Состав и структура органов финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 10:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - на основе исследования теоретических аспектов сущности и роли органов финансового контроля рассмотреть основные направления функционирования системы финансового контроля в субъектах РФ.
Объектом исследования в реферате является финансовый контроль в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Состав и структура органов финансового контроля ……………………....5
2. Взаимодействие основных органов финансового контроля……………...11
3. Новации законодательства в сфере деятельности органов
финансового контроля…………………….…………………….……………..14
Выводы…………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Органы финансового контроля_реферат.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Состав и структура органов  финансового контроля ……………………....5

2. Взаимодействие основных органов  финансового контроля……………...11

3. Новации законодательства в  сфере деятельности органов 

финансового контроля…………………….…………………….……………..14

Выводы…………………………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………………21

 

Введение

 

Нынешний период развития России характеризуется изменением принципов государственного управления экономики и функционирование его отдельных подсистем - государственного регулирования, государственного контроля, государственного надзора и т.д.

Основными задачами в сфере государственного надзора и контроля должны стать изменение подходов к осуществлению государственного надзора от прямого контроля к профилактике и предотвращению нарушений законодательства; отмена дублирующих контролирующих функций, важными объектами государственного контроля и надзора является бюджетная система, финансовый и денежно-кредитный рынок, но целостного представления о финансовом контроле и надзоре и их органах пока не существует. Сложные отношения между субъектами, осуществляющими внешний и внутренний государственный финансовый контроль, банковский надзор, регулирование финансовых рынков требуют разграничения функций и идентификации связей между ними для построения единой системы органов финансового контроля и надзора. Её целостность позволит четко определить сферы и полномочия контролирующих органов, рационализировать их деятельность, обеспечить эффективное использование государственных средств и создаст стимулы для экономических агентов - подконтрольных субъектов - в части соблюдения норм закона и рыночной дисциплины.

Проблемы обеспечения единства системы финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место. Принятые поправки в Бюджетный кодекс РФ не смогли решить такую актуальную проблему, как законодательное обеспечение системы государственного финансового контроля в России.

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность финансового контроля в РФ. Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:

 

  • отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе финансового контроля;
  • организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства РФ;
  • законодательно не определены статус органов финансового контроля РФ и её регионов, место и роль каждого субъекта финансового контроля в его целостной системе;
  • органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;
  • отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

Проблемы развития органов финансового контроля исследуются в трудах таких ученых, как Петерсон И., Шеклтон М., Майкселл Дж., Паувер М. Деятельность органов контроля в нашей стране нашла отражение в работах Столярова Ю.C., Шлейпикова В.И., Шохина С.О. Вместе с тем, исследования по данной проблематике нуждаются в продолжении.

Актуальность исследования органов финансового контроля обусловлена, с одной стороны, возрастанием роли финансового контроля в условиях построения современной рыночной экономики, с другой, несовершенством его осуществления на территории субъектов РФ.

Цель работы - на основе исследования теоретических аспектов сущности и роли органов финансового контроля рассмотреть основные направления функционирования системы финансового контроля в субъектах РФ.

Объектом исследования в реферате является финансовый контроль в РФ.

Предметом - процесс функционирования органов финансового контроля.

 

 

1. Состав и структура органов финансового контроля в РФ

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

В осуществлении финансового контроля задействована целая система органов, наделенных соответствующей компетенцией. Состав и структура органов финансового контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития.

Согласно ст. 157 Бюджетного кодекса РФ, органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными органами РФ, законодательными органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов1.

Классифицируют эти органы по следующим признакам:

1) уровнем: а) общегосударственные; б) органы местного самоуправления;

2) по институтам: налоговые; контрольно-ревизионные; органы государственного казначейства; финансово-кредитные учреждения  и т.д.

3) по компетенции: общей компетенции; специальной компетенции2.

На рисунке 1 приведём структуру органов государственного финансового контроля в РФ.

