Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:19, реферат
Коммерция представляет собой форму бизнеса, проявляющуюся в создании и функционировании предприятий, деятельность которых направлена на получение прибыли в результате купли-продажи товаров.
Коммерция – деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих куплю-продажу товаров, а также их хранение с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.
Т.1. Основы коммерческой деятельности
1. Понятие коммерции
Коммерция представляет собой форму бизнеса, проявляющуюся в создании и функционировании предприятий, деятельность которых направлена на получение прибыли в результате купли-продажи товаров.
Коммерция – деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих куплю-продажу товаров, а также их хранение с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.
Отдельные лица или группы лиц вкладывают свои средства, способности и знания, т.е. денежный, материальный и интеллектуальный капитал, в создание и развитие какого-либо представляющегося им перспективным дела, бизнеса, успех которого становится целью их деятельности, а материально-денежной формой этого успеха является прибыль.
Что же является движущей силой коммерческого бизнеса, что привлекает к нему способных и энергичных людей? Во-первых, желание увеличить вложенный капитал, расширить рамки деятельности предприятия. Во-вторых, своеобразное раскрепощение субъекта экономической деятельности, признание за ним определенного суверенитета, права на риск, предоставление возможности полностью раскрыть свой интеллектуальный и психологический потенциал. В-третьих, чувство ответственности за принимаемые решения не только перед собой, но и перед коллегами, с которыми он сотрудничает, и перед коллективом, благосостояние которого зависит во многом от способностей, воли и умения предпринимателя. В-четвертых, любовь к делу, профессиональная гордость, стремление победить соперников, желание завоевать положение в обществе. И, наконец, в-пятых, желание обеспечить себя и своих близких, стремление к богатству, к накоплению капитала.
Следует иметь в виду, что для коммерческого бизнеса необходимы инвестиции и затраты как в материальной, так и денежной форме. Найти и мобилизовать источники соответствующих привлеченных или собственных средств – важная обязанность коммерсанта. Конечно, есть отрасли, где расходы частично или полностью возмещаются обществом в лице государства или добровольных спонсоров, но коммерческие предприятия строятся по принципу самоокупаемости: в результате они должны принести доход, достаточный для покрытия затрат и образования прибыли.
Прибыль, созданная в бизнесе, является источником доходов государства (в форме налогов и других обязательных платежей), источником образования инвестиционных фондов (капитализированная прибыль) и, наконец, служит материальным стимулом предпринимательства (стремление к личному обогащению). Часть прибыли может быть использована в целях спонсорства и благотворительности.
Перед предпринимателем стоит двоякая цель: создать (или приобрести) товар и получить прибыль. Для достижения первой цели необходима соответствующая технологическая деятельность, бизнесмен при этом выступает как производитель, или же он является профессиональным торговым посредником (дистрибьютором и дилером). Но для получения прибыли необходимо продать продукт/услугу, т.е. получить за него денежный эквивалент, денежную выручку (товарооборот), одна часть которой предназначена для возмещения вложений и текущих затрат, а другая образует прибыль. Следовательно, коммерческая деятельность осуществляется в форме торгово-сбытовой деятельности, сущность которой – обмен товара на деньги.
Коммерция (по латыни – commercium) – торговля. Однако коммерция и торговля – понятие не идентичные.
В понятие торговли, как процесса, входит и деятельность по обсуждению условий купли-продажи, и, в первую очередь, спор о цене – торг, цель которого – прийти к равновесной цене, с которой согласны и продавец и покупатель. Торговлей также принято называть отрасль экономики, обособившуюся и специализировавшуюся на операциях купли-продажи. Она играет роль посредника между производителем и потребителем. Но это определение более узкое, чем понятие коммерции, так как отсекает торговую, коммерческую деятельность предприятий других отраслей.
Коммерсант – это предприниматель, который организует и ведет свое дело (бизнес) в расчете на прибыль и создает свой продукт/услугу для продажи, или перепродает товар, созданный другим предпринимателем.
