Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:07, контрольная работа
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.
Введение……………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Понятие налогов, их сущность, функция и классификация……………………………………………….. 5
Понятие налога и его сущность………………………….... 5
Функции налогов…………………………………………... 6
Классификация налогов, взимаемых на территории РФ… 8
ГЛАВА 2. Анализ налоговой системы РФ………………... 12
2.1 Понятие и структура налоговой системы РФ…………….12
2.2 Принципы построения налоговой системы РФ, анализ их выполнения…………………………………………………….. 13
2.3 Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета………………………………………... 17
4. Заключение…………………………………………………….. 21
5. Список литературы…………………………………………… 22
- Введение……………………………………………………….
. 3 - ГЛАВА 1. Понятие налогов, их сущность, функция и классификация……………………………………………
….. 5
- ГЛАВА 2. Анализ налоговой системы РФ………………... 12
2.1 Понятие и структура налоговой системы РФ…………….12
2.2 Принципы построения
налоговой системы РФ, анализ
их выполнения……………………………………………
2.3 Анализ структуры и
динамики налоговых доходов
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………………… 22
ВВЕДЕНИЕ
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.
В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с завидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь небольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего "косметический" характер. А ведь эффективно действующая налоговая система страны определяет не только уровень доходов федерального бюджета страны и бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, но во многом способствует экономическому развитию государства. Неэффективно же действующая налоговая система страны, наоборот, становится тормозом экономического развития, что и наблюдается в современной России.
Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на собираемость налогов по стране.
Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
- финансирует некоторые
расходы на простое и
- финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.,
- обеспечивает свою оборону и безопасность,
- содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.
Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства. В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.
Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким.
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ
НАЛОГОВ, ИХ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
1.1 ПОНЯТИЕ НАЛОГА
И ЕГО СУЩНОСТЬ
Проблема понимания природы налогов
обусловлена тем, что налог - понятие не
только экономическое, правовое, социальное,
философское и историческое, но и понятие
финансовой науки, жестко связанное с
категорией "государство". Налоги,
являясь экономической категорией, имеют
глубоко исторический характер. Они менялись
вместе с развитием государства.
В современном понимании налог
- это обязательный, безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и граждан в форме
отчуждения принадлежащих им на правах
собственности, хозяйственного ведения
или оперативного управления денежных
средств в бюджет и внебюджетные фонды
в определенных законом размерах и в установленные
сроки в целях финансового обеспечения
государства и его территориальных образований.
Признаками налога являются:
- императивность, которая означает, что
субъект налога не вправе отказаться от
возложенной на него обязанности безвозмездно
внести часть своего дохода (согласно
закону), а в случае невыполнения обязанности
последуют определенные законом санкции
по ее принудительному изъятию;
- смена формы собственности дохода, которая
означает, что часть дохода субъекта безвозмездно
переходит в собственность государства
(субъекта федерации, местного самоуправления),
обезличивается и используется государством
по своему усмотрению;
- безвозвратность и безвозмездность передаваемой
части дохода, которые означают, что отданная
часть дохода не возвратится субъекту
налога и он не получит никаких прав, в
том числе права на участие в распределении
отданной части своего дохода;
- легитимность, которая означает не только
признание налогов на основе законодательного
права, но и их взимание только с законных
операций[1].
Налоги исторически являются одним
из основных источников формирования
бюджета любого государства и одним из
методов мобилизации денежных средств
на переустройство государства и общества.
По своей сути налоги являются одним из
самых доходных источников накопления
казны, которые, во-первых, безвозмездно
изымаются государством у налогоплательщиков
и, во-вторых, поступая в бюджет, являются
той его частью, на которую государство
не затрачивает средств. Социально-экономическая
природа налогов, их назначение и влияние
на экономическую и политическую жизнь
государства определяются государственным
строем и политикой, проводимой властью.
С точки зрения формирования бюджетов
(федерального, субъектов федерации и
местных), налоги - есть необходимая экономическая
составляющая, обеспечивающая решение
задач и функций, возлагаемых на государство,
а именно:
- удовлетворение общественных потребностей
на содержание аппарата управления, органов
безопасности, обороны, правопорядка,
решение социальных проблем и т.д.;
- регулирование экономической деятельности
субъектов хозяйствования и развитие
инфраструктуры;
- решение вопросов освоения новых технологий,
программ и производств;
- обеспечение международных договорных
обязательств и т.д.
