Налоговая система как составная часть бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать понятие налога, охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования и тенденции развития налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
Дать определение понятию налоги, описать их функции, принципы налогообложения,
Рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования,
Описать формирование налоговой системы Российской Федерации,
Раскрыть основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Бюджетная система государства и методы формирования ее доходной части…………………………………………………………………………………..5
2. Понятие налоговой системы и ее роль в формировании доходной части бюджетов……………………………………………………………………………10
3. Проблемы становления и развития налоговой системы в РФ и пути их решения……………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

2 (Автосохраненный).docx

— 53.81 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Налоговая система  как составная часть бюджетной  системы: ее становление и проблемы развития в РФ»

 

 

 

Выполнила:

           студентка  1 курса

                                               Факультет: Бухгалтерский учет и финансы

                                                     Специальность: Финансы и кредит

                                                       Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2013 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1.Бюджетная система государства и методы  формирования ее доходной части…………………………………………………………………………………..5

2. Понятие налоговой системы и ее роль в формировании доходной части бюджетов……………………………………………………………………………10

3. Проблемы становления и развития налоговой системы в РФ и пути их решения……………………………………………………………………………..21

Зключение…………………………………………………………………....27

Список использованной литературы……………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Налоги и налоговая  система - это не только источники  бюджетных поступлений, но и важнейшие  структурные элементы экономики  рыночного типа. Очевидно, что без  формирования рациональной налоговой  системы, не угнетающей предпринимательскую  деятельность и позволяющей проводить  эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

В течение ряда нескольких последних лет Российская Федерация  переживает экономический кризис, поэтому  благоприятная налоговая атмосфера  сейчас востребована как никогда.

В настоящее время практически  всеми признается, что эффективная  реформа налоговой политики и  системы налоговых органов в  стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономической сферы.

Цель данной работы –  дать понятие налога, охарактеризовать функции, принципы налогообложения  и этапы формирования и тенденции  развития налоговой системы Российской Федерации.

В соответствии с этой целью  ставятся следующие задачи:

    • Дать определение понятию налоги, описать их функции, принципы налогообложения,
    • Рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования,
    • Описать формирование налоговой системы Российской Федерации,
    • Раскрыть основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Бюджетная система государства и методы  формирования ее доходной части

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное  регу­лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

 Бюджет — это форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

 С помощью государственного  бюджета государственные власти  получают финансовые ресурсы  для содержания государственного  аппарата, армии, осуществления социальных  мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

 Государственный бюджет, являясь основным финансовым  планом государства, дает органам  власти реальную экономическую  возможность осуществления властных  полномочий. Бюджет отражает размеры  необходимых государству финансовых  ресурсов и определяет тем  самым налоговую политику в  стране. Бюджет фиксирует конкретные  направления расходования средств,  перераспределение национального  дохода и внутреннего валового  продукта, что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора  экономики.

 В то же время  бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию,  которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

 Как экономическая  категория бюджетные отношения  являются составной частью финансовых  отношений, следовательно, им  присуща денежная форма и основные  функции финансов.

 Бюджет выполняет следующие  задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование  и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение  бюджетной сферы и осуществления  социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням  государственной и территориальной  власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через  бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов  бюджета;

2) использование бюджетных  средств (расходы бюджета).

 Доходы бюджета —  денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение  органов государственной власти  Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 В процессе образования  доходов бюджета происходит принудительное  изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в процессе  общественного воспроизводства.  На этой основе возникают финансовые  взаимоотношения государства с  налогоплательщиками.

 Доходы бюджета имеют  существенные различия по их  плательщикам, объектам обложения,  методам изъятия, срокам уплаты  и др. Но вместе с тем они  отличаются единством, так как  преследуют одну цель — формирование  доходной части бюджетов разных  уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

 Доходы бюджета могут  носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых  доходов являются вновь созданная  стоимость и доходы, полученные  в результате ее первичного  распределения (прибыль, заработная  плата, добавленная стоимость,  ссудный процент, рента, дивиденды  и т. д.), а также накопления.

 Неналоговые доходы  бюджетов образуются в результате  либо экономической деятельности  самого государства, либо перераспределения  уже полученных доходов по  уровням бюджетной системы.

 Структура бюджетных  доходов подвижна и во многом  определяется конкретными экономическими  условиями. Например, в странах  с высоким уровнем жизни основой  налоговых доходов являются доходы  с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

В доходах бюджетов учитываются:

     1) средства, получаемые  за сдачу во временное владение  или пользование имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

     2) средства, получаемые  в виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях;

     3) средства, получаемые  от передачи находящегося в  государственной или муниципальной  собственности имущества под  залог или в доверительное  управление;

     4) плата за  пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или  юридическим лицам на возвратной  и платной основах;

     5) доходы в  виде прибыли, приходящейся на  доли в уставных капиталах  обществ, или дивидендов по  акциям, принадлежащим РФ, субъектам  РФ или муниципальным образованиям;

     6) часть прибыли  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, остающаяся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей;

     7) другие доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности.

     Все перечисленные  выше доходы от использования   имущества, находящегося в государственной   или муниципальной собственности,  включаются в состав доходов  соответствующих бюджетов после  уплаты налогов и сборов;

     8) доходы, полученные  бюджетами в виде безвозмездных  и безвозвратных перечислений;

     9) доходы от  платных услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления, после  уплаты налогов и сборов;

     10) средства, получаемые  от продажи государственного  и муниципального имущества, подлежат  зачислению в бюджеты в полном  объеме;

     11) средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности  – это штрафы, конфискации, компенсации,  средства, полученные в возмещение  вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и другие суммы принудительного изъятия. Штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов;

     12) безвозмездные  и безвозвратные перечисления:

     а) финансовая  помощь из бюджетов других  уровней в форме дотаций и  субсидий;

     б) субвенции  из Федерального фонда компенсаций  и (или) из региональных фондов  компенсаций;

     в) субвенции  из местных бюджетов бюджетам  других уровней;

     г) иные безвозмездные  и безвозвратные перечисления  между бюджетами бюджетной системы  РФ;

     д) безвозмездные  и безвозвратные перечисления  из бюджетов государственных  и (или) территориальных государственных  внебюджетных фондов;

     е) безвозмездные  и безвозвратные перечисления  от физических и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

 Расходы бюджета —  денежные средства, направляемые  на финансовое обеспечение задач  и функции государства и местного  самоуправления.

 Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели  — организации производственной  и непроизводственной сферы, являющиеся  получателями или распорядителями  бюджетных средств. Таким образом,  расходы бюджета носят транзитный  характер. В бюджете только определяются  размеры бюджетных расходов по  статьям затрат, а непосредственные  расходы осуществляют бюджетополучатели.  Кроме того, за счет расходов  бюджета происходит перераспределение  бюджетных средств по уровням  бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Информация о работе Налоговая система как составная часть бюджетной системы