членов, делегируемых региональными банками ФРС. Четыре раза в год совет собирается на совместное заседание с управляющими Федеральной резервной системой для обмена мнениями по вопросам финансово-кредитных отношений.

Рисунок 3. Организация Федеральной резервной системы США

Примечание. Источники: Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. пособие / К.В. Рудый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2004.- 400с., собственная разработка

Пассивы федеральных резервных банков состоят:

1) из собственных капиталов,  созданных за счет паевых взносов  банков-членов;

2) из банкнотной эмиссии;

3) из банковских депозитов, представляющих собой резервы банков — членов ФРС.

Сосредоточение в федеральных  резервных банках денежных резервов коммерческих банков явилось фактором экономии денег. Организация ФРС  способствовала экономии наличных денег  и в другом отношении — благодаря развитию безналичных расчетов, которые стали в широких размерах осуществляться через федеральные резервные банки.

Ресурсы федеральных  резервных банков образуются за счет:

1) эмиссии банкнот - федеральных резервных билетов;

2) приема депозитов, главным образом от банков-членов и от казначейства;

3) незначительная часть средств федеральных резервных банков состоит из их собственных капиталов (оплаченного и добавочного).

Главной активной операцией федеральных резервных банков является покупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную сумму составляют ссуды федеральных резервных банков банкам-членам.

Федеральные резервные  банки являются по преимуществу кредиторами  государства. Но средства, вложенные  ими в государственные ценные бумаги, в конечном счете используются в интересах корпораций, так как затрачиваются государством в значительной мере на оплату госзаказов и покупку товаров.

Федеральный банк (Bundesbank) (Центральный банк Федеративной Республики Германии) состоит из центрального управления во Франкфурте-на-Майне, девяти центральных банков земель в качестве главных управлений и 182 отделений, которые Федеральный банк имеет в наиболее крупных населенных пунктах. Численность персонала в системе Федерального банка — около 18 000 человек. Компетенция и задачи Федерального банка определены специальным Законом о Федеральном банке от 26 июля 1957 года.

Руководящие органы Немецкого Федерального банка: Центральный совет банка, директорат, а в главных управлениях, находящихся в столицах земель, - правления. Центральный совет банка определяет денежную и кредитную политику НФБ. Совет состоит из президента и вице-президента НФБ, членов директората и президентов центральных банков земель. Президент, вице-президент входят в состав директората. Число прочих членов директората может быть до восьми. Последние годы их было шесть: это руководители отделов банка, которые отвечают также за один, два, а иногда и больше центральных банков земель. Президент, вице-президент и другие члены директората назначаются федеральным президентом по представлению федерального правительства. При составлении своего предложения федеральное правительство должно выслушать мнение Центрального совета банка.

В каждой земле НФБ  имеет главное управление, которое  обозначается как Центральный банк земли. Во главе этого банка стоит правление, состоящее из президента, вице-президента и одного-двух членов правления. Президенты центральных банков земель назначаются федеральным президентом по представлению бундесрата. Бундесрат делает свое представление на основании предложения компетентного учреждения земли и с учетом мнения Центрального совета банка. Вице-президенты и другие члены правлений центральных банков земель назначаются президентом НФБ по представлению Центрального совета банка.

Основные функции, выполняемые центральными банками США и ФРГ одинаковы:

- монополия денежной эмиссии;

- функции банка правительства (в частности, исполнение бюджета и управление государственным долгом);

-банка банков (расчетный центр, кредитор последней инстанции);

- проводник официальной денежно-кредитной и валютной политики.

И в США, и в ФРГ  за центральными банками законодательно закреплено право монополии на эмиссию денег. Выпуск банковских билетов в обращение в США осуществляется по усмотрению Совета управляющих ФРС. Совет управляющих определяет минимальную сумму, на которую должны быть выпущены банковские билеты (количество билетов каждого номинала от общей суммы определяется по специальной математической формуле) каждым ФРБ. Периодически эта сумма пересматривается.

Федеральный банк Германии также имеет исключительное право  выпускать банкноты и изымать  их из обращения.

При выполнении функции «банка банков» и ФРС США и Федеральный банк Германии обеспечивают эффективность всей банковской системы.

Согласно федеральному резервному акту 1913г. все банки —  члены Федеральной резервной  системы должны были:

а) внести 6% собственных  капиталов в качестве паевого  взноса в основной капитал федеральных  резервных банков;

б) держать в последних  свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования.

Федеральные резервные  банки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных  средствах в размере 35% своих депозитов.

Немецкие банки держат в «Бундесбанке» минимальные резервы в размере определенного процента от своих средне- и краткосрочных обязательств.

Федеральная резервная  система и банк Германии предоставляют  кредитным институтам и государственным  учреждениям банковские услуги, а  также осуществляют надзор за кредитными институтами.

Для системы банков Федерального резерва США важную роль играет служба инспекций. Она производит контроль федеральных резервных банков. В нее регулярно поступают сведения об инспекционных операциях аудиторских служб самих банков Федерального резерва, имеющих право проводить инспекции в отношении всех своих членов и подконтрольных этим членам банков, кроме национальных.

В Германии же функции надзора и контроля реализованы иначе. По Закону о кредитном деле от 11 июля 1985 г. кредитными учреждениям являются предприятия, которые занимаются банковским делом, если объем совершаемых сделок требует предпринимательской деятельности. Немецкий Федеральный банк названным законом не отнесен к кредитным учреждениям. НФБ является своеобразным учреждением, сочетающим в себе черты властного органа и органа, выполняющего специфические задачи Центрального банка страны. НФБ обладает реальной возможностью через высшие органы государственного управления оказывать регулирующее воздействие на сферу банковской деятельности.

Федеральные резервные  банки США являются по преимуществу кредиторами государства. Но средства, вложенные ими в государственные ценные бумаги, в конечном счете используются в интересах корпораций, так как затрачиваются государством в значительной мере на оплату госзаказов и покупку товаров.  

Как банковское учреждение, Федеральный банк исполняет обязанности «домашнего банка» Германии и ограниченно земель. С началом в 1994 году второго этапа экономического и валютного союза в странах ЕС вступил в силу общий запрет для эмиссионных банков предоставлять кредиты государственному сектору.  

Информация о работе Контрольная работа по "Финансово-кредитным системам"