Можно сказать, что, существует два типа коммерсантов: профессиональных производителей, для которых основным видом деятельности является производство, а продажа/сбыт товара лишь средством возместить затраты и получить прибыль, и профессиональных торговцев, для которых основным видом деятельности является покупка, а затем перепродажа товара. И для тех, и для других конечной целью их деятельности является прибыль, а инструментом ее получения – торговля.
Коммерсант, естественно, стремится максимизировать прибыль. Выделим несколько способов увеличения прибыли:
а) обеспечить лучшее, чем у конкурентов, качество товаров;
б) разработать лучшую, чем у конкурентов, организацию и технологию продажи товаров;
в) использовать выгодную конъюнктуру рынка;
г) применить маркетинговые методы стимулирования спроса покупателей;
д) обеспечить снижение издержек производства и обращения и т. д.
Конкретным проявлением коммерческой деятельности является коммерческая операция, цель которой – обеспечить в конечном счете получение прибыли. Коммерсант заранее готовится к совершению акта купли-продажи: ставит задачу, совершает действия по определению возможного круга покупателей или по поиску конкретного покупателя, ведет переговоры, выдвигает и обсуждает условия и, наконец, совершает сделку.
Коммерческая операция – это действия субъектов коммерции: по взаимному поиску продавца и покупателя, по выдвижению и обсуждению условий сделки купли-продажи, по ее оформлению и завершению.
Считается, что предприниматель, придерживающийся идеологии маркетинга, ориентирован на удовлетворение покупательского спроса. Это бесспорно, но механизм этой ориентации чисто коммерческий. Что значит удовлетворить спрос? Продать покупателю товар, количественно и качественно удовлетворяющий его потребности. Но в условиях цивилизованного рынка это единственный способ получить прибыль. Если предприниматель желает получить большую прибыль, то он вынужден лучше (полнее) удовлетворять спрос, часто используя при этом маркетинговые методы стимулирования спроса. Следует четко уяснить, что в рыночной экономике единственным способом получить прибыль является продажа (товарооборот) любой собственности, выступающей на рынке в форме товара.
Товар – это продукт человеческого труда или природной деятельности, а также действие (услуга), обладающие потребительской ценностью (полезностью) и предназначенные для продажи.
Коммерческий процесс начинается с того, что товар покидает сферу производства и вовлекается в сферу товарного обращения, где его покупают, хранят, перепродают и т.д., пока, наконец, он не достигнет сферы потребления. Каждая смена собственника товара происходит в форме купли-продажи и приносит бывшему владельцу товара прибыль.
2. Субъекты и объекты коммерции
Субъектами коммерции являются продавец и покупатель: продавец продает товар покупателю с целью получения прибыли, покупатель покупает товар у продавца с целью удовлетворить собственную потребность, или перепродать его в расчете на прибыль.
Активными субъектами коммерции являются предприниматели, производящие продукт/услугу для продажи и становящимися продавцами, покупатели, приобретающие товар с целью дальнейшей перепродажи (торговые посредники и спекулянты-перекупщики), становящиеся в свою очередь продавцами.
Продавцом может быть любой владелец собственности:
производитель – промышленное, аграрное, строительное и другое производственное предприятие, или физическое лицо, сбывающее произведенную им продукцию;
торговое или закупочное предприятие, а также рыночные спекулянты, перепродающие закупленные ими товары;
юридические и физические лица, единовременно продающие принадлежащую им собственность (к коммерсантам они не относятся).
При этом у каждого из возможных продавцов свои задачи в коммерческом процессе: производителю надо сбыть созданный им товар, торговый посредник помогает довести товар до потребителя. Его участие обусловлено объективными условиями товародвижения. Перекупщик же вклинивается в процесс товародвижения без такой объективной необходимости, усложняя его и увеличивая конечную цену, которую уплатит потребитель, только в целях собственной выгоды, имея в виду получить какую-то долю потенциально возможной прибыли.
