Применение различных методов финансового регулирования в социально-экономических сферах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях, характеристика основных методов финансового регулирования экономики в России и механизм их применения.
Задачи курсовой работы:
изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;
дать понятие методов финансового регулирования экономики и рассмотреть их классификацию;
проанализировать механизм применения различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие государственного финансового регулирования экономики

1.2 Понятие методов государственного финансового регулирования экономики и их классификация

2.ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕРАХ
2.1 Денежно – кредитная политика


2.2 Фискальная политика

2.3 Бюджетное регулирование

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 101.34 Кб (Скачать файл)

             

 

                                                       СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Понятие государственного финансового  регулирования экономики

 

1.2 Понятие методов государственного  финансового регулирования экономики  и их классификация

 

2.ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕРАХ

 2.1 Денежно – кредитная политика

 

 

2.2 Фискальная политика

 

2.3 Бюджетное регулирование

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Огромная  роль государства и способность  его регулировать некоторые экономические  процессы зависят от связи экономики  и политики, от разработки экономической  политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное  управление экономикой основано на концепции  активного участия в нем государства  не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

Одной из ключевых проблем общественного  развития является вопрос об определении  места и роли государства в  системе воспроизводства. Особую значимость его решение приобретает в  период трансформационного реформирования сложившейся социально-экономической  модели. Именно такие радикальные  преобразования проводятся в современной  России.

Становление рыночных отношений в нашей стране происходит в условиях глубокого  системного кризиса отечественной  модели воспроизводства. Существенные дисбалансы, имеющиеся в национальном хозяйстве, продолжение спада и  катастрофическое снижение эффективности  производства, неконкурентоспособность  большей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, сохраняющаяся опасность  мощных инфляционных процессов, беспрецедентное  для мирного времени сокращение потребления и обнищание основной массы населения, опасная степень  поляризации российского общества, минимизация ресурсных возможностей для реализации государственных  функций, масштабный рост внутреннего  и внешнего долга Российской Федерации - все это обусловливает настоятельную необходимость пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных форм управления экономикой, актуализирует наличие критериев конструктивности действий законодательных и исполнительных органов власти.

Новый механизм государственного регулирования социально-экономических  процессов должен быть нацелен на корректировку рыночного равновесия в случаях, когда последнее не соответствует общественному благополучию, он должен обеспечить возможность производства общественных товаров и услуг, необходимых  для поступательного развития страны [13,21].

Функционирование  отдельных элементов механизма  финансового регулирования экономики  и социальной сферы, организация  одноименного процесса в конкретных государствах, безусловно, являются предметом  изучения достаточно большого круга  экономистов. Отдавая должное значимости таких исследований для развития финансовой науки и практики государственного управления, следует отметить, что  количество публикаций, посвященных  комплексному анализу названных  вопросов, продолжает оставаться незначительным, а сами исследования, как правило, отличаются недостаточной степенью теоретической разработки проблем.

Несмотря  на многовековую историю использования  финансов в общественном воспроизводстве, системное обоснование сущности и содержания финансового регулирования  не получило еще должного отражения  в экономической литературе, не выработано общепризнанного научного определения  данного явления объективной  действительности, отсутствует четкость в подходах к структурному построению системы и механизма финансового  регулирования социально-экономических процессов [13,25].

        Объект данного исследования: система финансового регулирования социально-экономических процессов.

Целью данной курсовой работы является комплексное  исследование теоретических и методических вопросов организации финансового  регулирования экономики в современных условиях, характеристика основных методов финансового регулирования экономики в России и механизм их применения.

Задачи  курсовой работы:

    • изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;
    • дать понятие методов финансового регулирования экономики и рассмотреть их классификацию;
    • проанализировать механизм применения различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах

         Предмет данного исследования: методы  финансового регулирования экономики  в России и механизм их применения  в различных социально – экономических  сферах.

        Методологической базой исследования является сочетание логического, статистического и системно-структурного методов научно-исследовательской работы.

