Особенности организации финансов предприятия малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотрение особенностей финансов организации малого бизнеса
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий в России;
- проанализировать государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- выявить преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
- определить источники финансирования малых предприятий;
- проанализировать финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;
- определить пути улучшения финансовой системы на предприятиях малого бизнеса.

Содержание

Ведение
I. Особенности финансов организаций малого бизнеса
1. Значение и задачи малого предприятия
2. Основные критерии принадлежности к малому бизнесу
3. Государственная поддержка малого бизнеса
3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства
Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности
1.4.1 Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре
1.4.2 Инновационная роль малого предпринимательства
1.4.3. Особенности целеполагания
1.4.4 Особенности менеджмента
1.4.5 Особенности финансирования деятельности
1.4.6 Особенности трудовых отношений
1.4.7 Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия
1.4.8 Качественные характеристики российского малого предприятия
1.4.9 Лизинг как форма кредитования малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .docx

— 77.11 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

КАЛМЫЦКИЙ ФИЛИАЛ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Дисциплина: Финансы

Тема: «Особенности организации  финансов предприятия малого бизнеса»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Онкорова.В.А

Студентка: 3 курса ФЭФ, очно

Проверила: доц.н.э.н. Коокуева.В.В

 

 

 

 

Элиста 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Ведение

I. Особенности финансов организаций малого бизнеса

 1. Значение и задачи малого предприятия

 2. Основные критерии принадлежности к малому бизнесу

 3. Государственная поддержка малого бизнеса

     3.1 Фонды поддержки малого предпринимательства

 Финансы предприятий  малого бизнеса и их особенности 

1.4.1  Гибкость приспособления  к рыночной конъюнктуре 

1.4.2 Инновационная роль  малого предпринимательства 

1.4.3. Особенности целеполагания 

1.4.4 Особенности менеджмента

1.4.5 Особенности финансирования  деятельности 

1.4.6 Особенности трудовых  отношений

1.4.7 Особенности налоговой  политики государства по отношению к деятельности малого предприятия

1.4.8 Качественные характеристики  российского малого предприятия

1.4.9 Лизинг как форма  кредитования малого бизнеса 

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 В последнее время  в России созрел достаточно  серьезный вопрос: кто займет  место ныне распадающихся крупных  монополистических предприятий,  относящихся как к тяжелой,  так и к другим не менее  важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только  на первый взгляд: заполнить освободившееся  пространство структурами, вновь  образовавшимися за счет крупных  вложений в изуродованные распавшимися  связями государственные предприятия.  Но на самом деле все гораздо  сложнее. Деньги вкладываются, время  идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители  предприятий, избалованные несамостоятельной  жизнью в стране, где никто  ни за что не отвечает, никак  не могут найти ту гибкость  в принятии решений, которой  им так не хватает. Государственные  предприятия в нашей стране, к  сожалению, пока не умеют работать  в среде развития конкуренции,  научно-технического прогресса,  нормализации процессов ценообразования,  постепенного освобождения от  тенденций к упадку и т.д.  Поэтому необходимо дать свободу  для развития предприятий малого  бизнеса. Они могут дать России  необходимую насыщенность рынка,  тенденцию к устойчивости цен,  среду конкуренции, которой так  не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых  технологий всегда был заторможен.

 Кто же сейчас может  поддержать российскую экономику?  Это дело и нужно отдать  в руки мелкого и среднего  предпринимательства. Экономически  это выгодно, потому что появление  большого числа фирм приведет  к появлению новых рабочих  мест. Малым предприятием легче  управлять в условиях нестабильного  курса национальной валюты, да  и это принесет реальные деньги  в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно  важно, учитывая выделение Москвы  и огромный упадок субъектов  Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.

Цель курсовой работы – рассмотрение особенностей финансов организации малого бизнеса

Задачи курсовой работы:

- изучить условия, факторы  развития малых предприятий в  России;

- проанализировать государственные  меры поддержки малого предпринимательства;

- выявить преимущества  и недостатки развития малого  бизнеса в России;

- определить источники  финансирования малых предприятий;

- проанализировать финансы  предприятий малого бизнеса и  их особенности;

- определить пути улучшения  финансовой системы на предприятиях  малого бизнеса.

