Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 03:04, курс лекций
В 1 Экономическая сущность и роль гос бюджета. Стр-ра доходов о расх бюд.
Государственный бюджет это законодательно утвержденный финансовый план государства на определенный период времени, разработанный в целях систематизации, учета и контроля государственных доходов и расходов. Ф-ции бюд-та: распределительная –поступление и распределен ср-в на разл гос цели, конотрольная – контроль за формированием и исп-нием фин ср-в в разл звеньях эк-ки. Бюджет является основой финансового хозяйства государства к нему предъяв сл требования: универсальность, публичность, специализация.
5 БЛОК: ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
В 1 Экономическая сущность и роль гос бюджета. Стр-ра доходов о расх бюд.
Государственный бюджет это законодательно утвержденный финансовый план государства на определенный период времени, разработанный в целях систематизации, учета и контроля государственных доходов и расходов. Ф-ции бюд-та: распределительная –поступление и распределен ср-в на разл гос цели, конотрольная – контроль за формированием и исп-нием фин ср-в в разл звеньях эк-ки. Бюджет является основой финансового хозяйства государства к нему предъяв сл требования: универсальность, публичность, специализация.
Универсальность бюджета. То есть бюджет должен отражать состояние государственного финансового хозяйства, в бюджет должны входить все доходы и расходы государства, без изъятий и ограничений, без смещения и уменьшения одной суммы за счет другой. К сожалению, в реальной российской финансовой практике доходы и расходы государства не всегда полностью включаются в бюджет.
Публичность это требование предполагает, что бюджет должен быть составлен таким образом, чтобы каждый гражданин конкретной страны мог ясно понимать его язык, цифры, логику построения, обоснованность налоговых изъятий и финансирования расходов. Отсутствие публичности явл-ся проблемой сегодняшнего российского бюджетного процесса. Ведет к уклонению от уплаты налогов, стремление к переводу капиталов за рубеж, недоверие к государственным финансово-экономическим инициативам.
Специализация то есть, бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи. Когда орган законодательной власти (Государственная дума или парламент) утверждает такой бюджет, исполнительная власть (Правительство) уже не должно переводить суммы из одного параграфа сметы в другой, из одного назначения на другое.
Расходы государственного бюджета на какие цели расходуются средства составляющие государственный бюджет. 1затр связ с матер пр-ва и содержанием не произ-ной сф 2финансир нар-хоз-ва, соц-культ мероп-тия, оборона страны, содерж апп-та упр-ия, правоохранит деят-ть, обеспечен безоп-ти 3 расх по обсл-нию гос долга К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды.
Доходы Осн дох 1налоги 82-85% 2не нал доходы 5-6% 3прочие дох 8-10% 1.НДС самый собираемый нал 36-38%, акцизный н 10-12%, н на при борг-ии 10% от нал доходов 2.дох от им-ва нах-ся в гос собств-ти, арендн плата за землю, дох от сдачи в аренду им-ва, дивид по акциям принадл гос-ву, дох от продажи земли, штрафн санкции, возмещен ущерба, дох от ВЭД 3.дох целевых бюд-х фондов.
В бюджет могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
(ВАРИАНТ 2) Вопрос 5.1 Сущность государственного
бюджета
Финанс отношения, склад-ся у гос-ва с
юр и физ лицами, называются бюджетными.
Бюджетным отношениям присущ объективный
хар-р, он обусловлен тем, что в руках гос-ва
ежегодно д. концентрироваться опр-я доля
нац-го дохода, необходимая для реал-ции
общегосударственных задач. Очевидно,
что возникновение бюджетных отношений
немыслимо вне гос-ва.
Бюджетные отношения — это органическая
часть эк-кой стр-ры общества, а их функционирование
объективно предопределено тем, что необходима
материально-финансовая база для осуществления
государством его функций.
Совокупность бюджетных отношений по
формированию и использованию бюджетного
фонда страны составляет понятие государственного
бюджета.
Бюджет м. рассм-ся в качестве самостоятельной
эк-кой категории, Эта категория, являясь
частью финансов, хар-ся теми же чертами,
которые присущи финансам в целом, но одновременно
имеет свои особенности, отличающие ее
от др. сфер и звеньев финансовых отношений.
К числу особенностей относятся следующие:
1. Государственный бюджет является особой
экономической формой перераспределительных
отношений. 2. С помощью бюджета происходит
перераспределение наци-го дохода. З. Пропорции
бюджетного перераспределения стоимости
в большей мере, чем у других звеньев финансов,
опр-ся задачами, стоящими перед обществом
в целом. 4. Область бюджетного распределения
занимает центральное место в составе
финансов ЧТО обусловлено ключевым положением
бюджета по сравнению с другими звеньями.
Сущность государственного бюджета как
экономической категории реализуется
через 2 функции: перераспределительную
и контрольную.
Благодаря первой происходит концентрация
ден ср-в в руках гос-ва и их исп-ние с целью
удовлетворения общегос-х потребностей.
Вторая функция позволяет узнать, насколько
своевременно и полно финансовые ресурсы
поступают в распоряжение гос-ва, как фактически
складываются пропорции в распределении
бюджетных средств и эф-но ли они используются.
