Контрольная работа по дисциплине «Финансы и кредит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:23, контрольная работа

Краткое описание

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Содержание

1. Сущность и функции финансов, финансовая политика государства……..3-4
2. Категории плательщиков единого социального налога и государственные внебюджетные фонды…………………………………………………………..4-6
3. Валютный рынок, платежный баланс страны…………………………….6-13
4. Кредит как форма движения ссудного капитала, виды кредитов…...…13-15
5. Бюджетное финансирование, государственное заимствование РФ…....15-22
6. Организация безналичных расчетов……………………………………..22-25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 49.71 Кб (Скачать файл)

              Министерство сельского хозяйства РФ

Департамент научно-технологической  политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                       Высшего профессионального образования

            Волгоградский государственный  аграрный университет

                                     Экономический факультет

                 Кафедра: «Экономический анализ и финансы»

 

                                      

                       Контрольная работа

                          По дисциплине: «Финансы и кредит»

«Сущность и функции финансов, финансовая политика государства. Категории плательщиков единого социального налога и государственные внебюджетные фонды. Валютный рынок, платежный баланс страны. Кредит как форма движения ссудного капитала, виды кредитов. Бюджетное финансирование, государственное заимствование РФ. Организация безналичных расчетов»

 

 

                                                                                                      Выполнил: Конькова А. Е.

                                                                                    Экономического факультета

                                                                                                         Группы: ЗЭК-31                                                                                                                                        

                                                                                        Проверил: Шашкова Г. М.

 

                                                   Волгоград

                                                2013

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Сущность и функции  финансов, финансовая политика государства……..3-4

2. Категории плательщиков  единого социального налога и  государственные внебюджетные фонды…………………………………………………………..4-6

3. Валютный рынок, платежный  баланс страны…………………………….6-13

4. Кредит как форма  движения ссудного капитала, виды  кредитов…...…13-15

5. Бюджетное финансирование, государственное заимствование  РФ…....15-22

6. Организация безналичных  расчетов……………………………………..22-25

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и функции финансов, финансовая политика государства

Понятие “финансы” неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными  отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный  процесс движения денег, переход  их от одного владельца к другому. 
Финансы в переводе означает наличность, доход; в широком смысле —  денежные средства, денежные обороты. Очевидно, поэтому понятие “финансы” зачастую отождествляют с понятием “деньги”. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. 
Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей. Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег. 
Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. 
Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

 

2. Категории плательщиков единого социального налога и государственные внебюджетные фонды

По общему правилу, которое  содержится в статье 19 НК РФ, налогоплательщиками  признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена  обязанность по уплате соответствующих  налогов.

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ термин «лица» для целей НК РФ понимается как организации, так  и физические лица. Пункт 3 этой же статьи предусматривает порядок использования  в НК РФ терминов, то есть применение их в значениях, определяемых в соответствующих  статьях Налогового кодекса РФ. Это  касается, в том числе, и понятия  «налогоплательщики».

Что касается единого социального  налога, то статья 235 НК РФ конкретизирует положение общей части Налогового кодекса РФ и считает плательщиками  единого социального налога организации, индивидуальных предпринимателей и  физических лиц, не признаваемых индивидуальными  предпринимателями.

При этом все плательщики  единого социального налога делятся  на две категории. В первую категорию  входят лица, производящие выплаты  физическим лицам (именно наличие выплат или вознаграждений указанным лицам  является квалифицирующим критерием  для этой категории); а во вторую категорию - индивидуальные предприниматели  и адвокаты, то есть лица, осуществляющие профессиональную деятельность.

Первая категория плательщиков ЕСН - это налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам.

Прежде всего, это организации  различных организационно-правовых форм. Пункт 2 статьи 11 НК РФ определяет организации как юридические  лица, образованные в соответствии с российским законодательством, а  также иностранные юридические  лица, компании и другие корпоративные  образования, обладающие гражданской  правоспособностью, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, международные  организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Таким образом, плательщиками  ЕСН признаются, во-первых, российские организации - юридические лица, во-вторых, иностранные организации, как являющиеся юридическими лицами, так и не являющиеся таковыми (например, филиалы и представительства  иностранных фирм, находящиеся на территории России).

