Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:52, реферат
Разделение обязанностей между различными эшелонами власти, передача и закрепление соответствующих полномочий определяют потребности властных структур в финансовых ресурсах, необходимых для реализации закрепленных за ними полномочий. Таким образом, возникает объективная необходимость формирования финансовой основы местного самоуправления.
Введение с.3
1. Экономическое содержание и состав местных финансов с.5
2. Бюджеты муниципальных образований
как основное звено местных финансов с.9
3. Перспективы развития местных бюджетов в РФ с.14
Заключение с.18
Список литературы с.20
1. Экономическое
содержание и состав местных
финансов с.5
2. Бюджеты муниципальных образований
как основное
звено местных финансов с.9
3. Перспективы
развития местных бюджетов в РФ с.14
Заключение с.18
Список литературы с.20
Введение
Местное самоуправление является уровнем власти, наиболее приближенным к населению и призванным обеспечить удовлетворение его потребностей в общественных благах. Органы местного самоуправления, как отмечал один из основателей отечественной муниципальной теории академик Л.К. Велихов, принимают на себя по уполномочию местного населения и с разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач.1
В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, принятой странами – членами Совета Европы в 1985 г., люди, проживающие компактно на одной территории и нуждающиеся в определенных услугах, должны иметь демократические органы, которые представляли бы их интересы. Местное самоуправление рассматривается как демократический институт, орган негосударственного типа, отражающий интересы компактной территориальной общности людей, имеющих общие потребности в услугах.
С позиции достижения наилучших экономических результатов общественной деятельности рациональное распределение ответственности будет заключаться в том, чтобы доверить местным органам власти ту часть ее, которая ограничивается данной территорией, имея в виду, что центральному правительству и органам власти субъекта федерации надлежит нести ответственность только за те виды деятельности, которые влияют на развитие экономики региона и государства в целом.
При этом, несмотря на то что в разных странах круг полномочий различных уровней управления существенно различается, в последнее время во многих из них сформировалась некоторая общая тенденция, заключающаяся в постепенном расширении полномочий низших эшелонов власти, прежде всего в сфере финансов, децентрализации ответственности по предоставлению общественных услуг населению. Данная тенденция связана с задачами повышения эффективности расходования государственных средств, более полного учета интересов населения, укрепления общественных демократических институтов.
Разделение обязанностей между различными эшелонами власти, передача и закрепление соответствующих полномочий определяют потребности властных структур в финансовых ресурсах, необходимых для реализации закрепленных за ними полномочий. Таким образом, возникает объективная необходимость формирования финансовой основы местного самоуправления.
1. Экономическое
содержание и состав
местных финансов
В
России за последние годы лет децентрализация
финансов был связана с общим
процессом децентрализации
Поскольку местное самоуправление должно отражать интересы компактной территориальной общности людей, имеющих общие потребности в услугах, и обеспечить удовлетворение этих потребностей, основные задачи муниципальной деятельности связаны с повышением качества жизни населения муниципального образования, оказанием муниципальных услуг на базе эффективного использования всех видов ресурсов, прав и полномочий местной власти. При этом под муниципальными услугами понимается весь комплекс услуг, носящих местный характер, т.е. жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, торговые, образовательные, социальные, культурные и иные услуги, осуществляемые в привязке к месту жительства. К муниципальным услугам также относят обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение экологического и санитарного благосостояния в границах муниципального образования.2
Успешность реализации задач муниципальной деятельности зависит от достаточности финансовой основы органов местного самоуправления, уровня развития финансового потенциала территории и эффективности управления местными финансовыми ресурсами. Органы местной власти несут ответственность за решение всех вопросов местного значения, хотя управляют непосредственно только собственными финансовыми ресурсами. Финансы частных юридических и физических лиц не находятся в ведении муниципальных властных структур, однако они являются объектом управления, объектом муниципальной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования муниципальных заказов и т.д.
Поэтому эффективное управление финансами муниципального образования, увеличение его финансовой базы и степени действительного участия в финансовых потоках выступают ключевым условием успешного социально-экономического развития территории.
В этом плане муниципальные финансы можно определить как формирование и использование денежных доходов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения.