Налоги как экономическую категорию,
следует рассматривать с точки зрения
их места в экономической системе, их сущности,
назначения, построения системы налогообложения,
определения структуры налогов и их взимания
с субъектов налога (налогоплательщиков).
1.2 ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Налогам принадлежит решающая роль
в формировании доходной части государственного
бюджета. На первое место следует поставить
функцию налогов, без которой в экономике,
базирующейся на товарно-денежных отношениях,
нельзя обойтись. Это функция - экономическая,
которая состоит в воздействии через налоги
на общественное воспроизводство, т.е.
процессы в экономике страны, а так же
социально-экономические процессы в обществе[2].
Налоги в этой функции могут играть
регулирующую, стимулирующую и распределительную
роли.
Регулирующая
функция налогов. Рыночная экономика
в развитых странах - это регулируемая
экономика. Представить себе эффективно
функционирующую рыночную экономику в
современном мире, не регулируемую государством,
невозможно. Каковы бы ни были формы и
методы регулирования, центральное место
в самой системе регулирования принадлежит
налогам.
Стимулирующая
функция налогов . С помощью налогов,
льгот и санкций государство стимулирует
технический прогресс, увеличение числа
рабочих мест, капитальные вложения в
расширение производства и др. Стимулирование
технического прогресса с помощью налогов
проявляется прежде всего в том, что сумма
прибыли, направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение
производства товаров народного потребления,
оборудование для производства продуктов
питания и ряда других освобождается от
налогообложения.
Распределительная
функция налогов. Посредством налогов
в государственном бюджете концентрируются
средства, направляемые затем на решение
народнохозяйственных проблем, как производственных,
так и социальных, финансирование крупных
межотраслевых, комплексных целевых программ
- научно-технических, экономических и
др.
С помощью налогов государство перераспределяет
часть прибыли предприятий и предпринимателей,
доходов граждан, направляя ее на развитие
производственной и социальной инфраструктуры,
на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие
отрасли с длительными сроками окупаемости
затрат: железные дороги и автострады,
добывающие отрасли, электростанции и
др.
Перераспределительная
функция налогов. Носит ярко выраженный
социальный характер. Соответствующим
образом построенная налоговая система
позволяет придать рыночной экономике
социальную направленность, как это сделано
в Германии, Швеции, многих других странах.
Это достигается путем установления прогрессивных
ставок налогообложения, направления
значительной части бюджета средств на
социальные нужды населения, полного или
частичного освобождения от налогов граждан,
нуждающихся в социальной защите[3].
Еще одна функция налогов
- фискальная. Изъятие части доходов
предприятий и граждан для содержания
государственного аппарата, обороны станы
и той части непроизводственной сферы,
которая не имеет собственных источников
доходов (многие учреждения культуры -
библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны
для обеспечения должного уровня развития
- фундаментальная наука, театры, музеи
и многие учебные заведения и т.п.
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ
НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ.
Многообразие существующих налогов
вызывает необходимость их классификации
(разделения на виды) на определенной основе.
По способу взимания налогов различают
прямые и косвенные налоги[4].
Прямые налоги взимаются в процессе
накопления материальных благ непосредственно
с доходов или имущества налогоплательщиков.
В этом случае размер налогового оклада
точно известен налогоплательщику или
его возможно рассчитать. В качестве примера
можно привести подоходный налог, уплачиваемый
физическими лицами, налог на прибыль
предприятий и организаций, налог на имущество,
переходящее в порядке наследования или
дарения и др.
Косвенные налоги взимаются
через цену товара. Это своеобразные надбавки,
включаемые государством в цену товаров
и услуг (акцизы, налог на добавленную
стоимость, налог с продаж, налог с оборота,
специальный налог на поддержание основных
отраслей народного хозяйства и др.). Сумму,
уплачиваемую налогоплательщиком, в этом
случае подсчитать практически не представляется
возможным. Однако очевидно, что основную
часть бремени по уплате этих налогов
несут конечные потребители, т.е. физические
лица.
