Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 16:11, курсовая работа
Целью работы является оценка состава, структуры и эффективности использования собственного капитала организации, а также анализ доходности собственного капитала предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие собственного капитала;
изучить структуру собственного капитала и источники его формирования;
изучить показатели доходности собственного капитала;
провести анализ формирования и использования собственного капитала организации;
выявить основные проблемы в ходе формирования и использования основного капитала организации;
определить способы оптимизации основного капитала предприятия.
Введение
Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.
Финансовая политика предприятия является узловым моментом в наращивании темпов его экономического потенциала в условиях рыночной системы хозяйствования с ее жестокой конкуренцией. Важное значение имеют показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Оценка собственного капитала служит основой для расчета большинства из них.
Предприятию необходимо осуществлять анализ собственного капитала, поскольку это помогает выявить его основные составляющие и определить последствия их изменений для финансовой устойчивости. Динамика изменения собственного капитала определяет объем привлеченного и заемного капитала.
Основная проблема для каждого предприятия, которую необходимо определить – это достаточность денежного капитала для осуществления финансовой деятельности, обслуживания денежного оборота, создания условий для экономического роста. Эта проблема практически для всех предприятий остается пока нерешенной, о чем свидетельствует значительный недостаток собственного оборотного капитала. Следовательно, существует объективная потребность в изучении, анализе и улучшении собственного капитала на предприятие. Вышеперечисленным обстоятельством и определяется актуальность проводимого исследования.
Целью работы является оценка состава, структуры и эффективности использования собственного капитала организации, а также анализ доходности собственного капитала предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является ООО «Нестле Кубань».
Предметом исследования являются теоретические и практические подходы к формированию и использованию собственного капитала организации.
Теоретической и методологической основой работы являются научные труды отечественных авторов по вопросам формирования и использования собственного капитала организации, действующие нормативные и законодательные акты РФ, материалы периодической печати, Интернет-источники, касающиеся проблем исследования.
1.1 Структура собственного капитала и источники его формирования
Капитал – одна из наиболее используемых в финансовом менеджменте экономических категорий. Он является базой создания и развития предприятия и в процессе функционирования обеспечивает интересы государства, собственников и персонала. Всякая организация, ведущая производственную или иную коммерческую деятельность должна обладать определенным капиталом, представляющим собой совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления его хозяйственной деятельности/[1] .
Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Собственный капитал включает в себя различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов: уставный, добавочный, резервный капитал. Кроме того, в состав собственного капитала, которым может оперировать хозяйствующий субъект без оговорок при совершении сделок, входит нераспределенная прибыль; фонды специального назначения и прочие резервы. Также к собственным средствам относятся безвозмездные поступления и правительственные субсидии [2].
Уставный капитал характеризует первоначальную сумму собственного капитала предприятия, инвестированную в формирование его активов для начала осуществления хозяйственной деятельности. Его размер определяется учредительными документами и уставом предприятия. Для предприятия отдельных сфер деятельности и организационно - правовых форм (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) минимальный размер уставного капитала регулируется законодательством.
Добавочный капитал включает стоимость имущества, внесенного учредителями (акционерами) сверх зарегистрированной величины уставного капитала; суммы, образующиеся в результате изменений стоимости имущества при его переоценке; другие поступления в собственный капитал предприятия.
Резервный капитал – это часть
собственного капитала, выделяемого из
прибыли организации для покрытия возможных
убытков и потерь. Величина резервного капитала и порядок его образования
определяются законодательством РФ и
уставом организации. ………………………………..
Нераспределенная прибыль – основной
источник накопления имущества предприятия
или организации. Это часть валовой прибыли,
оставшаяся после уплаты налога на прибыль
в бюджет и отвлечения средств за счет
прибыли на другие цели.
Фонды специального назначения характеризуют чистую прибыль, направленную на производственное развитие и расширение предприятия, а также на мероприятия социального характера.
К прочим резервам относятся резервы, которые создаются на предприятии в связи с предстоящими крупными расходами, включаемыми в себестоимость и издержки обращения. Субсидии и поступления образуются в результате специальных ассигнований из бюджета, внебюджетных фондов, других организаций и физических лиц [3].
Все собственные средства в той или иной степени служат источниками формирования средств, используемых организацией для достижения поставленных целей.
В составе собственного капитала могут быть выделены две основные составляющие: инвестированный капитал, т.е. капитал, вложенный собственниками в предприятие; и накопленный капитал, т.е. капитал, созданный на предприятии сверх того, что первоначально авансировано собственниками.
Инвестированный капитал включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал. К данной группе обычно относят и безвозмездно полученные ценности. Первая составляющая инвестированного капитала представлена в балансе уставным капиталом, вторая – добавочным капиталом (в части полученного эмиссионного дохода), третья – добавочным капиталом (в части безвозмездно полученного имущества) или фондом социальной сферы.
