Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в определении роли государства на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть рынок совершенной конкуренции и формы ценового контроля государства, их последствия;
Рассмотреть монополистический рынок и определить место государства на данном рынке;
Сравнить последствия государственного регулирования обоих рынков и определить, существуют ли закономерности государственной политики в отношении структуры рынка.
Определить выигрыши и потери от государственного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.docx

— 188.17 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

 

Рыночное  ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен  лежат в основе саморегулирования  рыночной экономики, ее способности  эффективнее других систем решать экономические  проблемы.

Но нет  таких стран, где бы государство  никаким образом не вмешивалось  на рынок. Проблема изучения государственного вмешательства будет актуальной, пока существует сам рынок.

Цель  данной курсовой работы заключается  в определении роли государства  на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть рынок совершенной конкуренции и формы ценового контроля государства, их последствия;
  2. Рассмотреть монополистический рынок и определить место государства на данном рынке;
  3. Сравнить последствия государственного регулирования обоих рынков и определить, существуют ли закономерности государственной политики в отношении структуры рынка.
  4. Определить выигрыши и потери от государственного регулирования.

 

Глава 1. Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования.

1.1. Формы и методы государственного регулирования экономики

 

В условиях рынка государственное регулирование  экономики — целенаправленное воздействие  правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения  равновесного роста всей экономической  системы (речь идет о динамичном состоянии  общего равновесия, когда достигается  стабильное ежегодное увеличение объемов национального производства при полной занятости экономических ресурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы эконом и ческой жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.

Методы прямого регулирования  базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воз­действию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном эконо­мическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт,  содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной фор­мы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конечными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.

 

Исходя из организационно-институциональных  особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую инфраструктуру,  создать для частного сектора  -   домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил экономического поведения для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функционирования фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета, меры разрешения, меры принуждения. Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут использоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры регулирования в странах с развитой рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничиваются охраной окружающей среды, социальной защитой населения. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер рыночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществляется путем воздействия на спрос и предложение на национальном рынке, на структуру экономики, путем активизации факторов экономического роста и т. п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государственные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено  на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследований и т. д.

К сведению. Рыночная система предъявляет определенные требования к мероприятиям, проводимым государством в экономической сфере. Хотя рыночная система немыслима без вмешательства государства, однако существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Поэтому:

1. Исключаются  любые действия государства, разрывающие  рыночные связи. Недопустимы,  например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (талоны, карточки, купоны), всеобщий административный контроль над ценами.

2. Влиять  на рынок можно в основном  экономическими методами. Если государство  полагается только на административные методы управления экономикой, то оно способно разрушить рыночный механизм.

3. Экономические  регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы.

4. Государство  должно постоянно контролировать приносимые экономическими регуляторами положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

5. Необходимо  учитывать национальную специфику,  которая ощутимо сказывается  на экономической деятельности.

 

1.2. Особенности государственного  регулирования цен на рынке  совершенной конкуренции.

1.2.1. Структура рынка. 

 

Рынок –  это объективное явление экономики, известное любому человеку, и все  же рынку до сих пор трудно дать исчерпывающее определение. Рынок  – одна из самых распространенных категорий в экономической теории и хозяйственной практике. Рынок  как экономическая категория  есть совокупность конкретных экономических  отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми  посредниками по поводу движения товаров  и денег, отражающая экономические  интересы субъектов рыночных отношений  и обеспечивающая обмен продуктами труда. Рынок – это механизм, посредством  которого покупатели и продавцы взаимодействуют  для установления цен и количества товаров и услуг. Рынок сегодня рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами экономических отношений.

Структура рынка  – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов  рынка, их удельный вес в общем  объеме рынка; это условия протекания рыночной конкуренции.

Необходимым и важнейшим элементом рынка  является конкуренция, имеющая различный  характер и формы на различных  рынках и в различных рыночных ситуациях. Конкуренция – экономическое  соперничество за право получения  большей доли определенного вида ограниченных ресурсов. Достоинство  конкуренции состоит в том, что  она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических  параметров соревнующихся.

По условиям протекания рыночной конкуренции выделяют совершенную и несовершенную  конкуренцию.

Несовершенную конкуренцию принято разделять  на три основных типа: монополистическая  конкуренция, олигополия, монополия.

 

1.2.2. Особенности совершенно конкурентного рынка.

 

В экономической  теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все  виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

Мы говорим, что преобладает совершенная  конкуренция, если на рынке выполняются  следующие условия:

1. Рынок состоит из многих конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную продукцию многим покупателям.

2. Каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска, продаваемого на рынке, менее 1% общих продаж за любой данный период времени.

3. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж. Фирмы, таким образом, не интересуются производственными решениями своих конкурентов.

4. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободнодоступна, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов.

5. Вход на рынок и выход с него для продавцов стандартизированных товаров свободны. Это означает, что не существует ограничений, не позволяющих фирме продавать товар на рынке, нет и трудностей с прекращением операций на рынке.

Рынок с совершенной  конкуренцией – это рынок, где  удовлетворяются условия совершенной  конкуренции. На совершенно конкурентном рынке покупателям стандартных продуктов или услуг безразлично, продукцию какой фирмы выбрать. Например, рынок яиц, весьма вероятно, конкурентный. Много продавцов продает яйца каждый день. Ни один из фермеров не насчитывает более 1% от объема продаж на рынке за день. Первые два из выше приведенных условий совершенно конкурентного рынка гарантируют, что ни один из продавцов не может влиять на цену продукта. Индивидуальный продавец имеет очень малую долю общего выпуска, он не в состоянии изменить предложение на рынке так, чтобы изменилась цена. Соответственно продавцы на совершенно конкурентном рынке принимают цены как заданные извне, то есть являются «прайс–тайкерами».

Это значит, что цена, по которой каждая фирма  продает свою продукцию, определяется силами, которые неподвластны фирме. Речь идет об условиях спроса и предложения  на рынке в целом. Условия спроса при совершенной конкуренции как для отдельной фирмы так и для всего рынка демонстрирует рисунок 1. [Приложение «A»]

Допустим, что  равновесная цена PE равна 0,4$ за фунт бройлера, тогда равновесное количество QE составляет 2 млрд. фунтов ежегодно. В  части (б) рисунка показано, как выглядит рынок с точки зрения индивидуального  производителя. Диапазон возможных  вариантов объема выпуска с точки  зрения фирмы имеет размерность, выраженную не в миллиардах фунтов, а в тысячах. Этот диапазон настолько  невелик, что вне зависимости  от того, произведет ли фирма 10000, 20000 или 40000 фунтов куриного мяса в год, это  практически не повлияет на величину совокупного спроса. Изменение на 10000 фунтов настолько мало, что его  невозможно заметить на графиках рыночного  спроса и предложения, имеющих куда более крупный масштаб. Что касается отдельно взятой фирмы, то очевидно, что  кривая спроса на ее продукцию является при рыночной цене совершенно эластичной (горизонтальной), хотя, с точки зрения рынка в целом, кривая спроса имеет  вполне обычный отрицательный наклон.

 

1.2.3. Ценовое регулирование совершенно конкурентного рынка.

 

Рыночное  ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен  лежат в основе саморегулирования  рыночной экономики, ее способности  эффективнее других систем решать экономические  проблемы.

В США и  большинстве других промышленно  развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Формы государственного вмешательства  в ценообразование делятся на прямые и косвенные. К косвенным формам относят введение налогов и предоставление субсидий; к прямым – ценовое регулирование или государственный контроль над ценами.

Если в  целом рассматривать государство  в экономике, то мы можем отметить, что роль его велика. Государство  ставит перед собой задачи:

1. минимизировать отрицательные последствия рыночного механизма хозяйства;

2. обеспечить социальную защиту отдельным группам населения;

3. создать предпосылки для эффективного развития рыночной экономики.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что установление государственного контроля над ценами является частью социальной политики государства.

Установившиеся  равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство  в этом случае может принимать  форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.

Информация о работе Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования