Понятие, сущность и элементы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия финансового контроля, раскрытии его сущности, определение функций, а также изучение анализа организации финансового контроля.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Методы финансового контроля
1.2 Принципы финансового контроля
2. Анализ организации финансового контроля в РК
2.1 Анализ использования бюджетных средств за 2011-2012 год
3. Роль Счетного комитета в контроле за исполнением республиканского бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Понятие, сущность и элементы  финансового контроля

1.1 Методы финансового контроля

1.2 Принципы финансового контроля

2. Анализ организации финансового  контроля в РК

2.1 Анализ использования бюджетных средств за 2011-2012 год

3. Роль Счетного комитета в контроле за исполнением республиканского бюджета

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

С момента обретения  независимости в республике постоянно  совершенствуется работа по созданию системы государственного финансового  контроля, отвечающей общепринятым в мировой практике требованиям. В 2001 году Правительством была одобрена Концепция развития системы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, а 29 января 2002 года принят Закон "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов". Его принятие стало основой создания правовой базы для функционирования всех органов государственного финансового контроля. Главная их задача - координация действий органов контроля по планированию, проведению ревизий и проверок и реализации материалов контрольных мероприятий.

Трудный путь экономических  реформ, проводимых в нашей стране, свидетельствует о необходимости  синхронности, слаженности в перестройке  не только государственных приоритетов  в области той или иной политики, но и управленческих функций государства, в числе которых важное место отводится контрольным.

Государственный контроль как один из общих и обязательных элементов государственного управления реализуется в различных направлениях, но от имени и в интересах государства. Государственное управление можно рассматривать в самых разных аспектах: административном, финансовом, экологическом и т.д. Каждой из областей управления соответствует своя функция контроля: административный, экологический и т.д.

Государство всегда старалось создать эффективную систему управления финансами, и соответственно, эффективную систему финансового контроля, так как от этого в конечном счете зависело само его благополучие.

Целью этой работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия финансового контроля, раскрытии его сущности, определение функций, а также изучение анализа организации финансового контроля.

Задачами данной работы являются:

1. Изучить теоретические аспекты  и выявить природу " финансового  контроля".

2. Сказать об актуальности проблемы " финансового контроля " в современных условиях.

3. Обозначить тенденции развития  тематики " финансового контроля ".

4. Произвести анализ организации  финансового контроля.

5. Выявить роль Счетного комитета  по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим  интересом к теме "Финансовый контроль"в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

 

 

1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля

 

1.1 Методы финансового контроля

 

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства, непременным условием нормального функционирования экономики и финансовой системы выступает финансовый контроль. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управленческий объект сопоставляются с требованием принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений .

Каждой государство заинтересовано в том, чтобы все его предписания, касающиеся организаций и осуществления финансовой деятельности, были точно и неуклонно выполнены. Причем это качается как собственных органов и их должностных лиц, так и всех других субъектов - физических и юридических лиц, так или иначе попадающих в сферы финансовой деятельности. Также государство заинтересовано в том, чтобы государственные деньги тратились экономно, рационально и эффективно. Любое государство должно стремиться к уменьшению своих расходов, поскольку, чем больше расходов, тем больше требуется доходов, т.е. тем больше налогов, займов, сборов и т.п. Все это, в конечном счете, ложится на плечи населения.

Государство всегда стремится уберечь  свои деньги от всякого рода хищений, а также стремиться пресечь и  такое отрицательное для себя явление, как взяточничество, с помощью которого нечистые на руку налогоплательщики уклоняются от уплаты налога или занижают его размер.

Поэтому наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории  присуще не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Иначе, финансовый контроль является важнейшим направлением финансовой деятельности государства.

 Субъектами государственного финансового контроля выступают непосредственно государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями, для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на основе этого поручения, т.е. для проверяемого объекта они выступают в качестве государственного контролера.

Контроль над денежными операциями, осуществляемый негосударственными субъектами (например, бухгалтерами негосударственных организаций), к государственному финансовому контролю относиться не может.

Объектами государственного финансового  контроля являются лица, оказавшиеся  в сфере финансовой деятельности государства, а именно: а) государственные органы; б) государственные юридические лица; в) негосударственные юридические лица; г) граждане.

Негосударственные юридические лица и граждане выступают объектом государственного финансового контроля главным образом  с точки зрения проверки выполнения ими своих финансовых обязательств перед государством, в числе которых основное место занимают обязательства по уплате налогов. Проверка осуществляется с позиций исполнения данными субъектами предписаний финансового законодательства, т.е. на предмет соблюдения законности.