По субъекту-налогоплательщику
выделяются следующие группы налогов[5]:
Налоги с физических лиц (подоходный
налог с физических лиц, налог на имущество
физических лиц, налог на имущество, переходящее
в порядке наследования и дарения, курортный
сбор и др.).
Налоги с предприятий
и организаций (налог на прибыль, налог
на добавленную стоимость, акцизы, налог
на пользователей автомобильных дорог,
налог на имущество предприятий и организаций,
сбор за использование наименований «Россия»,
«Российская Федерация» и образованных
на их основе слов и словосочетаний и др.).
Данная разновидность не случайно названа
«налоги с предприятий и организаций»,
а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано
тем, что некоторые организации выступают
плательщиками какого-либо налога, не
являясь при этом юридическим лицом, в
частности филиалы, представительства,
обособленные структурные подразделения.
Смешанные налоги, которые уплачивают
как физические лица, так и предприятия
и организации (госпошлина, некоторые
таможенные пошлины, налог с владельцев
транспортных средств и др.).
По органу, который
устанавливает и конкретизирует налоги,
действующие в Российской Федерации налоги
можно разделить на три группы в зависимости
от того, какой орган их вводит и имеет
право изменять и конкретизировать: федеральные
налоги, региональные налоги и местные
налоги.
Федеральными признаются налоги
и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом
Российской Федерации и обязательные
к уплате на всей ее территории.
Региональными признаются налоги
и сборы, устанавливаемые в соответствии
с Налоговым кодексом Российской Федерации,
вводимые в действие законами субъектов
Российской Федерации и обязательные
к уплате на территории соответствующих
субъектов Российской Федерации. Устанавливая
региональный налог, представительные
органы власти субъектов Российской Федерации
определяют следующие элементы налогообложения:
налоговые льготы, налоговую ставку в
пределах, установленных налоговым законодательством,
порядок и сроки уплаты налога, а также
форму отчетности по данному региональному
налогу.
Местными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые и вводимые в действие
в соответствии с Налоговым кодексом Российской
Федерации нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления
и обязательные к уплате на территории
соответствующих муниципальных образований.
К федеральным налогам
и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы на отдельные виды товаров (услуг);
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- налог на доходы физических лиц;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- сбор за право пользования объектами
животного мира и водными биологическими
ресурсами;
К региональным налогам и сборам
относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на недвижимость;
- транспортный налог;
К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
По уровню бюджета,
в который зачисляется налоговый платеж,
налоговые платежи можно подразделить
на закрепленные и регулирующие (разноуровневые).
Закрепленные налоги непосредственно
и целиком поступают в конкретный бюджет
или внебюджетный фонд. Среди закрепленных
налогов выделяют налоги, которые поступают
в федеральный бюджет, в региональный
бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный
фонд.
Регулирующие (разноуровневые)
налоги поступают одновременно в бюджеты
различных уровней в пропорции согласно
бюджетному законодательству. В современных
условиях в налоговой системе России действуют
такие регулирующие налоги, как налог
на прибыль с предприятий и организаций
и подоходный налог с физических лиц.
По целевой направленности
введения налога можно выделить налоги
абстрактные (общие) и целевые (специальные)[6].
Абстрактные (общие) налоги вводятся
государством для формирования бюджета
в целом, тогда как целевые (специальные)
налоги вводятся для финансирования конкретного
направления затрат государства.
К специальным налогам относятся,
например, сбор на нужды образовательных
учреждений, взимаемый с юридических лиц,
целевые сборы на содержание милиции,
на благоустройство территорий и другие
цели.
Как правило, для целевых налоговых
платежей создается специальный фонд
(внебюджетный) или в самом бюджете для
подобного вида налогов вводится специальная
статья.
Любое разбиение налогов на определенные
группы может носить только условный характер,
так как все без исключения налоги в той
или иной мере влияют на все стороны хозяйственной
деятельности и по природе своей всегда
оказывают комплексное воздействие на
всю гамму экономических отношений. Поэтому
при отнесении того или иного налога к
конкретной группе подразумевается его
доминирующее влияние на какую-либо группу
экономических показателей.