Следует обратить внимание на те организации, которые освобождены  от обязанности платить ЕСН. Это  лица, применяющие специальные налоговые  режимы. Речь идет о тех, кто уплачивает единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход или  применяет упрощенную систему налогообложения. Если организация применяет один из вышеназванных режимов, то она  не платит ЕСН.

Однако такие налогоплательщики  могут применять наряду со специальным  режимом и общий режим налогообложения. Если организация одновременно платит ЕНВД и применяет обычную систему  налогообложения, то расходы ей следует  делить.

В организациях всегда есть сотрудники, расходы, на оплату труда  которых сложно отнести к тому или иному виду деятельности. Фактически они участвуют и в деятельности, облагаемой ЕНВД, и в деятельности, по которой организация уплачивает налоги по общей системе. Это, например, сотрудники аппарата управления, работники  отдела продаж. В части, относящейся  к обычной системе налогообложения, фонд заработной платы выступает  объектом обложения по единому социальному  налогу (п. 1 ст. 236 НК РФ). А для деятельности, переведенной на ЕНВД, фонд заработной платы является объектом обложения взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

В ст. 272, 274 НК РФ говорится  о правилах деления расходов. Но они не дают четкого ответа на вопрос, какой доход учитывать при  делении: квартальный или же нарастающим  итогом с начала года. Однако в письме Минфина РФ от 28 апреля 2004 г. № 04-03-1/59 «О распределении общехозяйственных  расходов» рекомендуется распределять расходы пропорционально доходам, нарастающим итогом с начала года.

Не следует забывать, что  письмо Минфина РФ является лишь разъяснением. Поэтому во избежание споров метод  расчета следует закрепить в  положении об учетной политике организации.

 

3. Валютный рынок, платежный баланс страны

Устойчивость платежного баланса РФ в 2009 г. традиционно поддерживалась за счет экспорта товаров, прежде всего продукции ТЭКа. В то же время мировой финансовый кризис привел к падению цен на основные товары российского экспорта, вследствие чего их экспорт из РФ по итогам года снизился на 35,7% по сравнению с предыдущим годом. Однако восстановление цен на энергоносители и улучшение состояния мировой экономики с весны 2009 г. привели к стабилизацииплатежного баланса. В результате по итогам годаплатежный баланс страны выглядит достаточно устойчиво, однако в среднесрочном периоде стабильности платежного баланса может угрожать как углубление мирового кризиса, так и опережающий рост импорта в РФ по сравнению с экспортом из нее. 
Согласно опубликованной Банком России предварительной оценке платежного баланса РФ за 2009 г., положительное сальдо счета текущих операций составило 47,5 млрд. долл., т.е. сократилось на 53,6% по сравнению с 2008 г. (см. табл. 5). В том числе положительное сальдо торгового баланса уменьшилось на 38,5% (со 139,7 млрд. до 110,6 млрд. долл.), при этом экспорт товаров снизился на 35,7% (с 371,6 млрд. до 303,3 млрд. долл.), а импорт товаров сократился на 34% (с 291,9 млрд. до 192,7 млрд. долл.). Доля экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа составила 62,8% в общем объеме экспорта (в 2006 г. 62,8%, в 2007 г. 61,7%, а в 2008 г. 65,8%) (рис. 3). Таким образом, как и в предыдущие годы, основным фактором, определяющим величину сальдо по счету текущих операций, являлся торговый баланс, сальдо которого, в свою очередь, в значительной степени зависит от движения цен на энергоносители и другие важнейшие товары российского экспорта на мировых рынках. Из данных, представленных на рис. 4, видно, что связь между мировыми ценами на нефть и сальдо торгового балансаРоссии, наблюдавшаяся в 2002-2008 гг., проявлялась и в течение 2009 г. Дефицит баланса услуг составил 19,8 млрд. долл. и уменьшился (по абсолютной величине) по сравнению с 2008 г. на 20,8%. Экспорт услуг достиг 42,4 млрд. долл., снизившись относительно предыдущего года на 8,9 млрд. долл. (17,4%). Импорт услуг за 2009 г. сократился на 18,6% и достиг 62,1 млрд. долл. Баланс оплаты труда в 2009 г. снизился по абсолютной величине и составил 8,7 млрд. долл. (в 2008 г. 14,2 млрд. долл.).

