Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:24, курсовая работа
С данного момента долговая проблема развивающихся стран заняла одно из наиболее значительных мест в иерархии проблем международных экономических отношений.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние государственного бюджета, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.
Введение
Глава I. Основные понятия теории внешнего долга.
1.1. Причины возникновения и сущность внешнего долга.
1.2. Классификация видов государственного внешнего долга
1.3. Методы управления внешним долгом.
Глава II. Современное состояние внешнего долга Кыргызской Республики.
2.1. Предпосылки возникновения долговой ситуации в Кыргызской Республике.
2.2. Анализ структуры государственного внешнего долга Кыргызской Республики.
2.3. Анализ источников погашения внешнего долга Кыргызской Республики.
Глава III. Перспективы снижения внешнего долга Кыргызской Республики.
3.1. Проблемы в погашении внешнего долга Кыргызской Республики.
3.2. Пути улучшения долговой ситуации, принятые в международной практике.
Заключение
Список литературы
План
Введение
Глава I. Основные понятия теории внешнего долга.
1.1. Причины возникновения и
1.2. Классификация видов
1.3. Методы управления внешним долгом.
Глава II. Современное состояние внешнего долга Кыргызской Республики.
2.1. Предпосылки возникновения долговой ситуации в Кыргызской Республике.
2.2. Анализ структуры
2.3. Анализ источников погашения
внешнего долга Кыргызской
Глава III. Перспективы снижения внешнего долга Кыргызской Республики.
3.1. Проблемы в погашении внешнего долга Кыргызской Республики.
3.2. Пути улучшения долговой
Заключение
Список литературы
Введение
Международное изучение проблемы управления государственным внешним долгом, а также поиск путей решения проблем в управлении долгом было начато западными исследователями и учеными в 50 - 70-е годы XX века, когда в отдельных странах наблюдалось обострение ситуации с выплатой внешней задолженности.
Одним из крупнейших потрясений для всего периода после второй мировой войны стал долговой кризис, поразивший развивающиеся латиноамериканские страны. Серьезные проблемы в управлении государственным внешним долгом возникли практически у всех государств данного региона: Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика. Критические долговые ситуации превратились в хронический порок экономики этих стран.
С данного момента долговая проблема развивающихся стран заняла одно из наиболее значительных мест в иерархии проблем международных экономических отношений.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние государственного бюджета, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.
Первыми шагами к экономическому развитию Кыргызстана стало вступление в международные финансовые институты, как МВФ и Всемирный банк, являющимися на сегодняшний день основными источниками внешнего финансирования для многих развивающихся государств. Для стран-доноров Кыргызская Республика, благодаря государственной политике, направленной на обеспечение улучшения социальной системы, устойчивость правовой и налоговой систем, а также усилиям Национального Банка КР, представляет перспективный рынок вложения капиталов, для самого же Кыргызстана такое сотрудничество обеспечивает необходимые финансовые ресурсы для экономического развития.
На сегодняшний день перед республикой стоят задачи улучшения и дальнейшего поддержания долгосрочных показателей экономического роста страны. Для обеспечения более широкого распространения выгод, раскрываемых реформами, во всех странах с переходной экономикой требуется осуществить ряд мер по укреплению экономики, которые включают эффективное управление внешним долгом республики, не только с целью выхода из тяжелой долговой ситуации, но и в целях использования кредитных средств на дальнейший рост экономики республики.
Цель политики управления внешним долгом - извлечь выгоды из внешнего финансирования и избежать макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.
Вопросы, связанные с управлением долгом, были глубоко изучены западными учеными, однако, эту проблему необходимо решать, учитывая национальные особенности страны, в связи с этим мною была предпринята попытка исследования данной темы и выработки предложений по ее решению с учетом таких особенностей Кыргызстана.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
В первой части данной работы будет изучено причины возникновения и сущность внешнего долга, классификация видов внешнего долга и методы управления внешним долгом.
Во второй главе работы рассматриваются предпосылки сложившейся долговой ситуации в Кыргызстане, проводится анализ источников погашения внешнего долга КР, а также структура внешнего долга.
В последней главе, на основании проведенного в работе анализа будет сделана попытка сформулировать конкретные предложения по улучшению долговой ситуации в республике.
Глава I. Основные понятия теории внешнего долга.
1.1.Причины возникновения и сущность внешнего долга.
В современной экономической системе государство, сталкивающееся с проблемой дефицита государственного бюджета, чаще всего вынуждено прибегать к заимствованиям на внутреннем или внешнем рынках. Хотя сам по себе этот механизм отнюдь не нов и единичные прецеденты его применения встречались еще в античности, лишь в XX веке его использование стало действительно массовым. Это связано с влиянием ряда факторов - политических, экономических, инфраструктурных. Важнейшими из них являются рост доли государственных расходов в ВВП (еще в XIX в. выявленный А.Г. Вагнером), монетизация экономики, развитие финансового сектора национальных экономик, создание международной финансовой инфраструктуры.
Государственный долг - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов1. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам.
Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны.
Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и внешнего займов. Рост государственного долга может повлечь за собой реальные негативные экономические последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, когда правительство берёт займы на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
И последние, пожалуй самое важное – большой внешний государственный долг может быть причиной угрозы экономической безопасности страны.
В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.2
В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможностью привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.
1.2.Классификация видов государственного внешнего долга.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами.3 Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.
Присутствует и ряд отрицательных последствий наличия внутреннего государственного долга:
1. Погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит приток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
2. Для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.
3. Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:
- население;
- корпорации;
- банки;
- другие финансовые и кредитные учреждения.
Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами - нерезидентами.4 Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным - 18-30%. Другими показателями также являются:
- отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
- отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);
- отношение платежей
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:
- другие государства;
- международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);
- частные фонды - нерезиденты.
Выделим основные функции внешнего долга:
1. Перераспределение ссудных
капиталов между странами для
обеспечения потребностей
Информация о работе Перспективы снижения внешнего долга Кыргызской Республики