Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:07, контрольная работа

Краткое описание

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

Содержание

Введение……………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Понятие налогов, их сущность, функция и классификация……………………………………………….. 5
Понятие налога и его сущность………………………….... 5
Функции налогов…………………………………………... 6
Классификация налогов, взимаемых на территории РФ… 8
ГЛАВА 2. Анализ налоговой системы РФ………………... 12
2.1 Понятие и структура налоговой системы РФ…………….12
2.2 Принципы построения налоговой системы РФ, анализ их выполнения…………………………………………………….. 13
2.3 Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета………………………………………... 17
4. Заключение…………………………………………………….. 21
5. Список литературы…………………………………………… 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)
  1. Введение………………………………………………………..  3
  2. ГЛАВА 1. Понятие налогов, их сущность, функция и классификация………………………………………………..  5
      1. Понятие налога и его сущность………………………….... 5
      1. Функции налогов…………………………………………... 6
      2. Классификация налогов, взимаемых на территории РФ…   8
  1. ГЛАВА 2. Анализ налоговой системы РФ………………... 12

2.1 Понятие и структура  налоговой системы РФ…………….12

2.2 Принципы построения  налоговой системы РФ, анализ  их выполнения…………………………………………………….. 13

2.3 Анализ структуры и  динамики налоговых доходов федерального  бюджета………………………………………... 17

                    4. Заключение…………………………………………………….. 21

                    5. Список литературы…………………………………………… 22

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Государство  может   воздействовать  на  ход  экономической  жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их  должны  предоставить  все заинтересованные в выполнении  функций  государства  стороны  -  граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е.  обязательных платежей государству.

   С помощью налоговой системы государство активно вмешивается  в  "работу" рынка,  регулирует  развитие  производства,  способствуя  ускоренному  росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

   В современной  России налоговый вопрос  занимает  особое  место,  т.к. с завидной  постоянностью  все  твердят  о  необходимости  коренной  налоговой реформы, и с такой же  завидной  постоянностью  все  заканчивается  лишь небольшими  изменениями   в   налоговой   системе,   носящими   чаще   всего "косметический" характер. А ведь эффективно  действующая налоговая система страны определяет не только уровень доходов федерального  бюджета  страны  и бюджетов  субъектов  РФ  и   муниципальных   образований,   но   во   многом способствует   экономическому   развитию   государства.   Неэффективно же действующая  налоговая система страны,   наоборот, становится   тормозом экономического развития, что и наблюдается  в  современной  России.

  Россия - крайне дифференцированная страна, в том  числе  и  в  налоговой сфере. Регионы  России  обладают   различным   экономическим   потенциалом, характеризуются  различной  политической  ситуацией,  что  накладывает  свой "отпечаток" на собираемость налогов по стране.

  Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

   - финансирует некоторые  расходы на простое и расширенно  воспроизводство в народном хозяйстве,

   -  финансирует   социальные  программы  -   пенсионного   и   социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.,

   - обеспечивает свою  оборону и безопасность,

   -   содержит   законодательные,   исполнительные   и   судебные   органы государственной власти и управления, предоставляет кредиты  и  безвозмездную помощь другим странам.

   Это первая и  основная функция налогов - служить  источником  средств  для государственной казны: государственного бюджета  и  других  денежных  фондов государства.   В   настоящее   время  налоговой   системе   России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет  реализацию  заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

   Вторая  функция   налогов  в  рыночной  экономике  -  служить   средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из которого строится система  налогообложения  товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило,  с  помощью  равных налоговых  ставок.  Все  предприятия,  независимо  от  форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.

   Третья функция  налогов в рыночной экономике - быть средством  облегчения  жизни  малообеспеченных  слоев   населения. С этой  целью  система налогообложения граждан строится, как правило,  по  прогрессивной  шкале,  в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам,  а получатели меньших доходов - по более низким.

   Налоги играют  решающую роль  в  процессе  перераспределения  внутреннего валового продукта и национального дохода  страны.  В  ходе  распределения  и перераспределения  валового  внутреннего  продукта  и  национального  дохода реализуется  фискальная  и   регулирующая   функции   налогов.   Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  НАЛОГОВ, ИХ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ. 
 
1.1   ПОНЯТИЕ НАЛОГА И ЕГО СУЩНОСТЬ 
 
  Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство". Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. 
 
   В современном понимании налог - это обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

    Признаками налога являются: 
 
- императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию; 
 
- смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению; 
 
- безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода; 
 
- легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций[1]. 
 
  Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств.  Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью.  С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги - есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач и функций, возлагаемых на государство, а именно: 
 
-  удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т.д.; 
 
- регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры; 
 
-   решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств; 
 
-       обеспечение международных договорных обязательств и т.д. 
 
  Налоги как экономическую категорию, следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).

1.2   ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 
 
  Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. На первое место следует поставить функцию налогов, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Это функция - экономическая, которая состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. процессы в экономике страны, а так же социально-экономические процессы в обществе[2]. 
 
  Налоги в этой функции могут играть регулирующую, стимулирующую и распределительную роли. 
 
  Регулирующая функция налогов. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Каковы бы ни были формы и методы регулирования, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. 
 
  Стимулирующая функция налогов . С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. 
 
   Распределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. 
 
  С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. 
 
  Перераспределительная функция налогов.  Носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите[3]. 
 
  Еще одна функция налогов - фискальная. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

1.3   КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ. 
 
  Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе.  
 
По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги[4].  
 
   Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его возможно рассчитать. В качестве примера можно привести подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.  
 
    Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным. Однако очевидно, что основную часть бремени по уплате этих налогов несут конечные потребители, т.е. физические лица.  
 
  По субъекту-налогоплательщику выделяются следующие группы налогов[5]:  
 
   Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.). 
 
  

   Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.). Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.  
 
   Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).  
 
  По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги, действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.  
 
   Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории.  
 
   Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу.  
 
   Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

   К федеральным налогам и сборам относятся:  
 
- налог на добавленную стоимость;  
 
- акцизы на отдельные виды товаров (услуг);  
 
- налог на прибыль организаций;  
 
- налог на добычу полезных ископаемых;  
 
- налог на доходы физических лиц;  
 
- водный налог;  
 
- государственная пошлина;  
 
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;  
 
   К региональным налогам и сборам относятся:  
 
- налог на имущество организаций;  
 
- налог на недвижимость;  
 
- транспортный налог;  
 
   К местным налогам и сборам относятся:  
 
- земельный налог;  
 
- налог на имущество физических лиц;  
 
  По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие (разноуровневые).  
 
   Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.  
 
 

   Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. В современных условиях в налоговой системе России действуют такие регулирующие налоги, как налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.  
 
  По целевой направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специальные)[6].  
 
   Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства.  
 
   К специальным налогам относятся, например, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.  
 
   Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья. 
 
   Любое разбиение налогов на определенные группы может носить только условный характер, так как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на всю гамму экономических отношений. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических показателей.

Информация о работе Налоговая система РФ