Современная финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

Данная работа посвящена общим асᴨектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Сущность финансовой системы
2. Эволюция финансовой системы в России
3. Современная финансовая система России
3.1. Государственный бюджет.
3.2.Внебюджетные фонды.
3.3.Государственный кредит.
3.4.Фонды страхования.
3.5.Фондовый рынок.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система России.docx

— 32.45 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

1. Сущность финансовой  системы

2. Эволюция финансовой  системы в России

3. Современная финансовая система России

3.1. Государственный бюджет.

3.2.Внебюджетные фонды.

3.3.Государственный кредит.

3.4.Фонды страхования.

3.5.Фондовый рынок.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена общим асᴨектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

В связи с этим, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть комᴨетентным в данном вопросе. Именно это определяет актуальность темы.

Цель данной работы – изучение финансовой системы России.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

1. Изучение сущности финансовой системы.

2. Рассмотрение эволюции финансовой системы в России.

3. Изучение современной финансовой системы России.

 

 

 

1. Сущность финансовой  системы

 

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обесᴨечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами - с другой. Отношения между двумя физическими лицами сегодня некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы - сферы и звенья.

Итак, финансовая система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства (точнее было бы сказать - национальной экономике), мы, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов в процессе функционирования.

Финансовая система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее круг соответствующих понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем усᴨешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия.

 Роль финансовой системы  сводится к правовому регулированию  финансовых отношений, т.е. с помощью  финансовой системы можно контролировать  эффективность и соответствие  правовой формы экономическому  содержанию. Также роль финансовой  системы заключается в том, чтобы  с помощью финансовых отношений  влиять на темпы и пропорции  социально-экономического развития  страны. Такое влияние осуществляется  через финансово-кредитный механизм  двумя методами:

- финансовое обесᴨечение (государственный бюджет);

- финансовое регулирование (система налогов).

Итак, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.

Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она обесᴨечивает усᴨех или неудачу всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение политического имиджа независимого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эволюция финансовой  системы в России

 

Финансовая система Русского государства стала складываться в IX - X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.

В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.

Надо отметить, что в эпоху бурного развития капитализма в России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия - одной из крупнейших, ведущих держав мира.

Первая мировая война отрицательно сказалась на финансовой системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи [12].

После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма» финансовая система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с началом НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы.

В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики - экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения - самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью [11].

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».

После прихода к власти Горбачева в соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» был проведен эксперимент по распространению новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения доходов. Устанавливались нормативы платежей в бюджет, в фонд производственного и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.

Нормативный метод распределения доходов стал переходом от остаточного принципа формирования ресурсов предприятий из бюджета к системе налогов. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза и начала кардинальных экономических преобразований с 1.01.1992 г. вступил в силу новый Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе [13].

Итак, мы видим, что финансовая система нашего государства начала складываться с момента его образования, и в течение более тысячи лет изменялась и преобразовывалась, в зависимости от политического строя России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современная Финансовая система РФ

3.1. Государственный бюджет.

 

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ -  это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования  (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

 

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

 

2.2. Внебюджетные фонды.

 

 Внебюджетные фонды  это средства федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не  включаемых в бюджет:

 Пенсионный фонд РФ;

 Государственный фонд  занятости населения;

 Российский фонд технологического  развития и отраслевые фонды  НИОКР;

 Фонд инвестирования  жилищного строительства, и др.

 Формирование внебюджетных  фондов осуществляется за счет  обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика  ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во  внебюджетные фонды включаются  в состав себестоимости и установлены  в процентах к фонду оплаты  труда. Организационно внебюджетные  фонды отделены от бюджетов  и имеют определенную самостоятельность.

 Внебюджетные фонды  имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование  средств, в полном объеме.

 Обособленное функционирование  внебюджетных фондов позволяет  оперативно финансировать важнейшие  социальные мероприятия. В отличие  от государственного бюджета  расходование средств внебюджетных  фондов подлежит меньшему контролю  со стороны органов законодательной  власти. Это, с одной стороны, облегчает  их использование; с другой дает  возможность расходовать средства  не в полном объеме. Поэтому  в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

 

2.3. Государственный кредит.

 

 Государственный кредит  отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством  временно свободных денежных  средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

 Кредитором выступают  физические и юридические лица, заемщиком государство в лице  его органов. Дополнительные финансовые  ресурсы государство привлекает  путем продажи на финансовом  рынке облигаций, казначейских обязательств  и других видов ценных государственных  бумаг. Данная форма кредита позволяет  заемщику направлять мобилизованные  дополнительные финансовые ресурсы  на покрытие бюджетного дефицита  без осуществления для этих  целей эмиссии. Государственный  кредит используется также в  целях стабилизации денежного  обращения в стране. В условиях  инфляции государственные займы  временно уменьшают у населения  платежеспособный спрос. Из обращения  изымается избыточная денежная  масса, т.е. происходит отток денег  из обращения на заранее оговоренный  срок.

Информация о работе Современная финансовая система России