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ  ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕССА

 

1.1 Значение и  задачи малого предприятия

 

 В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование и насыщение рынка потребительских товаров в условиях дистабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

 Малое предпринимательство,  оперативно реагирующее на изменение  конъюктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

 Развитие малого и  среднего бизнеса несёт в себе  множество перспектив:

- увеличение числа собственников,  а значит, формирование среднего  класса – главного гаранта  политической стабильности в  демократическом обществе;

- рост доли экономически  активного населения, что увеличивает  доходы граждан и сглаживает  диспропорции в благосостоянии  различных социальных групп;

- создание новых рабочих  мест с относительно низкими   затратами, особенно в сфере  обслуживания;

- подготовка кадров за  счёт использования работников  с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию  на месте работы;

- ликвидация монополии  производителей, создания конкурентной  среды;

- улучшение взаимосвязи  между различными секторами экономики.

 Необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и “жизненный цикл” малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.

 Так, малые фирмы  чаще всего проигрывают крупным  в борьбе за кредиты. Банки  отказывают малым фирмам в  ссудах, а если и дают то  под высокие проценты, что приводит  к росту сибистоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из–за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом, как в частности изучение спроса на свою продукцию, так и проведение рекламных кампаний. Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды: если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет имитирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет производственное имитирование.

 Говоря о роли малого  бизнеса, следует подчеркнуть,  что малые предприятия – это  побочная сфера экономики. Малый  бизнес ограниченно включается  в хозяйственную структуру,  конкурентную  среду и в общественное разделение  труда. Причем роль  его в  современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга  в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших.

 Конкретно роль малого  бизнеса проявляется в том,  что его развитие способствует:

- созданию новых рабочих  мест;

- внедрению новых товаров  и услуг;

- удовлетворению нужд  крупных предприятий;

- обеспечению специализированными  товарами и услугами.

 Создание новых рабочих  мест - это важнейший фактор, который  несет в себе развитие малого  бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий  средствами к существованию значительную  часть населения, но и способствующий  стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм  США обеспечивают работой более  100 млн человек.

Другая важнейшая сторона  деятельности малых предприятий  – это внедрение новых товаров  и услуг. Достижения малого бизнеса  в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого  другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.

 Помимо того, что малые  предприятия внедряют новые товары  и обеспечивают рабочие места,  они играют важную роль в  деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции,  обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.

 Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать  торговую марку крупной компании  и продавать ее товары или  услуги в определенном регионе.

 Наконец, многие малые  фирмы возникают и существуют  потому, что способны удовлетворять  особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта  старинных часов, антикварных  изделий и т.п. создаются малые  предприятия.

 Таким образом, малый  бизнес обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка,  создает глубокую специализацию  и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая  эффективность.

 

2 Основные критерии  принадлежности к малому бизнесу

 

Однозначного определения  малого бизнеса нет. Обычно его связывают  с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице 1.1

 

                                                                                                       Таблица 1.1

Численность работников малых  предприятий

Отрасль деятельности

Предельный уровень численности  работников, чел.

Промышленность

100

Строительство

100

Транспорт

100

Сельское хозяйство

60

Научно-техническая сфера

60

Оптовая торговля

50

Розничная торговля и бытовое  обслуживание населения

30

Остальные отрасли и другие виды деятельности

50


 

 В разных странах  в настоящий момент используются  различные критерии при отнесении  организаций к предприятиям малого  бизнеса. В Четвертой директиве  Совета Европы выделено четыре  основных критерия для признания  организаций в качестве малых  предприятий:

1. Котирование акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли оно критериям, приведенным ниже.

2. Валюта баланса не  более 2,5 млн евро.

3. Выручка от реализации  не более 5 млн евро.

4. Среднее число занятых  не более 50 человек.

 Для отнесения организации  к субъектам малого предпринимательства  она в течение двух следующих  друг за другом отчетных периодов  должна удовлетворять в обязательном  порядке первому критерию и  любым двум из трех последних  критериев. 

 Большинство стран  Европейского союза уже приняли  соответствующие законы, которыми  распространили действие Четвертой  директивы на свои территории (хотя специфика есть у многих  стран, отклонения от этих показателей  несущественны).

 Те же самые критерии  установлены в Великобритании  и Австралии. Исключения составляют  только Канада (где определение  малого предприятия отсутствует)  и США. В этих странах критерии  отнесения к малым предприятиям  следующие:

Информация о работе Особенности организации финансов предприятия малого бизнеса