Пассивным субъектом коммерции, с некоторой степенью условности, можно считать покупателя-потребителя, который является владельцем денег и носителем спроса.
Объектами коммерции являются: товар, который продается с целью получения прибыли, и деньги, уплаченные за него, которые служат затем источником образования прибыли.
3. Классификация торговых предприятий
Существенным признаком торгового предприятия является наличие патента или лицензии, выдаваемых соответствующими государственными органами, и уплата налогов. В противном случае предприятие относится к черному рынку.
Торговое предприятие
Торговая единица – территориально обособленное помещение (здание или его часть), соответствующим образом оборудованное и выполняющие функции: приема (покупки), хранения, подготовки к продаже, отпуска (продажи) товаров и обслуживания покупателей (сервис).
К коммерческим предприятиям относятся: производственные и сбытовые, осуществляющие сбыт и отгрузку произведенной продукции непосредственно с территории предприятия или прифабричных складов. Закупочными являются коммерческие предприятия, основная деятельность которых сводится к закупке товаров у производителей, хранение их, а затем продажа торговым предприятиям через базы (специализированные склады) или оптовые магазины. Оптовые предприятия торговли в основном посредничают между производителем и розницей (говоря языком маркетинга, выступают в качестве дистрибьюторов), они продают крупные партии товаров со своих складов (баз). Розничные торговые предприятия и предприятия ресторанной индустрии (общественного питания) организуют продажу товаров населению через свои торговые единицы (магазины, палатки, рестораны, столовые и т.п.). Неорганизованных продавцов, физических лиц, осуществляющих продажу "с рук", можно рассматривать в качестве мелких коммерсантов.
Основная масса товаров продается через каналы розничной торговли, которая, так же как и общественное питание, является конечной формой продажи, так как товар из розничного торгового предприятия переходит в сферу личного потребления. Розничная торговля – подотрасль торговли, специализирующаяся на продаже товаров населению. В настоящее время сложилась следующая структура розничной торговли:
- торговые центры и торговые комплексы - крупные универсальные магазины (часто с филиалами), занимающие площадь от 7 до 20 тыс. кв. м):
- универмаги - магазины, ориентированные на продажу непродовольственных товаров широкого ассортимента, иногда с отделами продовольственных товаров;
- универсамы - крупные предприятия, продающие преимущественно продовольственные товары, а также сравнительно узкий ассортимент непродовольственных товаров (площадью 100 - 400 кв. м);
- супермаркеты - еще более крупные предприятия, торгующие преимущественно продовольственными товарами и предлагающие довольно широкий выбор непродовольственных товаров (с площадью от 400 до 2500 кв. м);
- гипермаркеты - торговые предприятия широкого профиля (с площадью от 2,5 до 10 и более тыс. м);
- магазины повседневного спроса системы "в двух шагах" (супереты) - небольшие магазины товаров повседневного спроса и товаров первой необходимости (площадью, как правило, не превышающие 400 кв. м).
Особая форма торгово-
Рестораны – комфортабельные предприятия высокого класса, с широким ассортиментом блюд и напитков; кафе – сравнительно небольшие предприятия с более ограниченным ассортиментом; бары – небольшие предприятия (иногда при ресторанах и кафе), с широким выбором алкогольных и безалкогольных напитков; столовые – предприятия с ограниченным выбором блюд, ориентированные цены, на доступные широкому кругу потребителей; буфеты – предприятия быстрого обслуживания с ограниченным ассортиментом, не имеющие торгового зала и собственной кухни.
Специфика коммерческой деятельности предприятий общественного питания заключается в том, что здесь выполняются три функции, как правило, совмещенные во времени и в пространстве:
- производство пищевой продукции, как годной к непосредственному потреблению, так и требующей дополнительной обработки (кулинарные изделия и пищевые полуфабрикаты);
- организация и обслуживание процесса потребления изготовленной пищевой продукции;
- продажа, т. е. обмен на деньги, как немедленно потребляемой продукции, так и полуфабрикатов и кулинарных изделий, а также плата за обслуживание.