Дефицит баланса инвестиционных доходов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшился на 10,4% и достиг 31,4 млрд. долл. Инвестиционные доходы к получению сократились с 55,2 млрд. до 30 млрд. долл., что определялось существенным снижением показателя по нефинансовым предприятиям (с 28,2 млрд. до 14,2 млрд. долл.) и органам денежно-кредитного регулирования (с 18,3 млрд. до 6,9 млрд. долл.). Сокращение доходов к получению объяснялось мировым финансовым кризисом, а также снижением объема инвестиций за рубеж. Уменьшение доходов к выплате по нефинансовым предприятиям с 73,7 млрд. до 46,4 млрд. долл. определилось сокращением общих доходов к выплате с 90,2 млрд. до 61,4 млрд. долл. 
Баланс текущих трансфертов в 2009 г. составил 3,2 млрд. долл. (вырос на 4,2% по сравнению с 2008 г.).

Таким образом, в 2009 г. основным фактором сохранения значительного  положительного сальдо счета текущих  операций платежного баланса России стало восстановление достаточно высоких цен на основные товары российского экспорта во ПГУ кварталах. Заметим, что, несмотря на опасения по поводу возможных трудностей с обслуживанием внешнего долга частного сектора, вызванных кризисом, задолженность российских банков и нефинансового сектора перед иностранными экономическими агентами сократилась (см. табл. 5), что стало следствием реструктуризации части задолженности на фоне заметного сокращения привлечения новых долгов. В среднесрочной перспективе можно ожидать восстановления темпов роста внешнего долга, причем как частного, так и государственного сектора экономики, вследствие недостатка и высокой стоимости финансовых ресурсов внутри страны.

В 2009 г. сальдо счета операций с капиталом и финансовыми  инструментами значительно снизилось  по абсолютной величине, составив 45,2 млрд. долл., что было обусловлено стабилизацией  ситуации в мировой экономике. Баланс капитальных трансфертов в 2009 г. сложился в размере 11,7 млрд. долл. Таким  образом, без учета капитальных  трансфертов в 2009 г. дефицит финансового  счета равнялся 33,5 млрд. долл. Прирост обязательств российских экономических агентов перед иностранными экономическими агентами по итогам года составил лишь 6,3 млрд. долл., что в 14,6 раза меньше показателя предыдущего года (92,4 млрд. долл.).

