Контрольная работа по дисциплине "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

Задание № 2
1. Сущность финансов и их функции.
2. Назовите объективные предпосылки управления финансами.
3. Сущность финансов и их функции.
4. Дайте сравнительную характеристику финансовых планов, составляемых коммерческими и некоммерческими организациями; объясните, чем обусловлены существующие различия.
5. Виды, формы и методы финансового контроля.
6. Финансы коммерческих организаций, принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности, источники финансовых ресурсов коммерческих организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность финансов и их функции гтовая.docx

— 102.22 Кб (Скачать файл)

Задание № 1

 

  1. Сущность финансов и их функции.

 

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических  отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых  проявляется их сущность. Под функциями  понимается та «работа», которую выполняют  финансы.

Никто не отрицает, что финансы - это  совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых  осуществляется формирование и использование  фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовый  внутренний продукт. Осуществить процесс  распределения ВВП можно с  помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных  государством.

        Функции финансов.

- Распределительная - проявляется  при распределении национального  дохода, когда происходит создание  основных или первичных доходов.

  1. К первичным доходам относятся: зарплата рабочих и служащих в сфере матер. производства, доходы предприятий;
  2. К вторичным относятся: доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги

Конечная цель распределения состоит  в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепления государства, обеспечения высокого качества жизни в широких слоях населения.

- Контрольная функция проявляется  в контроле над распределением  по их целевому назначению. Она  нацелена на повышение экономики,  стимулирование рационального и  бережливого расходования материалов  и природных богатств, сокращению  непроизводственных расходов, расточительства.

- Регулирующая. Связана с вмешательством государства через финансы (госрасходы, налоги, госкредиты) в процессе воспроизводства.

- Стабилизационная заключается  в том, чтобы обеспечить для  всех хоз. субъектов стабильные  условия в экономических и  социальных сферах.

 

Примеры товарно-денежных и финансовых отношений:

  1. У разных народов в разные периоды в качестве денег употреблялись самые различные товары. Эти товары должны были представлять общепризнанную ценность в данной местности.
  2. Так, в средние века в Западной Европе в качестве денег довольно часто выступал перец: отдельные поборы исчислялись в весовых количествах перца. Отсюда и насмешливое прозвище очень богатых людей - «мешок перца». В XII-XIII вв. в Новгороде таможенные пошлины с транзитных товаров брались также перцем.
  3. Гродненский дворянин А. К. Булатович, совершивший 4 поездки в Эфиопию (1896-1911) в своих дневниках сообщает, что денежной единицей в Центральной и Южной Эфиопии служили бруски соли Рябцевич В. Н. О чем рассказывают монеты.

        На одном из Каролинских островов - острове Яп - и поныне в ходу т. наз. «феи». Эти деньги очень ценны: изготовляются они из арагонита, добываемого на о-ве Пулау, который расположен примерно в 480 км. от Япа. Более того, диаметр феи (по форме они похожи на европейские мельничьи жернова) может достигать нескольких метров, а вес - 1 тонны Размеры и вес определяют способ расчета. После сделки продавец помечает фею, находящуюся под открытым небом, своим знаком и уходить домой: украсть такую денежную единицу очень сложно.

        Деньги по своему происхождению - это товар. Выделившись из общей товарной массы, они сохраняют товарную природу и имеют те же два свойства, что и любой другой товар: обладают потребительской стоимостью (например, золото в форме денег может использоваться для украшения и удовлетворять эстетическую потребность человека) и стоимостью, поскольку на производство товара, денег (золота) затрачено определенное количество общественного труда.

краткий перечень различных предметов, которые выступали  у разных народов в форме денег:

1. В Исландии до XV в. - рыба;

2. В Киевской Руси, Скандинавии,  Западной Европе в раннее средневековье  - меха;

3. В Монголии до XX в. - смесь чайного  листа и некоторых диких растений, пропитанная телячьей кровью  и спрессованная в кирпич Вес  этой денежной единицы был  равен ок. 1,5 кг.;

4. В Китае до XIX в. - нефрит;

5. В Индии до XX в. - жемчуг;

6. На о-ве Борнео до XX в. - коровьи  черепа;

7. На о-ве Новая Гвинея по  наши дни - т. наз. «свиные  деньги» Клыки и хвостики свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов,  стеклянные бусы, раковины и перья  попугаев, нанизанные на шнур;

8. На Соломоновых о-вах до XX в. - человечьи черепа;

9. На Каролинских о-вах по  наши дни - китовые зубы и  тканые мужские пояса;

10. Среди индейских племен Северной  Америки до XIX в. - «вампум» Кожаный  пояс с нашитыми на него  раковинами.;

11. В Никарагуа до XIX в. - мешочки  с бобами какао.

