Межбюджетные отношения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства[3,с.111].
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ 4
1.1 Понятие и сущность межбюджетных отношений 4
1.2 Функции межбюджетных отношений 9
2. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ ЗА 2006-2007 ГГ 11
3.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПЕРСПЕКТИВЫ В РАЗВИТИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по гос.бюд..doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Полоцкий государственный  университет»

 

 

 

 

 

Кафедра финансов

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине     «Государственный бюджет»

 

Тема:     «Межбюджетные отношения в Республике Беларусь»

 

 

 

 

Выполнил:                                 студент заочного отделения группы УО6 ФКЗ-2

№ЗАЧ.КН 0525040137

Погорельская Марина Петровна

Проживающая по адресу:

г. Лепель, ул. Калинина  д. 92, кв. 46

 

 

 

 

 

Руководитель:                                                         

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2012 год

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ 4

1.1  Понятие и сущность межбюджетных отношений 4

1.2 Функции межбюджетных отношений 9

2. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ

 БЕЛАРУСЬ ЗА 2006-2007 ГГ 11

3.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПЕРСПЕКТИВЫ В РАЗВИТИИ 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

 

ВВЕДЕНИЕ

 Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства[3,с.111].

Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей.

Республика Беларусь является унитарным государством, и  этому типу государственного управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты.

В настоящее время  в республике функционируют 1664 местных  бюджета, которые являются финансовой базой регионов и обеспечивают осуществление  мероприятий по их социально-экономическому развитию.

Из местных бюджетов финансируются объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также транспорт, дорожное хозяйство, благоустройство населённых пунктов, развитие рыночной инфраструктуры и др. Около 70% расходов государства на социально –культурную сферу несут местные бюджеты.

Цель данной курсовой работы –  исследование межбюджетных отношений Республики Беларусь.

         Объектом исследования является распределение доходов и расходов в республиканском и местном бюджетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ

    1. Понятие и сущность межбюджетных отношений.

     Бюджеты всех уровней связаны между собой сложными отношениями, регулирующими бюджетные потоки в процессе распределения государственных доходов и расходов,- межбюджетными отношениями.

    Вопрос о степени централизации бюджетных ресурсов на уровне республиканского бюджета является одним из определяющих в межбюджетных отношениях.

     С этой  проблемой в той или иной  степени сталкивалось большинство  развитых стран. Одни из них  шли по пути максимальной централизации бюджетных ресурсов, что позволяло правительству осуществлять жёсткий контроль за государственными расходами и проводить политику бюджетного выравнивания через систему трансфертов, субсидий и субвенций, другие брали курс на децентрализацию и развитие местного хозяйства.

     Во всех  случаях решается задача достижения  соответствия между доходами  и расходами государственного  и местных бюджетов через упорядочение  межбюджетных отношений.

     Таким образом,  построение рациональной системы финансовых отношений между различными уровнями власти является центральной проблемой реформирования бюджетного процесса в Республике Беларусь. Необходимо определить, на сколько оправдано усиление централизации бюджетных ресурсов в республиканском бюджете, если значительная их часть затем поступает в бюджет территорий в процессе бюджетного регулирования. В результате возникают встречные потоки денежных средств, усложняется управление ими, что требуют усиление процессов бюджетного регулирования с целью сбалансирования местных бюджетов.

     Следует,  однако, отметить, что в республике  это важное направление в бюджетной  политике не нашло отражения  в официальных документах.

В условиях демократии одной  из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

В последние десятилетия  во многих государствах наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Развитие рыночных отношений  сопровождается децентрализацией системы  управления экономикой, разгосударствлением  собственности, частичной ее приватизацией, расширением прав местных Советов депутатов, соответственно усилением роли региональных бюджетов.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, в интересах населения.

Таким образом, местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Важное значение имеют  местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач - в первую очередь  в распределении государственных  средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Через местные бюджеты государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование регионального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды. 

     В настоящее время доходы местных бюджетов формируются из следующих каналов поступлений: собственных (муниципальных) доходов, налогов и сборов; закрепленных за местными бюджетами налогов и доходов; отчислений от общереспубликанских налогов и доходов. Дополнительно в республиканском бюджете предусматриваются средства, безвозмездно передаваемые местным бюджетам, с целью оказания им финансовой помощи.

Используемая издавна  многоканальная система формирования доходов местных бюджетов основана на принципах распределения доходов между различными уровнями бюджетов, в соответствии с которыми наиболее значимые, регулярно поступающие доходы зачисляются в республиканский бюджет.

     В основу доходов местных бюджетов в этом случае закладываются муниципальные (собственные) доходы, налоги и сборы; для укрепления доходной базы за местными бюджетами в соответствии с законодательством Республики Беларусь закрепляются полностью или частично определенные доходы (закрепленные доходы).

