Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:40, реферат
Важным условием предпринимательской деятельности является наличие дохода. Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию и услуги, которые реализуются, то есть удовлетворяют общественные потребности.
Министерство образования российской федерации
Московский международный
Омский филиал
Дисциплина Финансы предприятий
РЕФЕРАТ
ПРИБЫЛЬ И
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Руководитель Подоляк Д.И.
Омск 2005 год.
Важным условием предпринимательской деятельности является наличие дохода. Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию и услуги, которые реализуются, то есть удовлетворяют общественные потребности.
Соподчиненность этих двух
целей – удовлетворение потребности
и получение прибыли –
В этом смысле прибыль – непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, то оно вынуждено уйти из экономической сферы, признать себя банкротом.
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия и выполняет воспроизводственную, стимулирующую и контрольную функции. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Величина прибыли формируется под воздействием трех основных факторов:
- себестоимости продукции,
- объема реализации;
- уровня действующих цен на реализуемую продукцию.
На величину прибыли
хозяйствующего субъекта оказывают
влияние факторы, связанные с
его производственной деятельностью
и носящие объективный
К субъективным факторам можно отнести: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.
Объективные факторы включают: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктуру рынка.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Она является объектом распределения и
использования. Под распределением понимается направление ее в бюджет и по статьям использования на предприятии.
Порядок формирования, распределения и использования прибыли предприятия показан на рис.1. [2]
Различают следующие виды прибыли: прибыль от реализации; валовую (балансовую) прибыль; прибыль от внереализационных операций; налогооблагаемую; чистую прибыль, а также прибыль, полученную налогоплательщиком.
Рис 1. Порядок формирования, распределения и использования прибыли предприятия
Суммарный годовой доход предприятия, полученный в результате производства и реализации продукции (работ, услуг) называется валовым доходом и определяется как разница между выручкой и материальными затратами на производство и реализацию продукции. Он характеризуется вновь созданной трудом стоимостью и включает средства на оплату труда и чистый доход. Величина валового дохода зависит от цены и материальных затрат. Часть чистого дохода учитывается в себестоимости продукции в виде отчислений на социальное страхование, налогов и сборов. Оставшаяся часть представляет собой прибыль предприятия.
В системе национальных счетов чистый доход представляет общую сумму доходов, расходуемую на потребление и сбережения после вычета подоходного налога, взносов на социальное страхование и переводов денег за границу. Его объем определяет возможности удовлетворения потребностей и расширения производства. В рыночной экономике чистый доход реализуется в денежной форме и выступает как самостоятельная финансовая категория – денежные накопления. Денежные накопления выступают в двух формах: в форме косвенных налогов и форме прибыли.
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом и в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников.
При распределении прибыли исходят из следующих принципов:
- первоочередное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом;
-прибыль, оставшаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление в соответствии с экономически обоснованными пропорциями. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должны быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Объектом распределения является валовая прибыль. Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. Для акционерных обществ законодательно установлен порядок формирования резервного фонда до налогообложения прибыли. Она слагалась из прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на расходы по этим операциям. Валовая прибыль является важным финансовым результатом предприятия, так как этот результат используется при принятии решений предприятия.
Основными источниками получения прибыли являются:
- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;
- второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью предприятия. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре;
- третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
Общий финансовый результат называют балансовой прибылью, в которую включают:
- прибыль (убыток) от реализации товаров;
- прибыль (убыток) от
реализации материальных
- прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств;
- доходы и потери от валютных курсовых разниц;
- доходы от ценных
бумаг и других долгосрочных
финансовых вложений, включая вложения
в имущество других
- расходы и потери, связанные с финансовыми операциями;
- внереализационные доходы (потери).
Балансовая прибыль за минусом налогов называется чистой прибылью.
Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям
Чистая прибыль (нераспределенная) остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль и подлежит дальнейшему распределению и использованию в соответствии с учредительными документами. За счет чистой прибыли уплачивается целый ряд местных налогов и сборов, производиться образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученным на восполнения недостатка оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных и других активов, а также проценты по средствам, взятым взаймы у других организаций.
Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащие в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты различных уровней.
Прибыль, полученная налогоплательщиком, признается объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций.
Прибылью в целях налогообложения признается:
• для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
• для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
• для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Задачей финансового планирования является прогнозирование объемов прибыли будущих (плановых) периодов. Планирование основывается на качественном анализе деятельности предприятий с целью получения прогноза динамики его развития, включающего: оценку конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости поставщиков сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов; оценку финансовой устойчивости потребителей продукции, стратегии маркетинга; изучение платежеспособного спроса, текущего управления предприятием; анализ фактических остатков готовой продукции на складе; оценку предполагаемых изменений в издержках производства и реализации продукции и т.д.
По результатам анализа разрабатывают производственную программу, определяют ее критические параметры. При этом важным показателем жизнеспособности проектов и бизнес-планов является нахождение порога окупаемости затрат, характеризующего безубыточность (объем выпуска продукции и ее реализации, обеспечивающий лишь покрытие затрат на ее производство и реализацию и не приносящий прибыли).
Прибыль планируют раздельно по видам деятельности предприятия. В современных условиях реальным является планирование не годового, а квартального размера прибыли.
Основной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.
Правильное установление плановой прибыли зависит от выбранного метода ее начисления. Планирование прибыли осуществляется тремя методами: прямого счета, аналитическим и смешанным.
Метод прямого счета означает, что размер плановой прибыли от реализации товарной продукции исчисляется по каждому виду изделия как разность между выручкой от реализации товарной продукции по действующим оптовым ценам и плановой себестоимостью этих изделий. Полученная по каждому изделию прибыль суммируется в целом по предприятию. Для исчисления общего размера плановой прибыли необходимо к прибыли от реализации товарной продукции прибавить прибыль от прочей реализации и внереализационные доходы.
Для расчета плановой суммы прибыли от реализации товарной продукции можно использовать следующую формулу:
Прп = Пн + Пт – Пк,
где:
Прп – прибыль от реализации продукции;
Пн – прибыль в товарных остатках на начало планируемого года;
Пт – прибыль от выпуска товарной продукции в течение года;
Пк – прибыль в товарных остатках на конец планируемого года.
Преимуществами метода прямого расчета прибыли является то, что, исчисление прибыли построено на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по каждому виду ассортимента продукции. Этим обеспечивается точность расчетов, их простота и ясность. Применение метода прямого расчета эффективно на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции. Недостатком этого методы является громоздкость расчетов при большом ассортименте выпускаемой продукции.
Аналитический метод расчета прибыли основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий год (базовой прибыли), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. К таким факторам относятся: объем реализации, уровень себестоимости, цены, на-логовые ставки, рентабельность. В расчете применяется метод элиминирования (исключения) влияния всех прочих факторов, кроме рассматриваемого.