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления

Субъекты контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления

I. На федеральном уровне

Государственная дума РФ

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

I. На федеральном уровне

Главное контрольное управление Президента РФ

Минфин РФ

Главное управление Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита

МНС РФ

ГТК РФ

Министерства и ведомства главные распорядители, распорядители бюджетных средств федерального бюджета

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

II. На уровне субъекта РФ

Законодательный орган власти

Счетная палата субъекта РФ

II. На уровне субъекта РФ

Финансовые органы субъекта РФ

Казначейство субъекта РФ

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств

Управление Федерального казначейства (УФК)

Управление МНС РФ России (УМНС РФ)

Таможенные органы

Отраслевые органы управления главные распорядители, распорядители средств бюджета субъекта РФ

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

III. На муниципальном уровне

Представительный орган муниципального образования

Счетная палата муниципального образования

III. На муниципальном уровне

Финансовое управление администрации муниципального образования

Органы управления распорядители средств местного бюджета

Местные отделения территориальных органов федеральных министерств и ведомств (УФК, УМНС РФ)

Местные отделения территориальных органов социальных внебюджетных фондов


 Рис 1. Структура органов государственного  финансового контроля в РФ 

Исполнительная власть осуществляет функции финансового контроля посредством следующих институтов3:

1. Президент РФ. Президентский контроль  осуществляется путем реализации  прав Президента РФ по формированию  нормативно-правовой базы, в том  числе регламентирующей организацию  контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ.

2. Главное контрольное управление  Президента РФ действует на  основе Указа Президента РФ  от 16 марта 1996 г. № 383. Как структурное  подразделение Администрации Президента  оно подчиняется непосредственно  Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами законодательной и исполнительной власти.

3. Правительство РФ контролирует  и регулирует финансовую деятельность  министерств и ведомств, вопросы  бюджетного федерализма и межбюджетных  отношений. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

4. Министерство финансов РФ занимает  особое место в системе общегосударственного  финансового контроля. Финансовый  контроль осуществляется всеми  управлениями и отделами Минфина России в пределах своих компетенций и сфер деятельности.

Департамент государственного финансового контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует исполнение бюджетов и внебюджетных фондов, организацию денежного обращения, использование валютных и кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставление налоговых льгот; организует контроль за качеством проведения проверок аудиторами и аудиторскими организациями.

Функции государственного страхового надзора возложены на Департамент страхового надзора Минфина России. Его контрольные полномочия ограничены сферой страховой деятельности. Другим управлением Минфина России, наделенным широкими контрольными функциями за полнотой поступления, целевым и экономным использованием государственных средств, являются Главное управление федерального казначейства РФ и его территориальные органы на местах. Основная задача Федерального казначейства — организация и осуществление контроля за исполнением федерального бюджета РФ и федеральных внебюджетных фондов.

5. Министерство РФ по налогам  и сборам (МНСРФ) представляет собой  единую централизованную и независимую  систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Основные задачи МНС РФ: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.

6. Федеральная служба налоговой  полиции РФ (ФСНПРФ). Для усиления  контроля за соблюдением налогового  законодательства впервые в России (по опыту ряда зарубежных стран) в 1993 г. на правах государственного комитета создан Департамент налоговой полиции РФ.

7. Государственный таможенный комитет  РФ. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. возложил все таможенные  дела непосредственно на таможенные  органы РФ.

8. В проведении финансового контроля  участвуют также министерства  и ведомства, отделы и управления  территориальных органов исполнительной  власти.

Наряду с органами исполнительной власти существенные контрольные функции возложены на органы законодательной власти и Центральный банк РФ.

Парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ созданы финансовые комитеты и комиссии, в функции которых входит проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, контроль над рациональным и целевым использованием государственных средств и другие вопросы.

Счётная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства.

Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ (Банком России), отличается рядом особенностей в силу специфики своего правового положения: он одновременно является органом государственного управления, наделенным властными полномочиями, и юридическим лицом, занимающимся финансово-хозяйственной деятельностью.

Важное значение в осуществлении финансового контроля имеет и внутрихозяйственный контроль, осуществляемый работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций.

Наряду с государственным, внутриведомственным и внутрихозяйственным контролем в мировой практике широко используется аудиторский контроль. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг.

Итак, повышение качества и действенности финансового контроля — это целая система организационных, методических и правовых мероприятий, направленных на совершенствование видов и форм контроля, обеспечение тесного взаимодействия всех органов, осуществляющих контрольные функции.

Информация о работе Состав и структура органов финансового контроля