Функционирование государственного бюджета
происходит посредством особых эк-ких
форм доходов и расходов, выражающих последовательные
этапы перераспределения стоимости общест-го
продукта, концентрированного в руках
государства.
Доходы и расходы бюджета-это объективно
обусловленные категории, к-я из к-х имеет
специфическое значение
доходы служат финансовой базой деят-ти
гос-ва; расходы — удовлетворению общегос-х
потребностей. Доходы бюджета выражают
эк-кие отношения, возникающие у гос-ва
с юр и физ лицами в процессе формир-я бюджетного
фонда страны. Формой проявления этих
эк-ких отношений служат различные виды
платежей п/п, орг-ций и населения в гос
бюджет, а их материально-вещественным
воплощением — денежные средства, мобилизуемые
в бюджетный фонд. Основой доходов бюджета
являются налоги.
Эк-кая сущность налогов хар-ся ден отношениями,
склад-ся у гос-ва с юр и физ лицами, то
есть налоги — это обязательные платежи,
взимаемые гос-вом с юр и физ лиц. Налоги
возникли с одновременно с возникновением
гос-ва к вып-ют в обществе две функции:
-фискальную и регулирующую.
Для того, чтобы налоговая система функционировала
эф-но, она должна соответствовать четырем
принципам построения налогов и налоговой
системы, выработанных в начале ХIХ века
Адамом Смитом:
1. Налоги должны быть всеобщими, то есть
обязательными для всех налогоплательщиков.
2. Равными, то есть никто не д. б. освобожден
от их уплаты.
З. Простыми, то есть доступными при их
расчете даже малограмотным налогоплательщикам,
4. Дешевыми, то есть налогоплательщику
должно быть эк-ки выгодно их уплатить,
а не уклониться от уплаты. Расходы государственного
бюджета — это экономические отношения,
воникающие в связи с распределением фонда
ден средств гос-ва и его исп-ем по отраслевому
целевому и территориально назначению.
Для выявления роли многообразных бюджетных
расходов их класс-ют по определенным
признакам:
1. По роли в общественном производстве:
они связаны с развитием гос-нной собственности,
гос-го сектора мат-го пр-ва.
2. По общест-му назначению — отражают
вып-е гос-вом функции: эк-кую, соц-ю и оборонную.
3. Отраслевая группировка расходов гос-го
бюджета составляет общепринятое деление
пр-но хоз-го комплекса на отрасли и виды
деят-ти.
Расходы государственного бюджета д. б.
тесно вз.связ. с его доходами эта взаимосвязь
выр-ся в количественном соответствии
расходов доходам а также в их влиянии
друг на друга, поэтому очень важно установить
такой объем бюджетных расходов и такие
сроки исп-я бюджетных средств, которые
обеспечивали бы решение стоящих перед
обществом соц задач при минимальных затратах
и с максимальным эффектом.
Основными задачами в области государственных
расходов являются:
о сокращение числа федеральных целевых
программ;
о сокращение расходов на оборонный комплекс;
о снижение уровня дотаций отдельных отраслей;
о усиление контроля за использованием
бюджетных средств.
(ВАРИАНТ 3) 1. Экономическая
сущность и содержание бюджета.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. ч/з к-й производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
В то же время бюджет правомерно
рассматривать как
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие задачи:
• перераспределение ВВП;
• государственное регулирование и стимулирование экономики;
• финансовое обеспечение
бюджетной сферы и
• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Распределительная функция
бюджета проявляется через
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
1) образование доходов бюджета;
2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.
Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.
Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо эномической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.
Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.
Через бюджетные расходы
финансируются бюджетополучател
Контрольная функция
бюджета действует одновременно
с распределительной и
В 2 Нал и их ф-ции. Классиф нал РФ
В соот-ии с ФЗ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от27.12.91 под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Поэтому для понятия “налог” характерно: во-первых, налогом может считаться обязательный бюджетный платеж, в названии которого присутствует слово налог, например, налог на добавленную стоимость (НДС), во-вторых, налогами являются платежи, формирующие налоговые доходы бюджета в-третьих, это все обязательные плановые и законодательно установленные финансовые изъятия, которые производит государство.
основные функции, которые могут выполнять налоги: Регулирующая. финансово-экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Стимулирующая С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Распределительная, нал направ-ся на решение производственных, социальных, проблем, на инвестиции.
Фискальная, содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Классификация налогов представляет собой разделение всей совокупности налогов на подмножества по определенным классификационным признакам. В зависимости от целей и особенностей проводимой работы способы классификации налогов могут быть различными. В настоящее время можно выделить следующие наиболее распространенные направления классификации налогов: в зависимости от уровня налогообложения налоговая система России состоит из трех уровней 1. федеральные налоги, 2. налоги субъектов федерации, 3. местные налоги. Трехуровневая система налогообложения дает возможность каждому органу управления самостоятельно формировать доходную часть соответствующего бюджета, исходя из собственных налогов, отчислений, поступающих из вышестоящего бюджета (например, в виде субвенций регионам), неналоговых поступлений и займов.