 

 

10. Управление финансами на местном уровне.

 

        Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Типовое положение о финансово-казначейском органе муниципального образования разработано и одобрено      

Правлением Союза российских городов в 1998  г. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации.

        При этом к исполнению дотационных местных бюджетов (а также бюджетов недотационных муниципальных образований, расположенных на территории региона, получающего финансовую помощь из федерального бюджета) привлекаются органы федерального казначейства и региональных казначейств. Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов Российской Федерации.

        Органы управления финансами в коммерческих организациях.

Управление финансами  в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления (например, для акционерных обществ это  собрание акционеров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении.   

        Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями. В небольших организациях, где нет специальных финансовых служб, их функции выполняют бухгалтерии. Для коммерческих организаций, входящих в состав финансово-промышленных групп, большое значение в управлении финансами имеют решения, принимаемые головной компанией этой группы, то же касается крупных холдингов, не зарегистрированных как финансово-промышленные группы.

        Органы управления финансами в некоммерческих организациях. Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности.    

        Кроме руководителей таких организаций, решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями обладают бюджетные учреждения. Финансовые планы в виде смет доходов и расходов бюджетных учреждений утверждают главные распорядители и распорядители бюджетных средств, от решений которых во многом зависит финансовое состояние учреждения. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств фактически определяют структуру расходования бюджетных средств учреждениями, принимают решения о возможности получения дополнительного финансирования за счет сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, а также утверждают сметы доходов и расходов от предпринимательской и приносящей доходы деятельности.    

       Большую роль в управлении финансами бюджетных учреждений и других некоммерческих организаций играют бухгалтерии, которые разрабатывают проекты смет, ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность об исполнении смет доходов и расходов. Бюджетные учреждения могут обслуживаться централизованными бухгалтериями, создаваемыми при органе государственной власти или органе местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2

 

  1. Назовите объективные предпосылки управления финансами.

 

Выделяют следующие  предпосылки финансов:

    - Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезанна, и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

   - Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

   -Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений  и относятся к базисной категории. Но какова же здесь роль государства? Некоторые экономисты исходя из того, что финансовые отношения закрепляются законодателем в соответствующих нормативных актах определяют главенствующую роль государства в формировании данных отношений и, следовательно, относят финансы к правовой, т.е. надстроечной категории. Но дело в том, что правовой акт только фиксирует содержание объективно существующих экономических отношений, доказывая, что финансы, в первую очередь, экономическая категория (и относится к базису) и только потом - правовая категория, т.е. государство, по меткому выражению экономиста Э. А. Вознесенского, «одевает» финансовые отношения в правовую форму, придает им соответствующую государственно-властную форму при сохранении их объективно экономического характера».Однако уменьшать роль государства нельзя.  

        Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное влияние.

Так как, несомненно, финансы являются исторической категорией (имеют стадии возникновения), то можно выделить два  основных этапа развития финансов.

        Вначале - неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств (2/3) расходовалась на военные цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограниченно. Все они были связанны с формированием и использованием бюджета.

        По мере развития товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

        В настоящее время независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.

        Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений, такие как финансы межгосударственных сообществ.

 

10. Дайте сравнительную  характеристику финансовых планов, составляемых коммерческими и  некоммерческими организациями;  объясните, чем обусловлены существующие различия.

 

        Финансы делятся на финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. Основная цель организаций, функционирующих на коммерческой основе, - получение прибыли.

        Некоммерческие организации своей целью имеют удовлетворение потребностей общества своей деятельностью. Такие организации не ставят основной своей целью получение прибыли и, соответственно, не распределяют ее между участниками (исключение - потребительские кооперативы). Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей для охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей граждан, для защиты прав законных интересов граждан и организаций, для разъяснения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и в других целях, направленных на удовлетворение общественных благ.   

        Некоммерческие организации могут оказывать платные услуги и осуществлять предпринимательскую деятельность, могут выступать учредителями коммерческих организаций и так далее, если эти виды деятельности способствуют достижению целей их создания.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Финансы"