Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:19, курсовая работа
Для социальной защиты людей во всех государствах создаются общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых общественных фондах потребления и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЕГО ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Причины создания Пенсионного фонда Российской Федерации и основные этапы его развития. 6
1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда Российской Федерации. 8
1.3. Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда Российской Федерации. 10
2. ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 13
2.2. Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации. 17
2.3. Анализ исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год. 24
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33
3.1. Тенденции развития Пенсионного фонда Российской Федерации. 33
3.2. Пути повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Содержание
Среди стратегических задач развития российского государства на современном этапе, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации последних лет, особо выделены социально значимые цели – повышение уровня жизни граждан страны и значительный рост их благосостояния.
Важную роль в решении указанных задач играет эффективно работающая система социальной защиты населения, опирающаяся на долгосрочную финансовую обеспеченность и устойчивость каждого вида обязательного социального страхования (в том числе пенсионного) на основе автономности финансовой системы обязательного социального страхования.
Современная рыночная экономика предполагает создание адекватной системы социальной защиты населения. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
Для социальной защиты людей во всех государствах создаются общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых общественных фондах потребления и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
В соответствии с Законом РСФСР от 10.10.1991 №1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены стремлением центральных органов власти:
Внебюджетные фонды представляю
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В данной работе из всех внебюджетных фондов рассматривается только Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 2002 года в Российской Федерации запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в стране экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
В этой связи актуальна оценка деятельности ПФР и по направлению проводимой пенсионной реформы, и по направлению обеспечения выплат пенсий и ежемесячных пособий как одного из инструментов государственного регулирования в финансировании социальной сферы.
Целью данной курсовой работы является изучение деятельности ПФР в соответствии с проводимой пенсионной реформой, выявление проблем при накоплении и расходовании денежных средств, пути их решения и оценка его значения в финансировании социальной сферы страны. Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды специалистов в области пенсионного обеспечения, а также нормативно правовые акты Российской Федерации. Кроме того, были внимательно изучены и переработаны публикации периодической печати, в том числе в специализированных изданиях, посвященные данной теме. В ходе работы использовался анализ статистических данных и научных публикаций.
При написании работы была изучена деятельность ПФР за период с 2002 года по плановый период 2009 года.
Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы XX столетия в Российской Федерации связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения.
К необходимости пенсионной реформы подводило одновременное действие различных причин - демографических и институциональных факторов, действовавших в течение нескольких десятилетий, и специфических экономических, социальных и политических факторов постреформенной России. В этот период боролись две политические тенденции: попытка сохранить, хотя и в модернизированном виде, распределительную пенсионную систему и сделать более радикальные шаги в пользу создания принципиальной иной пенсионной системы накопительного типа. Решающим фактором, заставившим правительство пойти на реформу, стали не объективные долгосрочные факторы, а кризисное финансовое состояние пенсионной сферы.
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.
Указанным постановлением был определен статус ПФР как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР, а также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность ПФР.
Таким образом, средства,
предназначенные для пенсионног
В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.
С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.
Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Фонд является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской
Федерации – фонд денежных средств,
предназначенный для финансовог
Правовой основой ныне действующей в стране пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным Законом. Средства Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Средства Пенсионного фонда и сам фонд находится в собственности государства, но являются автономными. Государство несет субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами. Деятельность фонда регулируется Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.
В основные задачи Пенсионного Фонда Российской Федерации входят:
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:
Информация о работе Пенсионный фонд РФ: его цели, задачи и система организации