     Поскольку объем расходов каждого бюджета не может ограничиваться только собственными доходами ввиду их недостаточности, то для покрытия дефицита требуется привлечение дополнительных средств из вышестоящих бюджетов, т.е. регулирующих доходов в виде отчислений от общереспубликанских доходов и налогов, а также дотаций, субсидий, субвенций.

Перераспределение доходов  между отдельными видами бюджетов путем передачи средств (сверх собственных и закрепленных доходов) вышестоящими бюджетами нижестоящим и составляет содержание бюджетного регулирования.

     Безусловно, потенциал местного хозяйства регионов различен, что вызывает дифференциацию в уровне обеспеченности местных бюджетов собственными и закрепленными доходами. Именно этот факт позволил прочно укрепиться мнению, что перевод местных бюджетов на собственную доходную базу (собственные и закрепленные доходы) привел бы к необоснованному различию в темпах развития отдельных административно-территориальных единиц.

     Однако было бы неправомерно обосновывать низкий уровень обеспеченности местных бюджетов собственными доходами только состоянием местного хозяйства. Укрепить доходную базу местных бюджетов можно как расширением перечня собственных и закрепленных доходов, так и переводом в разряд закрепленных наиболее значимых доходов. Эти вопросы регулируются общей бюджетной политикой, регламентирующей межбюджетные отношения на современном этапе.

     Следует отметить, что в Республике Беларусь принципы распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами долгое время не пересматривались. Действовавшая на протяжении ряда лет практика организации межбюджетных отношений имела следующие недостатки:

     ♦ низкий уровень собственных и закрепленных доходов и отсутствие заинтересованности у местных органов власти и управления в их увеличении. Как уже отмечалось, доходная часть территориальных бюджетов в значительной степени формируется за счет регулирующих источников и средств вышестоящего бюджета (около 60 %), причем чем ниже был уровень собственных и закрепленных доходов, тем выше нормативы отчислений в местные бюджеты от общереспубликанских налогов и доходов, размер дотаций из республиканского бюджета. При такой организации бюджетного процесса усилия местных органов власти и самоуправления направляются не на увеличение собственных доходов, а на получение у вышестоящих органов власти более высокого норматива отчислений или дополнительных дотаций. Рождаются иждивенческие настроения, исчезает заинтересованность в проведении мероприятий по изысканию резервов роста собственных доходов;

     ♦ установление единых нормативов отчислений от регулирующих налогов и доходов в бюджеты областей. При этом игнорировался тот факт, что территории имели различный доходный потенциал, а также уровень социального развития. В таких условиях нормативы отчислений перестают выполнять свои регулирующие функции. Сбалансировать бюджеты, используя основной метод бюджетного регулирования — предоставление отчислений от общереспубликанских доходов и налогов, не представлялось возможным. В результате увеличился уровень дотационное™ местных бюджетов. В целом по местным бюджетам он составил в 1996 г. около 25 % . Большая часть районов имела уровень дотации 50 % и выше, что усиливало зависимость местных бюджетов от выполнения доходной части вышестоящих бюджетов;

     ♦ размеры дотаций местным бюджетам из республиканского никаким образом не были связаны с выполнением ими плана по доходам;

     ♦ директивные материалы, регламентирующие порядок разграничения расходов между республиканским и местными бюджетами, а также между местными бюджетами различных территориальных уровней, отсутствовали. На практике бюджетное регулирование сводилось к составлению планов регулирования доходов местных бюджетов. Вопросы распределения расходов между уровнями бюджетов оставались непроработанными как с точки зрения теории, так и практики. Реформирование межбюджетных отношений требует кардинального пересмотра не только подходов к разграничению налоговых полномочий между различными уровнями бюджетной системы, но и к определению расходных функций различных бюджетов;

     ♦ применяемый для расчета объема расходов бюджета на непроизводственную сферу норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя не учитывал сложившуюся дифференциацию в обеспеченности территорий услугами соответствующих отраслей и учреждений;

     ♦ дотации, предоставляемые местным бюджетам для окончательного сбалансирования их доходов и расходов, носили общий характер, не имели целевого направления, в связи с чем невозможно было проконтролировать эффективность их использования.

 

                        

 

    1. Функции межбюджетных отношений.

     В Республике Беларусь межбюджетные отношения строятся на основе существующего разделения между территориальными уровнями власти следующих функций:

- регулирования социально-экономического  развития общества;

- оказания различного  рода общественных услуг (услуги  социального назначения-здравоохранения, просвещения, культуры; услуги инфраструктуры - связь, транспортное  сообщение, энергообеспечение и др.).

Информация о работе Межбюджетные отношения в Республике Беларусь