Накопленный капитал находит свое отражение в виде статей, возникающих в результате распределения чистой прибыли (резервный капитал, нераспределенная прибыль, иные аналогичные статьи). Несмотря на то, что источник образования отдельных составляющих накопленного капитала один – нераспределенная прибыль, цели и порядок формирования, направления и возможности использования каждой его статьи существенно отличаются[4].
Если рассматривать особенности сформированного собственного капитала на российских предприятиях, то можно заметить интересную особенность, наглядно выраженную на рис.1.1.
Рис.1.1 - Структура собственного капитала на современных предприятиях
Эта особенность состоит в том, что по данным государственной статистики выходит, что уставный капитал, призванный выступать основой всех хозяйственной деятельности предприятия, на самом деле занимает небольшую часть в составе собственных финансовых ресурсов. В основном это связано с тем, что собственники не стремятся создавать уставный капитал необходимого объема, а обходятся только минимальной его величиной. Так легче зарегистрировать новое предприятие.
С другой стороны сумма нераспределенной прибыли и создаваемых на ее основе целевых фондов значительна, что показывает величину самофинансирования предприятия в текущем периоде. Т.е. в основном вся работа предприятия за счет собственных средств строится на полученной прибыли. Рассматривать амортизацию как источник собственных финансовых ресурсов можно с большими оговорками. Во-первых, ее нужно рассматривать как возмещение затрат на приобретение и использование оборудования. Во-вторых, т.к. законодательно не закреплено направление использования амортизации, то на подавляющем большинстве предприятий эти суммы идут на текущее потребление или “затыкание” возникших финансовых дыр.
Сумма резервного капитала оказалась небольшой вследствие того, что законодательно определено их создание только рядом предприятий, а их размер на предприятии обычно выбирают наименьший. На предприятиях, которым создание резервного капитала не регламентировано, он вообще не создается, поэтому в общем обзоре данных по предприятиям в целом он занимает только около 5% [5].
В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, — она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно, и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.
В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств в уставный фонд) или акционерного ( путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня). К числу прочих внешних источников относятся материальные и нематериальные активы, передаваемые предприятию бесплатно физическими и юридическими лицами в порядке благотворительности [6].
1.2 Показатели
доходности собственного
Способность приносить доход является основной характеристикой использования капитала. Куда бы ни был направлен капитал как экономический ресурс, в сферу реальной экономики или в финансовую сферу, он всегда потенциально способен приносить доход при условии эффективного его использования. Таким образом, главной целью финансовой деятельности предприятия является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия. Доходность собственного капитала анализируется с помощью методики, разработанной фирмой "DUPONT" [7].
Суть этой методики сводится к разложению формулы расчета доходности собственного капитала на факторы, влияющие на эту доходность. Анализ ведется на основании полученных расчетных коэффициентов. От того, какой из показателей влияет на доходность собственного капитала больше всего, и будет зависеть оценка и рекомендации по улучшению эффективности деятельности предприятия для максимизации доходности собственного капитала.
На первом этапе аналитик отвечает на вопрос, как изменился ключевой финансовый показатель - доходность акционерного капитала - и в каком направлении изменялись факторы, определившие его динамику и включенные в модель. Существуют 3 модели анализа по методу DUPONT. Используемые в этих моделях показатели приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Показатели анализа доходности капитала
Коэффициент |
Экономический смысл |
Доходность собственного капитала |
Данный показатель является наиболее важным с точки зрения акционеров компании. Он является критерием оценки эффективности использования инвестированных акционерами средств. Определяется как частное от деления чистой прибыли на собственный капитал по балансу. |
Доходность активов |
Характеризует эффективность использования активов компании. Показывает, сколько единиц прибыли заработано одной единицей активов. Определяется как частное от деления чистой прибыли на общую стоимость активов (среднюю за период или на конец отчетного периода). Показатель связывает баланс и отчет о прибылях и убытках. |
Коэффициент финансового рычага |
Показывает степень использования задолженности. Определяется как частное от деления совокупных активов на собственный капитал. При помощи показателя можно оценить предел, до которого предприятию следует полагаться на заемные средства. Принято, что значение коэффициента не должно быть ниже трех, то есть соотношение заемных и собственных средств должно быть не менее 2. |
Рентабельность продаж |
Определяется как деление чистой прибыли на выручку от реализации. Коэффициент показывает, сколько единиц прибыли остается в распоряжении предприятия с каждого рубля средств, полученных от реализации продукции. |
Продолжение таблицы 1.2 | |
Оборачиваемость активов |
Показатель характеризует количество продаж, которое может быть сгенерировано данным количеством активов. Коэффициент показывает, насколько эффективно используются активы. |
Налоговое бремя |
Определяется как частное от деления чистой прибыли на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (после выплаты процентов). Коэффициент показывает, какая часть прибыли остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. |
Бремя процентов |
Показывает, какая часть прибыли от основной деятельности остается после уплаты процентов. |
Чистая маржа |
Характеризует, во сколько раз прибыль от производственной деятельности превышает чистую прибыль. |