Федеральные органы управления в 2009 г. стали нетто-заемщиками по отношению  к нерезидентам. Их внешние обязательства  выросли на 0,8 млрд. долл., что стало  результатом продажи нерезидентам долговых ценных бумаг правительства  России. По субъектам Российской Федерации  сальдо внешних обязательств практически  не изменилось. Рост обязательств органов  денежно-кредитного регулирования  в 2009 г. достиг 11,6 млрд. долл. в основном из-за проведения Банком России операций РЕПО с иностранными контрагентами. 
Продолжение мирового финансового кризиса, вызвавшее резкое уменьшение возможностей российских экономических агентов по привлечению иностранных заимствований, а также активная реструктуризация привлеченных кредитов привели к тому, что обязательства банковского сектора перед нерезидентами сократились за год на 43,7 млрд. долл. Инвестиции экономических агентов других стран в нефинансовый сектор России составили 37,4 млрд. долл. (97,1 млрд. долл. в 2008 г.). Таким образом, вложения нерезидентов в нефинансовый сектор в 2009 г. резко снизились по сравнению с 2008 г., однако значительно превысили инвестиции в банковский сектор. При этом объем прямых инвестиций в нефинансовый сектор составил за год 38,2 млрд. долл. по сравнению с 63 млрд. долл. в 2008 г., а прирост портфельных инвестиций лишь 4 млрд. долл. против их оттока в размере 16 млрд. долл. годом ранее. Объем задолженности нефинансового сектора по ссудам и займам перед нерезидентами снизился за 2009 г. на 5,2 млрд. долл. Иностранные активы резидентов (обязательства иностранных экономических агентов перед российскими) выросли за 2009 г. на 39,8 млрд. долл. (в 2008 г. на 228 млрд. долл.). 
При этом иностранные активы федеральных органов управления сократились на 10,2 млрд. долл., а банков на 11,2 млрд. долл. Внешние активы органов денежно-кредитного регулирования практически не изменились. Вывоз капитала из сектора нефинансовых предприятий и домашних хозяйств по сравнению с 2008 г. уменьшился на 61,8% и составил 61,2 млрд. долл. Объем «своевременно не полученной экспортной выручки, не поступивших товаров и услуг в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводов по фиктивным операциям с ценными бумагами» по сравнению с 2008 г. также снизился и составил 26,5 млрд. долл. При этом важно отметить, что значительные изменения произошли в динамике статьи «наличная иностранная валюта», которая свидетельствует о том, что в 2009 г. вывоз наличной иностранной валюты в РФ составил 3,9 млрд. долл. по сравнению с ввозом 25 млрд. долларов в 2008 г. Иными словами, при начавшемся осенью 2008 г. ослаблении рубля к бивалютной корзине (как в номинальном, так и в реальном выражении) население и нефинансовый сектор начали вновь впервые с 1997 г. активно приобретать валюту. Однако в 2009 г. по мере стабилизации ситуации на финансовых рынках и возобновления укрепления рубля ажиотаж на валютном рынке утих. Заметим, что во время острой фазы кризиса в ноябре 2008 г. феврале 2009 г., характеризовавшейся масштабным оттоком капитала и непрерывным понижением цен на энергоносители, Банк России допустил плавное снижение стоимости рубля к би валютной корзине. В ситуации значительного сокращения валютных поступлений в страну поддержание прежнего курса могло быть обеспечено лишь в течение ограниченного промежутка времени за счет расходования международных резервных активов. При этом, так как Банк России осуществлял постепенное снижение курса рубля, покупка валюты экономическими агентами стала сравнительно низкорискованным и высокодоходным инвестиционным инструментом, что приводило ко все возрастающему спросу на валюту и необходимости расходовать все больше средств из международных резервных активов. 
На наш взгляд, одномоментное ослабление курса рубля с последующим поддержанием нового объявленного уровня являлось наилучшим вариантом действий в сложившейся ситуации, так как позволило бы ЦБ РФ избежать дальнейшей траты резервов, а также снизить девальвационные ожидания. Вопросы вызывает лишь выбор момента резкого снижения курса рубля. Можно предположить, что в целях экономии золотовалютных резервов на данный шаг можно было бы пойти значительно раньше начала 2009 г. 
В результате в целом за декабрь-февраль реальный эффективный курс рубля снизился на 16,3% (см. рис. 5). Однако в результате стабилизации на финансовых рынках России и мира, произошедшей весной, и последовавшего за ней роста цен на энергоносители реальный эффективный курс рубля вновь начал расти, отыграв к октябрю больше 40% стоимости, потерянной в результате снижения курса. Курс доллара к евро также начал снижаться, после того как склонность инвесторов к риску вновь выросла. В результате официальный курс доллара к рублю за март-декабрь снизился на 5,48 руб.: к концу декабря 2009 г. курс доллара составил 30,24 руб. по сравнению с 35,72 руб. на 28 февраля 2009 г. При этом рубль вырос по отношению к би валютной корзине: стоимость би валютной корзины снизилась за март-декабрь на 3,90 руб. с 40,05 до 36,16 руб. В результате курс евро к рублю в конце декабря составил 43,39 руб.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Финансы и кредит»