Современная финансовая политика России и оценка ее результативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 10:12, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. При этом объектом анализа является экономическая политика страны, а предметом – одна из ее составных частей – финансовая политика государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Финансовая политика: содержание, цели, задачи и типы 4
2. Финансовый механизм 8
3. Финансовая политика Российской Федерации на современном
этапе 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая политика.docx

— 79.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ФИНАНСЫ 1 Ч.

 

Тема: Современная финансовая политика России и оценка ее результативности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2010 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Финансовая политика: содержание, цели, задачи и типы 4

2. Финансовый механизм 8

3. Финансовая политика Российской Федерации на современном  
этапе 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Успешное функционирование и развитие экономики страны на любом  историческом этапе  определяется способностью государственных и муниципальных органов власти реализовывать возложенные на них функции по обеспечению экономической стабильности, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Для реализации данных функций государство вырабатывает соответствующую экономическому положению финансовую политику, представляющую собой совокупность государственных мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию.

 Финансовая политика государства – одна из составных частей экономической политики. Её главной целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.

Финансовая политика состоит  из таких этапов, как определение  ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также  реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. 

Уже в середине 2008 г. стало  очевидно, что финансовый кризис перерастает в экономический и глобальный. И в этих условиях основным методом борьбы с кризисом стало проведение активной финансовой политики, направленной на предотвращение рецессии и стимулирование экономического роста. От эффективности проведения финансовой политики  зависят темпы  спада или роста промышленного производства,  уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях.  При этом объектом анализа является экономическая политика страны, а предметом – одна из ее составных частей – финансовая политика государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

– рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно:  ее  содержание, цели, задачи и типы;

– дать характеристику финансового механизма;

– рассмотреть и дать оценку финансовой политики России на современном этапе.

В качестве основы написания  работы используются: положения программ социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2008 – 2010,  2009 – 2011 гг. и 2010 – 2012 гг.), утвержденные Правительством РФ, Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г., ежегодные бюджетные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике", Программа антикризисных мер правительства РФ на 2009, 2010 гг., и ряд других законодательных и нормативных актов.

  1. Финансовая  политика: содержание, цели, задачи и  типы

Финансовая политика является составной частью экономической  политики и представляет собой совокупность государственных мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для выполнения государством его функций. [14, С. 498]

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяющие и утверждающие основные направления развития финансовых отношений, и разрабатывающие конкретные пути их организации в интересах населения, субъектов хозяйствования и государства:

  1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право "вето" на финансовое законодательство, принятые Федеральным Собранием РФ.
  2. Парламент РФ (Федеральное собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.
  3. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.
  4. Министерство финансов РФ (Минфин России) – центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Основой деятельности Минфина России является выработка и реализация единой государственной финансовой политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы [7]. К функциям Минфина России относятся следующие:

– внесение предложений по формированию финансовой политики;

– проведение мероприятий по реализации финансовой политики;

– организация  разработки федерального бюджетного плана  и др.

  1. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей.
  2. Система Банка России является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики.
  3. Счетная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств.

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения. [17, С. 89]

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений  и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы  государства.

Содержание финансовой политики определяется:

  1. Соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области финансов. В зависимости от стадии экономического цикла государство использует сдерживающую или стимулирующую политику. В условиях экономического спада и депрессии  используется стабилизационная финансовая политика, позволяющая путем снижения налогов и увеличения государственных расходов стимулировать деловую активность субъектов хозяйствования. На стадиях экономического оживления и подъема применяется сдерживающая финансовая политика, заключающаяся в снижения государственных расходов и увеличении налогов. Государство увеличивает размер мобилизуемых доходов, досрочно погашает имеющиеся долговые обязательства, проводит активную инвестиционную и инновационную политику. Кроме того, существует политика встроенных стабилизаторов, позволяющая при помощи автоматического изменения налоговых поступлений и трансфертных платежей  в зависимости от стадии экономического цикла достигать стабильности экономического развития функционирования экономики.
  2. Разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу. Формирование эффективного финансового механизма, стимулирующего экономический рост и качество жизни населения как на уровне субъектов рыночной экономики, регионов, так и на макроуровне.
  3. Осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

Целью финансовой политики является обеспечение устойчивости и финансовой независимости, которые проявляются в макроэкономической сбалансированности, снижении государственного долга, профиците бюджета, а в итоге в росте благосостояния населения. Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач финансовой политики:

  1. Обеспечение необходимых условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования объемов финансовых ресурсов;
  3. Организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов с помощью финансовых методов;
  4. Выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. Создание эффективной и максимально полезной системы управления финансами. [15, С. 20]

Финансовую политику классифицируют по территориальному и временному критерию, а так же в зависимости от объектов воздействия.

Разделение финансовой политики по территориальному критерию на общегосударственную, региональную и местную, позволяет  обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования.

По временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию, имеющую долгосрочный характер и влияющую на развитие общества в целом, и финансовую тактику, имеющую краткосрочный характер, отличающуюся гибкостью и подвижностью, и направленную на решение задач конкретного этапа развития общества.

В зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов.

На каждом этапе исторического  развития применялся определенный тип финансовой политики. Основное направление классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство же должно обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами и стремиться к  минимизации всех государственных расходов.

Планово-директивный тип  финансовой политики применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Целью финансовой политики в этих условиях является обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Данная финансовая политика ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного движения капитала.

Регулирующий тип финансовой политики предполагает вмешательство  государства в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов, таких как бюджет, налоги, процентные ставки и др.

Финансовая политика предполагает разработку плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательность разумных действий на основе разработанного плана и имеющихся ресурсов для решения поставленных планов и задач. На финансовую политику влияют социально-экономическая реальность, стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и др. Для реализации финансовой политики следует устранять негативные факторы или хотя бы снижать их воздействие и усиливать действие положительных факторов, от которых зависит поступательное развитие экономики страны. К положительным факторам можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т. п. [14, С. 499]

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. На результативность финансовой политики влияет много факторов. Основными из них являются:

– комплексный подход при  выработке и проведении финансовой политики, все составляющие которой должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития;

– согласованность финансовой политики с другими составляющими  экономической политики государства  – денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;

– накопленный опыт реализации финансовой политики прошлых лет, выявление  положительных и отрицательных  последствий;

– соответствие разработанной  концепции финансовой политики условиям экономического развития государства;

– направленность финансовой политики на достижение определенных целей и результатов, для чего необходимо определить макроэкономические показатели, служащие ориентиром для  достижения поставленных целей и  оценки эффективности;

– разработка концепций финансовой политики, ориентированной на возможные изменения условий функционирования экономики государства;

– прогнозирование возможных последствий реализации  предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. При этом прогнозы должны быть подтверждены соответствующими расчетами;

– разработка финансовой политики, учитывая не только внутреннее состояние экономики, но и ориентируясь на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Информация о работе Современная финансовая политика России и оценка ее результативности