Государственные предприятия и  учреждения проверяются на предмет  не только законности, но и рациональности расходования своих денежных средств, которые по форме собственности  всегда являются государственными, а  так же по поводу общего ведения дел с позиций их финансовой результативности.

Государственные органы проверяются  на предмет того, насколько они  правильно и эффективно выполняют  возложенные на них функции финансового  органа государства.

Предметом же государственного финансового контроля выступает поведение объектов данного контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.

Широта предмета финансового контроля зависит от того, кто выступает  объектом этого контроля: государственные или негосударственные субъекты. Если объектом финансового контроля выступает негосударственная организация, то цель контроля сводится к соблюдению или своих финансовых обязательств перед государством. Вопросы хозяйственной деятельности, рациональности и эффективности распределения и использования денежных средств, находящихся в частной собственности, в качестве предмета финансового контроля не выступают.

Если же объектом финансового контроля выступают государственные предприятия  и учреждения, то предмет контроля расширяется - помимо выполнения финансовых обязательств перед государством, проверяются также целесообразность и эффективность денежной операции, так как государство выступает также в качестве собственника денежных средств этих предприятий и учреждений и заинтересовано в том, чтобы его собственность использовалась не только законно, но и рационально и эффективно.

Граждане выступают обычно объектом финансового контроля в качестве налогоплательщиков, т.е. предметом  этого контроля является выполнение этими гражданами своих налоговых обязательств перед государством.

Как разнообразны участники финансовой деятельности, так и разнообразны и их финансовые обязанности. Отсюда и разнообразие объектов и предметов  финансового контроля.

Целью государственного финансового контроля является - обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:

1) обеспечение соблюдения финансового законодательства;

2) содействие правильной реализации  финансовыми органами своих функций,  связанных с формированием, распределением  и организацией использования  государственных денежных фондов, а также обеспечением нормального функционирования денежной системы государства;

3) обеспечение законного, целевого  и рационального использования  государственных денежных средств,  а также их сохранности;

4) содействие полному и своевременному  исполнению субъектами финансовых  отношений своих финансовых обязательств перед государством;

5) устранение и предупреждение  нарушения финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового  контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка формирования, распределения и использования государственных денежных средств, а также исполнение всеми участниками финансовых правоотношений финансовых обязательств перед государством.

Финансовые санкции могут быть: а) установлены государством в одностороннем порядке и предусматриваться нормативно-правовыми актами, регулирующих тот или иной вид финансовых правоотношений; б) основываться на финансово-правовом договоре.

Финансовые санкции различаются в зависимости от сферы финансовой деятельности и могут носить характер бюджетных (в том числе налоговых), банковских санкций, санкций, вытекающих их страховых отношений и т.д.

Наиболее типичными  финансовыми санкциями являются:

а) финансово-правовой штраф;

б) финансово-правовая пеня.

Теперь рассмотрим последний  элемент финансового контроля - метод.

Под методом финансового  контроля понимается конкретные приемы и способы его осуществления.

Контроль - это всегда проверка или  наблюдение с целью проверки.

Осуществление контроля состоит из трех стадий:

1) сбор информации; 2) оценка информации; 3) реагирование на собранную информацию.

В процессе сбора информации субъект  контроля должен получить сведения о  состоянии дел на проверяемом  объекте. Далее, получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения, определяет форму реагирования - наказать или поощрять, либо принимать иные меры.

Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового  положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований  возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля:

1) проверка расчетов финансовых  планов;

2) проверка первичных денежных  документов;

3) инвентаризация денежных средств  и товарно-материальных ценностей;

4) официальные запросы в банковские и другие расчетные учреждения;

5) ревизия и др.

 Проведение их как правило  планируется. Однако они могут  осуществляться и вне плана,  в связи с возникшей необходимостью.

Одним из основных и наиболее эффективных  методов финансового контроля является ревизия. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

Обычно в процессе проведения ревизии  сочетаются несколько методов финансового  контроля.

Необходимо отметить, что контроль является финансовым только при наличии  всех присущих ему элементов. Например, если предметом выступает исполнение финансового обязательства перед государством, но проверку проводит не орган государственного финансового контроля, то такой контроль нельзя считать государственным финансовым контролем, т.к. в данном случае в системе контроля отсутствует субъект финансового контроля, а именно орган государственного финансового контроля.

Следует отметить так же, что предметом  государственного финансового контроля выступают не деньги и не хозяйственная  деятельность объектов контроля, а  выполнение ими своих финансовых обязательств перед государством.

На основании вышесказанного государственный  финансовый контроль можно определить как действие государственных органов  по проверке выполнения участниками  финансовой деятельности государства  своих финансовых обязанностей перед ним.

Информация о работе Понятие, сущность и элементы финансового контроля