Налоговая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:34, реферат

Краткое описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Сущность и функции налогов………………………………………………………….3
Сущность и значение налоговой политики…………………………………………...3
Стратегия и тактика налоговой политики…………………………………………….4
Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма…………………………5
Налоговая система России……………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………...……………...9
Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

налоговая политика реферат.docx

— 30.29 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

СМОЛЕНСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ 

Кафедра бухгалтерского учета 
 
 
 
 
 
 

Реферат  

по финансам

На тему: 

«Налоговая  политика России на современном этапе» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнила:

                                                                        Студентка III курса экфака

                                              33 группы

                                                              

                                                 Проверила: 

                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Смоленск 2011 

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………………………3

     Сущность  и функции налогов………………………………………………………….3

     Сущность  и значение налоговой политики…………………………………………...3

     Стратегия и тактика налоговой политики…………………………………………….4

     Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма…………………………5

     Налоговая система России……………………………………………………………..8

     Заключение……………………………………………………………...……………...9

     Список  используемой литературы……………………………………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. 

     С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно  выбраны цели, известны имеющиеся  средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять  эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой  государственного управления вообще. 

     Сущность  и функции налогов 

     Сущность  налогов проявляется в их функциях. При обосновании функций налогов  отчетливо проявляются две тенденции - зауженная трактовая функций  и расширительная. Согласно первой считается, что единственной функцией налогов является фискальная. Действительно, само появление налогов прежде всего  было обусловлено необходимостью обеспечения  доходами бюджета государства.  

     Вместе  с тем было бы ошибочно сводить  все функции налогов к одной, хотя и весьма важной. Очевидно, что  установленный налог, его ставки, выбор налогоплательщиков, льготы, механизм изъятия оказывают серьезное  влияние на экономические интересы распределение и перераспределение  финансовых потоков. Следовательно, наряду с фискальной необходимо выделить как  минимум еще одну функцию - распределительную. В экономической литературе имеются  попытки выделить и другие функции - стимулирующую, контрольную, экономическую  и др.

     Главной, определяющей функцией является фискальная. Оценивая эффективность налоговой  системы, необходимо прежде всего анализировать, насколько успешно налоги наполняют  доходами казну или бюджет. Однако, рассматривая фискальную функцию налогов, и давая ей предпочтение, следует  иметь в виду, что налоговое  обложение не должно создавать трудностей и препятствий для экономического роста, гармоничного развития товаропроизводителей и сферы обращения. В противном  случае будет значительно сужена налогооблагаемая база, вместо ожидаемых  доходов бюджет получит только их часть со всеми негативными последствиями.  

     Для того чтобы налоги выполняли свои функции в полном объеме, необходима выработка налоговой политики, адекватной объективным экономическим и  социальным условиям. 

     Сущность  и значение налоговой  политики 

     Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых  законов. Это также правовые нормы  осуществления налоговой техники  при регулировании, планировании и  контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. 

     В условиях высокоразвитых рыночных отношений  налоговая политика используется государством для перераспределения национального  дохода в целях изменения структуры  производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения. 

     Задачи  налоговой политики сводятся к:  

     - обеспечению государства финансовыми  ресурсами;  

     - созданию условий для регулирования  хозяйства страны в целом;  

     - сглаживанию возникающего в процессе  рыночных отношений неравенства  в уровнях доходов населения. 

     Можно выделить три типа налоговой политики. 

     Первый  тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся  принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение  налогов не сопровождается приростом  государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит  от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%. 

     Второй  тип - политика разумных налогов. Она  способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат. Предприниматель  максимально выводится из-под  налогообложения, но это ведет к  ограничению социальных программ, поскольку  государственные поступления сокращаются. 

     Третий  тип - налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая  политика введет к раскручиванию  инфляционной спирали. 

     При сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно  сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в  сочетании с третьим. 
 

     Стратегия и тактика налоговой  политики 

     Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических  и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства  и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка  взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических  отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. 

     Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая  тактика. Тактика и стратегия  незаменимы, если государство стремится  к согласованию общественных, корпоративных  и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые  руководством государства по координации  налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой  стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения  в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи: 

     - экономические - обеспечение экономического  роста, ослабление цикличности  производства, ликвидация диспропорций  в развитии, преодоление инфляционных  процессов; 

     - социальные - перераспределение национального  дохода в интересах определенных  социальных групп путем стимулирования  роста прибыли и недопущения  падения доходов населения; 

     - фискальные - повышение доходов государства; 

     - международные - укрепление экономических  связей с другими странами, преодоление  неблагоприятных условий для  платежного баланса. 

     Противоречия  между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными  правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям  в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов  и в конечном тоге - к экономическому кризису. 

     Обоснованность  тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной  финансовый год должны согласовываться  с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции  РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные  права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью  при установлении правовых норм разграничения  налогов по звеньям бюджетной  системы. 

     Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма 

     Налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых  ставок, налоговых льгот, способов обложения  и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую  форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает  видимость изолированности налогов  от производственных отношений.

     Налоговый механизм - это область налоговой  теории, трактующей это понятие в  качестве организационно-экономической  категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу  отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое  регулирование и налоговый контроль.  

     Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные  начала: 

     - планирование, т.е. волевое регулирование  экономики центральной властью  с учетом объективно действующих  экономических законов путем  сбалансирования развития всех  отраслей и регионов народного  хозяйства, координации экономических  процессов в соответствии с  целевой направленностью развития  общественного производства; 

     - стихийно-рыночная конкуренция,  где свободно на основе прямых  и обратных связей взаимодействуют  производители и потребители.  Вследствие обособленности производителей  и противоречивости их интересов  неизбежно возникают разрушительные  явления. Таким образом, рыночные  отношения приводят, с одной стороны,  к развитию производства отдельных  субъектов в условиях жесткой  конкуренции, а с другой, - к  разрыву хозяйственных связей  между обособившимися предприятиями  в результате несовпадения производственной  массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость  государственного регулирования  рыночных отношений для предотвращения  сбоев в производстве и кризисных  тенденций рынка. Таким регулятором  в настоящее время стал налоговый  механизм, который признан во  всех странах. 

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе