Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:14, курсовая работа
Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:
Введение……………………………………………………………………………..
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы РФ …………………
1.1. Экономическая роль государственного бюджета……………………………
1.2. Сущность, понятие и принципы построения бюджетной системы………...
Глава 2. Структура бюджетной системы РФ…………………………………….
2.1. Федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов: формирование доходов и расходов………………………………………………
2.2. Бюджет субъекта РФ и местный бюджет: формирование доходов и расходов……………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………..
Структура бюджетной системы РФ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы РФ …………………
1.1. Экономическая роль государственного бюджета……………………………
1.2. Сущность, понятие
и принципы построения
Глава 2. Структура бюджетной системы РФ…………………………………….
2.1. Федеральный бюджет
и бюджет государственных
2.2. Бюджет субъекта
РФ и местный бюджет: формирование
доходов и расходов……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..
Введение
Бюджетное устройство Российской Федерации – это основа государственного управления страны.
На протяжении последнего десятилетия бюджетная система РФ постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных, экономических, финансовых процессов, происходящих как в России, так и за ее пределами. Современная ситуация в бюджетной сфере РФ свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.
Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:
• сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
• совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;
• укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;
Реформирование бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных принципов, методов и методик и их реализации в практику бюджетной системы и бюджетного процесса.
Актуальность выбранной темы – понятие межбюджетных отношений, принятие эффективных решений проблем финансирования бюджетов в современных условиях, изучение состава и структуры бюджетных доходов и расходов на всех уровнях бюджетной системы.
Объект исследования: бюджетная система РФ.
Предмет исследования: структура бюджетной системы РФ
Цель курсовой работы: раскрыть понятие бюджетной системы РФ, ее структуры, принципов построения и развития.
Основными задачами в процессе исследования являются:
Методы исследования: аналитический, изучение нормативно-правовой и публицистической литературы, а также сравнительный метод..
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования, поставлена цель курсовой работы, сформулированы задачи, определены методы исследования.
В первой главе рассматривается экономическое содержание бюджетной системы РФ, ее сущность, понятие и принципы построения. Во второй главе раскрыта структура бюджетной системы по трем уровням: федеральному, субъектов РФ и местному.
В заключении выведены основные проблемные моменты в межбюджетных отношениях и пути их совершенствования в современных условиях.
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы РФ
1.1.
Экономическая роль
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является бюджет.
Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет выполняет следующие задачи:
Функции бюджета во многом схожи с функциями финансов.
Накопительная (фискальная) функция означает аккумуляцию налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты трех уровней (доходы бюджетов).
Распределительная функция проявляется через планирование и осуществление расходов бюджетов.
Регулирующая функция – это организация межбюджетных отношений.
Контрольная функция – проверка исполнения бюджетов всех уровней и соблюдение правовых норм межбюджетных отношений.
Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Развитие бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение, культуру и искусство.
Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено - бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.
Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики - воздействуя им, можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во-первых, возникают в фазе распределения общественного производства, и, во-вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов. Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства постоянно должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для обеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения органически связаны с функционированием государства, но вместе с тем, эти отношения являются элементом базиса, а не надстройки.
Бюджетные отношения — это часть экономической структуры общества; их функционирование предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую им материально-вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем государственный бюджет и местные бюджеты.
Выступая центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.
Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в то же время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений:
1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;
2) посредством бюджета
осуществляется
Понятие
«бюджет» имеет несколько
Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.
Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституций страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ1 (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ2 (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
• федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
• местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).
Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В условиях стабилизации экономики составляются среднесрочные бюджетные планы на 3 года.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под бюджетным финансированием понимается система представления денежных средств организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Принципы, форма и методы бюджетного финансирования влияют на результативность функционирования бюджетной системы.
Важнейшую роль играют принцип
Расходы бюджетов играют важнейшую роль в финансовой системе РФ. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, соотношения расходов по отраслям, территориям и является выражением экономической политики государства.