Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:11, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
- анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
Введение
3
1. Сущность и состав неналоговых доходов
4
1.1. Понятие неналоговых доходов и их роль в формировании доходов бюджета
4
1.2. Классификация неналоговых доходов
7
2. Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета
9
2.1. Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета
9
2.2. Анализ структуры доходов от внешнеэкономической деятельности
15
2.3. Анализ структуры доходов от использования имущества
19
3. Обобщение возможных путей пополнения доходов федерального бюджета за счёт неналоговых доходов
23
Заключение
26
Список литературы
28
Приложения
Содержание
Введение |
3 |
1. Сущность и состав неналоговых доходов |
4 |
1.1. Понятие неналоговых
доходов и их роль в |
4 |
1.2. Классификация неналоговых доходов |
7 |
2. Анализ динамики
и структуры неналоговых |
9 |
2.1. Анализ динамики
и структуры неналоговых |
9 |
2.2. Анализ структуры
доходов от |
15 |
2.3. Анализ структуры
доходов от использования |
19 |
3. Обобщение
возможных путей пополнения дох |
23 |
Заключение |
26 |
Список литературы |
28 |
Приложения |
30 |
Введение
Важную роль при формировании любого бюджета составляют доходы. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления для осуществления своих основных функций.
На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Конечно, неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям.
Когда не хватает налогов. Государство при рациональном управлении пытается повысить собственные доходы не путем увеличивая налоговое бремя, а эффективнее распоряжаясь своим имуществом.
В связи с этим, тема работы является весьма актуальной.
Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- изучение значения,
особенностей и состава
- анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
- пути совершенствования неналоговых доходов.
Объектом исследования курсовой работы является федеральный бюджет РФ.
Предметом исследования являются неналоговые доходы.
Размер неналоговых доходов зависит от объемов и эффективности управления и распоряжения имуществом государства.
При написании работы были изучены и проанализированы законодательные документы Российской Федерации, данные статистической отчетности, учебные пособия и учебники.
Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет — основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России [5].
Доходы бюджета представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством [4].
Остановимся более подробно на второй составляющей поступлений в федеральный бюджет, на неналоговых поступлениях.
Неналоговые доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства – финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями, возложенных на них, публичных, социальных, экономических и иных функций.
В различных нормативных актах приводится различный состав неналоговых доходов. Перечень неналоговых доходов в соответствии с Бюджетным кодексом несколько шире перечня в соответствии с Бюджетной классификацией. В последней отсутствуют такие поступления как часть прибыли унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В экономической литературе к неналоговым поступления относят также:
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд [6].
Но все источники выделяют такие неналоговые поступления, как:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;
- доходы от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями;
- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;
- лицензионные сборы;
- таможенных пошлин и таможенных сборов;
- платежи при пользовании природными ресурсами;
- доходы от внешнеэкономической деятельности [1].
Доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи за пользование природными ресурсами трудно назвать собственно неналоговыми доходами, поскольку, например, доходы от внешнеэкономической деятельности включают таможенные пошлины и сборы, а платежи при пользовании природными ресурсами — плату за пользование водными биологическими ресурсами, платежи за пользование лесным фондом, разовые платежи за пользование недрами и т.п. [9].
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности относятся к числу возобновляемых источников доходов федерального бюджета. Они включают:
- дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий;
- часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- доходы от сдачи в аренду земли.
Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности относят к числу невозобновляемых источников доходов федерального бюджета. Они включают:
- доходы от приватизации федерального имущества (продажа имущества и пакетов акций акционерных обществ);
- доходы от продажи земли [9].
Нормы о неналоговых доходах рассредоточены по широкому кругу нормативных правовых актов различной юридической силы вследствие разнообразия самих неналоговых доходов, а также администраторов по их взиманию.
К примеру, Гражданский кодекс РФ устанавливает основные правила по вопросам аренды, доверительного управления, залога, купли-продажи. Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ регулируют административные наказания и штрафные санкции при уголовном наказании. Источники правового регулирования неналоговых доходов подзаконного характера представлены указами Президента РФ.
Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и её субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах указывается и на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа [7].
Большинство неналоговых доходов не имеют твердо установленной ставки, фискально-постоянного характера. Это главная причина того, что невозможно четко спланировать объемы их поступлений, однако на практике они планируются, как правило, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве [8].
Таким образом,
от исполнения доходной части бюджетов
от неналоговых поступлений
1) Добровольность поступления.
Неналоговые поступления могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах.
К добровольной основе относятся доходы, связанные с различными сборами и платежами. В нормативных правовых актах указывается возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Примером принудительных поступлений могут являться штрафные санкции с юридических и физических лиц, которые могут взиматься как в судебном порядке, так и носить обязательный характер.
2) Отсутствие методологии.
Большинство неналоговых доходов бюджета не имеют постоянного фискального характера и твердой установленной ставки. По неналоговым доходам предоставление различных видов льгот и ставок может устанавливаться тремя уровнями органов власти.
3) Регулярность поступлений.
Поступления
некоторых неналоговых доходов
сложно спрогнозировать в
4) Стабильность поступления.
Примером стабильных поступлений могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а нестабильной – поступления, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы и иные суммы принудительного изъятия.
5) Период учета.
Таким образом, в связи с окончанием финансового года 31 декабря, на момент годового отчета не все неналоговые доходы могут быть учтены в связи с тем, что их поступления произойдут в следующем финансовом году.
2. Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета
2.1. Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета
Основными доходами федерального бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.
Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет большое значение для организации контроля над использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.
Роль и значение неналоговых доходов в федеральном бюджете отражены в таблице 1.
Таблица 1
Доходы федерального бюджета РФ, млрд. руб.
Статьи дохода |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное изменение, млрд. руб. | |
2010 г. - 2009 г. |
2011 г. - 2010 г. | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Доходы всего |
7443,9 |
9275,9 |
7337,1 |
7860,8 |
8844,5 |
+523,7 |
+983,7 |
Налоговые доходы |
4531,9 |
5209,5 |
4016,4 |
4189,5 |
4844,9 |
+173,1 |
+655,4 |
Неналоговые доходы |
2912,0 |
4035,6 |
3320,7 |
3671,3 |
3999,6 |
+350,6 |
+328,3 |
Информация о работе Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры