Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в определении роли государства на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть рынок совершенной конкуренции и формы ценового контроля государства, их последствия;
Рассмотреть монополистический рынок и определить место государства на данном рынке;
Сравнить последствия государственного регулирования обоих рынков и определить, существуют ли закономерности государственной политики в отношении структуры рынка.
Определить выигрыши и потери от государственного регулирования.
Оглавление
Введение
Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.
Но нет
таких стран, где бы государство
никаким образом не вмешивалось
на рынок. Проблема изучения государственного
вмешательства будет
Цель данной курсовой работы заключается в определении роли государства на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Глава 1. Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования.
1.1. Формы и методы государственного регулирования экономики
В условиях
рынка государственное
Методы прямого регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конечными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.
Исходя из
организационно-
К сведению.
Рыночная система предъявляет
1. Исключаются
любые действия государства,
2. Влиять на рынок можно в основном экономическими методами. Если государство полагается только на административные методы управления экономикой, то оно способно разрушить рыночный механизм.
3. Экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы.
4. Государство должно постоянно контролировать приносимые экономическими регуляторами положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.
5. Необходимо
учитывать национальную
1.2. Особенности государственного регулирования цен на рынке совершенной конкуренции.
1.2.1. Структура рынка.
Рынок –
это объективное явление
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка; это условия протекания рыночной конкуренции.
Необходимым и важнейшим элементом рынка является конкуренция, имеющая различный характер и формы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических параметров соревнующихся.
По условиям протекания рыночной конкуренции выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.
Несовершенную конкуренцию принято разделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
1.2.2. Особенности совершенно конкурентного рынка.
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
Мы говорим, что преобладает совершенная конкуренция, если на рынке выполняются следующие условия:
1. Рынок состоит из многих конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную продукцию многим покупателям.
2. Каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска, продаваемого на рынке, менее 1% общих продаж за любой данный период времени.
3. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж. Фирмы, таким образом, не интересуются производственными решениями своих конкурентов.
4. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободнодоступна, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов.
5. Вход на рынок и выход с него для продавцов стандартизированных товаров свободны. Это означает, что не существует ограничений, не позволяющих фирме продавать товар на рынке, нет и трудностей с прекращением операций на рынке.
Рынок с совершенной
конкуренцией – это рынок, где
удовлетворяются условия
Это значит, что цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию, определяется силами, которые неподвластны фирме. Речь идет об условиях спроса и предложения на рынке в целом. Условия спроса при совершенной конкуренции как для отдельной фирмы так и для всего рынка демонстрирует рисунок 1. [Приложение «A»]
Допустим, что равновесная цена PE равна 0,4$ за фунт бройлера, тогда равновесное количество QE составляет 2 млрд. фунтов ежегодно. В части (б) рисунка показано, как выглядит рынок с точки зрения индивидуального производителя. Диапазон возможных вариантов объема выпуска с точки зрения фирмы имеет размерность, выраженную не в миллиардах фунтов, а в тысячах. Этот диапазон настолько невелик, что вне зависимости от того, произведет ли фирма 10000, 20000 или 40000 фунтов куриного мяса в год, это практически не повлияет на величину совокупного спроса. Изменение на 10000 фунтов настолько мало, что его невозможно заметить на графиках рыночного спроса и предложения, имеющих куда более крупный масштаб. Что касается отдельно взятой фирмы, то очевидно, что кривая спроса на ее продукцию является при рыночной цене совершенно эластичной (горизонтальной), хотя, с точки зрения рынка в целом, кривая спроса имеет вполне обычный отрицательный наклон.
1.2.3. Ценовое регулирование
Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.
В США и большинстве других промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Формы государственного вмешательства в ценообразование делятся на прямые и косвенные. К косвенным формам относят введение налогов и предоставление субсидий; к прямым – ценовое регулирование или государственный контроль над ценами.
Если в
целом рассматривать
1. минимизировать отрицательные последствия рыночного механизма хозяйства;
2. обеспечить социальную защиту отдельным группам населения;
3. создать предпосылки для эффективного развития рыночной экономики.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что установление государственного контроля над ценами является частью социальной политики государства.
Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.
Информация о работе Оценка выигрыша и потерь от государственного регулирования