Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса - место и роль пластиковых карт в платёжной системе России. А так же рассмотрение развития рынка пластиковых карт в России.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели были решены следующие задачи:
-определить сущность понятия пластиковых карт и рассмотреть их классификацию;
- рассмотреть историю развития пластиковых карт.
- проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
-выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
- рассмотреть проблемы российского рынка пластиковых карт.

Содержание

Введение 3
1 Банковская пластиковая карта как инструмент расчетов и кредитования 5
1.1Общетеоретические аспекты понятия пластиковых карт 5
1.2 Виды пластиковых карт 11
2 Современное состояние рынка пластиковых карт 13
3 Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт в России 18
3.1 Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России 18
3.2 Проблемы российского рынка пластиковых карт 20
Заключение 23
Библиографический список 26

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 45.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1 Банковская пластиковая карта как инструмент расчетов и кредитования 5

1.1Общетеоретические аспекты понятия пластиковых карт 5

1.2 Виды пластиковых карт 11

2 Современное состояние рынка пластиковых карт 13

3 Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт в России 18

3.1 Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России 18

3.2 Проблемы российского рынка пластиковых карт 20

Заключение 23

Библиографический список 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Развитие экономики любого государства  сегодня невозможно без высокоэффективной  системы денежного обращения  и использования современных  платежных механизмов. Стремительное  развитие научно-технического прогресса  затронуло и развитие банковских технологий в сфере осуществления  различных платежей.

Актуальность выбранной темы обусловлена  тем, что сегодня банковские карточки выступают ключевым элементом электронных  банковских систем, все более активно  вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги. Та немаловажная особенность, что на карточке содержится определенный объем информации, необходимый  для доступа к счету в банке, проведения расчетов за товары, услуги или работы, а также снятия наличных денежных средств позволяет ей служить  наиболее простым и прогрессивным  средством в организации безналичных  расчетов.

Преимущества, связанные  с использованием пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Это, в  первую очередь, уменьшение риска потери денег, устранение риска традиционных форм хищений, льготы при получении  услуг на предприятиях торговли и  сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, в том числе  покупок с использованием различных  валют, поскольку конвертация производится по биржевому, а не по магазинному  курсу. Очевидны преимущества, получаемые от использования пластиковых карточек предприятиями торговли и сервиса: уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку  и обналичивание средств, упрощение расчетов с покупателями.

Целью курсовой работы  является рассмотрение вопроса - место  и роль пластиковых карт в платёжной системе России. А так же рассмотрение развития рынка пластиковых карт в России.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели были решены следующие задачи:

-определить сущность понятия пластиковых карт и рассмотреть  их классификацию;

- рассмотреть историю  развития пластиковых карт.

- проанализировать состояние  рынка пластиковых карт в России;

-выявить основные тенденции и перспективы развития рынка  банковских пластиковых карт  в России.

- рассмотреть проблемы  российского рынка пластиковых  карт.

Структура работы состоит из: введения, 3-х глав и заключения.

Теоретической и методологической основой данной работы являются материалы  из специализированных книг. Также  работа упирается на законодательные  и нормативные акты Российской Федерации. Но стоит отметить, что существует необходимость учета современных  условий при проведении исследований и анализа.    

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Банковская пластиковая карта как инструмент расчетов и кредитования

1.1Общетеоретические аспекты понятия  пластиковых карт

 Первое  теоретическое упоминание об  использовании карт как платежного  средства появилось в Англии  и относится к концу 19 в. 

 На  практике пионерами в этой  области оказались США. Именно  здесь в 20-х годах ХХ века  начали использовать прототип  современных карт. 

 Впервые  карты появились не сфере банковского,  а в сфере нефтяного бизнеса:  нефтяные компании (на бензоколонках), гостиницы, рестораны и компании  по прокату автомобилей начали  выпуск карт, как средства предоставления  кредита своим клиентам. Эти карты  имели строго ограниченное распространение,  как по видам услуг, так и  географически. В настоящее время  такие карты называются собственническими, "клубными".

