Структура бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы РФ …………………
1.1. Экономическая роль государственного бюджета……………………………
1.2. Сущность, понятие и принципы построения бюджетной системы………...
Глава 2. Структура бюджетной системы РФ…………………………………….
2.1. Федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов: формирование доходов и расходов………………………………………………
2.2. Бюджет субъекта РФ и местный бюджет: формирование доходов и расходов……………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Бюджетная система РФ без титульника.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)


 

Структура бюджетной  системы РФ

 

 

 

                                                                Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..

Глава 1. Экономическое  содержание бюджетной системы РФ …………………

1.1. Экономическая роль  государственного бюджета……………………………

1.2. Сущность, понятие  и принципы построения бюджетной  системы………...

Глава 2. Структура  бюджетной системы РФ…………………………………….

2.1. Федеральный бюджет  и бюджет государственных внебюджетных  фондов: формирование доходов  и расходов………………………………………………

2.2. Бюджет субъекта  РФ и местный бюджет: формирование  доходов  и расходов……………………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетное устройство Российской Федерации – это основа государственного управления страны.

На протяжении последнего десятилетия бюджетная система  РФ постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных,  экономических, финансовых процессов, происходящих как в России, так и за ее пределами. Современная ситуация в бюджетной сфере РФ свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания  и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

• сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов;

• совершенствование  бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;

• укрепление системы  финансового контроля за целевым, экономичным  и эффективным использованием бюджетных  средств на всех уровнях бюджетной  системы;

Реформирование бюджетной  системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных принципов, методов и методик и их реализации в практику бюджетной системы и бюджетного процесса.

Актуальность выбранной  темы – понятие межбюджетных отношений, принятие эффективных решений проблем финансирования бюджетов в современных условиях, изучение состава и структуры бюджетных доходов и расходов на  всех уровнях бюджетной системы.

Объект исследования: бюджетная система РФ.

Предмет исследования: структура бюджетной системы РФ

Цель курсовой работы: раскрыть понятие бюджетной системы  РФ, ее структуры, принципов построения и развития.

Основными задачами в  процессе исследования являются:

  • раскрытие экономической роли государственного бюджета;
    • изучение сущности, понятия и принципов построения бюджетной системы;
  • изучение структуры бюджетной системы РФ по трем уровням.

Методы исследования: аналитический, изучение нормативно-правовой и публицистической литературы, а  также сравнительный метод..

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования, поставлена цель курсовой работы, сформулированы задачи, определены методы исследования.

В первой главе рассматривается  экономическое содержание бюджетной  системы РФ, ее сущность, понятие  и принципы построения. Во второй главе  раскрыта структура бюджетной системы  по трем уровням: федеральному, субъектов  РФ и местному.

В заключении выведены основные проблемные моменты в межбюджетных отношениях и пути их совершенствования в современных условиях.

 

 

 

Глава 1. Экономическое содержание бюджетной  системы РФ

1.1. Экономическая роль государственного  бюджета

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является бюджет.

Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет выполняет  следующие задачи:

  • перераспределение ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
  • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Функции бюджета  во многом схожи с функциями финансов.

Накопительная (фискальная) функция означает аккумуляцию налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты трех уровней (доходы бюджетов).

Распределительная функция проявляется через планирование и осуществление расходов бюджетов.

Регулирующая  функция – это организация межбюджетных отношений.

Контрольная функция – проверка исполнения бюджетов всех уровней и соблюдение правовых норм межбюджетных отношений.

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Развитие  бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение, культуру и искусство.

Структура бюджета  страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено - бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.

 Бюджет  является также мощным рычагом государственного регулирования экономики - воздействуя им, можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

 Проект  бюджета ежегодно обсуждается  и принимается законодательным органом.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с  предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во-первых, возникают в фазе распределения общественного производства, и, во-вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов. Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства постоянно должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для обеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения органически связаны с функционированием государства, но вместе с тем, эти отношения являются элементом базиса, а не надстройки.

Бюджетные отношения — это часть экономической структуры общества; их функционирование предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую им материально-вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем государственный бюджет и местные бюджеты.

Выступая  центральным звеном в общей системе  государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в то же время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений:

1) бюджет является  особой экономической формой  перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

2) посредством бюджета  осуществляется перераспределение  национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей.

 Понятие  «бюджет» имеет несколько аспектов: материальный, экономический и юридический. В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п.

Однако сущность бюджета проявляется в тех  общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.

Понятие бюджета  имеет и юридический аспект. В  этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  его функции: распределительную, контрольную  и функцию по обеспечению существования государства.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституций страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ1 (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ2 (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

• федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

• бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

•  местных  бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В условиях стабилизации экономики составляются среднесрочные бюджетные планы на 3 года.

 Осуществление  расходов бюджета достигается  при помощи бюджетного финансирования. Под бюджетным финансированием понимается система представления денежных средств организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Принципы, форма и методы бюджетного финансирования влияют на результативность функционирования бюджетной системы.

 Важнейшую роль играют принципы финансирования расходов бюджета: получение максимального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ассигнований; предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учётом использования ранее отпущенных ассигнований: возвратность бюджетных ассигнований.

Расходы бюджетов играют важнейшую роль в финансовой системе РФ. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, соотношения расходов по отраслям, территориям и является выражением экономической политики государства.

Информация о работе Структура бюджетной системы РФ