В узком смысле слова муниципальные финансы понимают как формирование и использование денежных доходов, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления и необходимых для реализации их функций. Эффективное осуществление муниципальной деятельности предполагает наличие в распоряжении местных органов власти достаточных финансовых ресурсов.
В широком смысле слова муниципальные финансы можно трактовать как совокупность финансовых ресурсов всех экономических субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности, органов управления финансово-кредитных институтов, населения), существующих и действующих в рамках муниципального образования. Данный подход обусловлен тем, что на территории муниципального образования функционируют финансовые подсистемы федеральных, региональных и местных органов власти, финансы коммерческих и некоммерческих организаций, а также домашних хозяйств, участие которых в территориальном воспроизводстве обеспечивает реализацию общего интереса, состоящего в социально-экономическом развитии муниципального образования. С этих позиций муниципальные финансы рассматриваются при сводном финансовом планировании и разработке баланса финансовых ресурсов территории, формировании муниципальной финансовой политики, анализе финансовых рынков, налогового потенциала, инвестиционной привлекательности территории и др.
Основными элементами муниципальных финансов в узком смысле слова выступают: муниципальный бюджет, муниципальный кредит, финансы муниципальных унитарных предприятий.3
Наиболее
значительная доля финансовых ресурсов
муниципальных образований
Кроме того, следует учитывать, что на территории муниципального образования располагаются предприятия и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Их средства участвуют в формировании местных финансов. Еще одним источником финансов муниципальных образований могут служить временно свободные средства населения, которые при условии проведения правильной инвестиционной политики могут быть направлены на финансирование развития территорий.
Основной составляющей финансов муниципального образования является муниципальный (местный) бюджет. Его средства выступают важнейшим источником финансирования местных потребностей, развития территориальной инфраструктуры. Муниципальный бюджет служит инструментом воздействия местных властей (через уровень обязательных платежей, устанавливаемых ими в рамках своих полномочий) на масштабы производства и потребления на данной территории. Местные бюджеты играют все более возрастающую роль в реализации экономической и социальной политики государства. Их величина и степень сбалансированности во многом определяют перспективы социально-экономического развития территорий.
В современных условиях важной составляющей муниципальных финансов является муниципальный кредит. В странах с развитой рыночной экономикой роль заемных средств в реализации задач социально-экономического развития муниципальных образований достаточно велика. Привлечение заемных ресурсов осуществляется в форме выпуска муниципальных ценных бумаг и банковских кредитов. В США доминирующая часть муниципальных кредитов приходится на долговое финансирование посредством выпуска муниципалитетами ценных бумаг; объем обращающихся на рынке муниципальных бумаг равен объему обращающихся долговых обязательств федерального правительства. В Германии, напротив, преобладают банковские кредиты (до 90% общего объема заемных средств).4
В
России, как и во многих зарубежных
странах, расширение использования
заемных средств связано с
усилением ответственности
Элементами
местных финансов являются финансы
муниципальных унитарных
Предприятия и организации других форм собственности (иных видов подчинения) участвуют в формировании муниципальных финансов через образование целевых фондов, используемых на жилищно-коммунальное строительство содержание хозяйственной и финансовой инфраструктуры, ведомственных объектов, финансирование различных муниципальных программ.
Финансовые ресурсы муниципального образования включают централизованные и децентрализованные средства. В состав централизованных ресурсов входят налоговые и неналоговые платежи и сборы, децентрализованных – прибыль предприятий, амортизационные отчисления, кредитные ресурсы, денежные доходы населения.
Источники
финансовых ресурсов местного самоуправления
классифицируют по различным признакам
с выделением следующих групп: централизованные
и децентрализованные; бюджетные и внебюджетные;
налоговые и неналоговые; собственные
и заемные; законодательно закрепленные
и полученные от государства в порядке
бюджетного регулирования (регулирующие)
или целевого регулирования для выполнения
отдельных государственных полномочий
и программ; средства собственно муниципального
образования и средства муниципальных
предприятий и учреждений.
2.
Бюджеты муниципальных
образований как
основное звено
местных финансов
Местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования. В нем находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения муниципальных органов власти в области вопросов местного значения. В законодательной практике к вопросам местного значения относят различные аспекты непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. В соответствии с этим местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований, утверждение и исполнение которых осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст. 14)5 бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс в связи с принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местный бюджет определяется как «форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования».
Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе РФ