 Первые  карты изготавливались из картона  или металла. Человек, пользующийся  такой картой, получал значительные  удобства в обслуживании и  скидки при покупке товара. Фирма-эмитент  получала постоянных клиентов  и стабильные доходы. 

 С  увеличением числа пользователей  встал вопрос об учете и  регистрации продаж по каждой  эмитированной карте. Это вызвало  к жизни процесс эмбоссирования  карт (теснение номера карты, данных  клиента, срок действия карты). Практически без изменения эмбоссирование  сохранилось до наших дней  и широко используется, в том  числе и на смарт-картах. Первые  карты с эмбоссированием изготавливались  из металла, но вскоре они  были вытеснены пластиковыми  картами, так как последние  оказались более практичными. 

 Однако  эти карты не были еще платежным  средством. Они подтверждали принадлежность  пользователя к той или иной  системе учреждений сферы обслуживания. Использование "клубных" карт широко распространено и в наше время. 

 С  середины XX века начинают появляться  автоматизированные системы расчетов  с помощью специальных карточек. Особый успех выпал на долю  ресторанной кредитной карты  “Diners Club” (“Обеденный клуб”). Постоянные  посетители ресторанов, имеющие  хорошую репутацию, могли получить  карту “DC” и предъявлять ее  во многих ресторанах Нью-Йорка  вместо наличных денег. Рестораны  передавали копии счетов в  “DC”, который ежемесячно выставлял  клиенту общий счет. Клиент расплачивался  с “DC”, а тот – с ресторанами.  

 Изначально  в зарубежной классификации универсальные  карты разделялись на карточки  для “путешествий и развлечений” (Travel and Entertainment – T&E) и банковские. Первые выпускались компаниями Diners Club, American Express, и предназначались главным образом для оплаты гостиниц, ресторанов, то есть преимущественно для путешествующих бизнесменов. Карты же, выпускаемые банками, имели более “потребительский” характер и предназначались для “обычных клиентов”. 

 Первую  универсальную карту в 1951 году  выпустил небольшой нью-йоркский  банк Long Island, и с тех пор началось  бурное развитие этого вида  услуг. Первая универсальная карта  большого банка Bank of America (в настоящее  время Bank America) прошла испытания  в Калифорнии в 1956 году. С 1966 года начал продажу лицензии  на использование карточной технологии  другим банкам. 

 В  ответ на это несколько крупных  банков – конкурентов Bank of America (14 Нью-йоркских банков) учредили свою Межбанковскую карточную ассоциацию- Interbank Card Association. Эта ассоциация купила права на карты Master Charge, а большинство банков – членов ICA перешли на выпуск Master Charge.

 Положение,  при котором Bank of America имел преимущество, быстро перестало устраивать  другие банки, и в 1970 году Bank of America под давлением со стороны  лицензированных им банков согласился  передать контроль над бизнесом  карт новой организации банков  – National Bank AmeriCard,Inc (NBI), в которой  он был лишь одним из членов.

 Таким  образом, к началу 1970-х годов  в США сформировались два основных  конкурента на рынке универсальных  банковских карт: NBI и ICA. Обе организации с момента учреждения приняли уставные решения не принимать в свои ряды банки-члены организации-конкурента, и потребовалось 10 лет (с 1966 по 1976) и несколько судебных процессов, чтобы двойное членство было разрешено.

  В  1977 году название NBI было заменено  на Visa USA Inc. Изменение имени имело  огромное значение, т.к. это событие  открыло дорогу широкому распространению  карт VISA.

  В  1980 г. ICA дала своей карте «более международное » название MasterCard.

Дальнейшее  сотрудничество Visa и MasterCard в большей  степени было вызвано их общими интересами в борьбе с небанковскими картами  конкурентов.

  В  бывшем СССР карты международных  платежных систем появились в  1969 г. Но это были карты, эмитированные  зарубежными компаниями и банками.  В Советском Союзе начала создаваться  сеть предприятий, принимающий  эти карты в качестве платежного  средства. Именно в 1969 г. было  подписано первое соглашение  такого рода с компанией Diners Club.

В 1974 г. на нашем рынке появилась American Express, в 1975г. – Eurocard и Visa, в 1976 г. - японская JCB. С советской стороны все соглашения подписывались ВАО "Интурист".

 Первым  советским эмитентом международных  карт стал Внешэкономбанк, выпустивший  в 1989 г. «золотые» карты платежной  системы Eurocard, предназначенные для узкого круга лиц.

 Первым  российским коммерческим банком, выпустившим собственную карту  с логотипов Visa, стал «Кредо  Банк» (1991). На сегодняшний день  свыше 700 российских банков выпускают  карты или работают с ними. Сегодня уже созданы и действуют  чисто российские межбанковские  платежные системы, основанные  на банковских картах: это STDCard, UnionCard, «Золотая корона», «Сберкарт», ACCORD.

 Вообще, успех развития небумажных платежных  средств объясним:

- они  более защищены от подделки, что  позволяет их использовать в  более широкой сфере расчетов  и с большим количеством участников;

- клиенты  видят в них более удобную  форму расчетов и позволяют  широко использовать кредит в  повседневной практике;

- заинтересованность  появляется у торговых точек,  которые с согласием принимать,  как платежное средство, карты  расширяют круг своих клиентов;

- с позиций  государства использование платежных  систем снижает стоимость обслуживание  наличной массы, ускоряет оборачиваемость  денежной массы.

Основная  особенность платежных систем построенных  на пластиковых картах состоит в  обслуживании розничного товарооборота  в экономике. Особенности выражаются в технических особенностях проведения платежей и раскрываются при рассмотрении видов пластиковых карт, их эволюции.

В ходе развития платежных систем возникли разные виды пластиковых карт, различающихся  назначением, функциональными и  техническими характеристиками.

  Банковская  пластиковая карточка - это персонифицированный  платежный инструмент, предоставляющий  пользующемуся карточкой лицу  возможность безналичной оплаты  товаров и/или услуг, а также  получения наличных средств в  отделениях (филиалах) банков и банковских  автоматах (банкоматах). Прием карточки  к оплате и выдача наличных  по ней осуществляются не в  любых предприятиях торговли/сервиса  и банках, а только во входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки. Кроме непосредственно принимающих карточку точек обслуживания в состав платежной системы входят банки-эмитенты (issuerer), эквайер-центры (acquire), процессинговый центр (или несколько центров) и расчетный (клиринговый) банк (или несколько банков). Само собой разумеется, что к субъектам платежной системы необходимо причислить и клиентов - держателей пластиковых карточек. [5;66-72]

 Субъекты  банковских пластиковых карт:

Банк-эмитент. Выпуск пластиковых карточек и предоставление их в распоряжение клиентов осуществляет банк-эмитент. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты  получают право их использования. Выдача карточки клиенту предваряется открытием  ему счета в банке-эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая карточку, банк-эмитент берет  на себя тем самым гарантийные  обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит  от платежных полномочий, предоставляемых  клиенту и фиксируемых классом  карточки. При выдаче карточки осуществляется ее персонализация - на нее заносятся  данные, позволяющие идентифицировать держателя карточки.

Авторизация. Полномочия держателя карточки проверяются  во время авторизации. Авторизация  проводится при приеме карточки к  оплате или выдаче наличных денег. Для  этого точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении  полномочий предъявителя карточки и  его финансовых возможностей. В случае положительного решения система  дает разрешение на оплату и сообщает код авторизации, который затем  переносится на чек (слип). Технология авторизации зависит от схемы  платежной системы, типа карточки и  технической оснащенности точки  обслуживания. Авторизация может  проводиться как “вручную”, когда  продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), так и автоматически. В последнем  случае карточка помещается в POS-терминал, данные считываются с карточки, с клавиатуры кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки - секретный ПИН-код (ПИН - Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливает связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация).

Информация о работе Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт в России