Теоретической базой исследования послужили труды  отечественных и зарубежных ученых и практиков в области экономики  и финансов; законодательные акты Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

       Глава 1 Общая характеристика государственного финансового регулирования экономики и его методов

     

1.1 Понятие  государственного финансового регулирования  экономики

 

В целях  корректировки со стороны государства  развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование. Государственное финансовое регулирование  экономики - это процесс целенаправленного  и последовательного применения государством форм и методов финансового  воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе  ее функционирования. То есть финансовое регулирование представляет собой  организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки  параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне[20, с. 172].

Исторически возникший вопрос о необходимости  вмешательства, финансового регулирования  со стороны государства по моему  мнению несостоятелен. Ведь всегда существовали и будут существовать те области  общественной жизни, эффективное развитие которых в рамках чисто рыночной организации производства принципиально  невозможно; либо возможно, но с меньшей  эффективностью. Поэтому централизованное вмешательство требуется для: обеспечения  общих условий жизнедеятельности  и правовой реализации экономических  решений (безопасности существования  соответствующей национально-территориальной  общности, установления и поддержания  правового режима, направленного  не защиту прав собственности и свободное  развитие личности, на поддержание  и развитие эффективной конкуренции); проведения стабилизационных мероприятий (регулирования темпов экономического роста, уровня инфляции и занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре экономики, поддержания внешнеэкономического равновесия и курса национальной валюты); осуществления социально-ориентированного перераспределения ресурсов (организации производства нужных обществу благ, которыми не занимается частный сектор, гарантирования минимального уровня заработной платы, пенсий, пособий, помощи социально

незащищенным  гражданам, осуществления индексации фиксированных доходов) [20, с. 174].

Предпосылками осуществления государственного финансового  регулирования экономики являются следующие исходные основания:

1. Учет  действия объективных экономических  законов развития общества. Поскольку  процесс финансового регулирования  протекает по субъективно намеченному  направлению финансовой политики  и механизму ее воплощения  в хозяйственную практику, мероприятия  этой политики и механизма  будут тем более действенными  и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены  интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах  и соответствующих им экономических  категориях. А в противном случае  будет проявляться реакция отторжения  форм и методов финансового  механизма в реальной экономической  жизни.

2. Разработка  научно обоснованной стратегической  программы развития общества, выражающей  коренные интересы всех его  членов. Программа определяется  как цельное, долгосрочное направление,  которое обеспечивает нормативные  акты государства и нижестоящих  структур; допускается корректировка  тактического характера по непредвиденным  обстоятельствам.

3.Наличие  демократической системы выражения  взглядов и представляющих их  демократических институтов для  возможности свободного изъявления  интересов всех слоев населения,  социальных, национальных, профессиональных  групп. Автократическая форма  правления порождает волюнтаризм  решений, неприятие и отторжение  их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы  государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.

4. Наличие  в стране отлаженной законодательной  системы, четко и оперативно  реагирующей на отступление от  норм и правил поведения в  хозяйственной деятельности. В более  широком смысле слова законодательная  система должна способствовать  формированию «нравственного климата»  в обществе, влияние которого  выходит за рамки чисто юридической  ответственности за оговоренные  в законодательстве нормы, в  том числе и ответственности  за исполнение решения властными  структурами, то есть предполагается  качество управления, компетентность  и порядок во всей иерархической  структуре управления [20, с. 175].

Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается  при соблюдении определенных условий  его осуществления. К таким условиям относятся следующие:

а) структурная  перестройка экономики с постепенным  развитием возможно большего набора производств по технологическим  переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий  конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных  и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

б) демонополизация  хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в  формах собственности;

в) развитие конкуренции, предпринимательства  на основе создания подлинного равноправия  всех форм собственности всех субъектов  хозяйствования, открывающих простор  рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в  выборе видов деятельности, за исключением  оговоренных в законе;

г) возможность  свободного беспрепятственного перемещения  подвижных факторов производства (капиталов  в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.

Весь  процесс регулирования экономики  характеризуется многообразием  объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов (Приложение). Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Типы  включают: экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда); административное.

Виды  финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.)

Формы регулирования  обозначают процессы, протекающие в  перечисленных видах: например, в  бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и  косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние  займы, внешний долг.

Информация о работе Применение различных методов финансового регулирования в социально-экономических сферах