Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Формирование и развитие экономической структуры любого современного общества зависит от государственного регулирования. С помощью финансового механизма (как одного из наиболее важных механизмов) государство осуществляет экономическое и социальное регулирование, при этом главное звено данного механизма - бюджет.
Федеральный бюджет — основной финансовый план государства. Фе¬деральное Собрание утверждает его в виде федерального закона.
Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 5
1.1 Федеральный бюджет РФ и его функции 5
1.2 Состав доходов федерального бюджета РФ 8
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 12
2.1 Анализ динамики и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010 – 2012 гг. 12
2.2 Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010 – 2012 гг. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Коррекция реферата.docx

— 70.43 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ОМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

Государственные и муниципальные финансы


 

 

Студента(ки) Ракитянской Юлии

Группа №4Э1                                                 Курс № 4

Тема: Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ

 

Факультет финансово-учетный

Специальность экономика

Отделение очное

Научный руководитель к.э.н., доцент, Иванова Елена Владимировна

 

 

___________________

Защита работы

Оценка

Подпись преподавателя

Омск – 2013/2014 уч.год.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Формирование и развитие экономической структуры любого современного общества зависит от государственного регулирования. С помощью финансового механизма (как одного из наиболее важных механизмов) государство осуществляет экономическое и социальное регулирование, при этом главное звено данного механизма - бюджет.

Федеральный бюджет — основной финансовый план государства. Федеральное Собрание утверждает его в виде федерального закона.

Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. По экономическому содержанию они представляют собой денежные отношения, которые возникают между государством и юридическими, физическими лицами в процессе создания бюджетного фонда страны и бюджетных фондов административно-территориальных образований различного уровня.

Данная тема является актуальной, так как средства федерального бюджета выступают в роли главного источника финансирования структурной перестройки экономики, преобразований предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в производственной сфере, освоения новых территориально-производственных комплексов.

Цель реферата: провести анализ динамики и структуры налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010 – 2012 гг.

Задачи реферата:

  • рассмотреть федеральный бюджет РФ,
  • рассмотреть состав доходов федерального бюджета РФ,
  • провести анализ динамики и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010 – 2012 гг.,
  • провести анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010 – 2012 гг.

Предметом изучения является федеральный бюджет РФ, объектом изучения – налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета РФ за 2010 - 2012 гг.

При подготовке работы были использованы издания ведущих ученых экономистов по изучаемой проблеме, законодательные и нормативные акты РФ.

 

ГЛАВА 1 ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

 

    1. Федеральный бюджет РФ и его функции

Для любой страны государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой целостность основных финансовых категорий (таких как налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянное привлечение ресурсов и их использование.

Ввиду того, что привлеченные доходы служат одним из главных орудий осуществления мероприятий, которые намечаются государством, централизация средств имеет очень большое экономическое и политическое значение. Следовательно, возникает возможность маневрировать данными ресурсами и осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Федеральный бюджет утверждает Федеральное Собрание РФ, после этого он имеет силу закона. Также федеральный бюджет РФ выступает в роли основного финансового плана Российской Федерации на финансовый год.

Если рассматривать федеральный бюджет с точки зрения экономического содержания, то он выступает как форма образования и использования централизованного фонда денежных средств РФ.

Государство активно использует федеральный бюджет для воздействия на темпы развития различных отраслей производственной и непроизводственной сфер [9].

Федеральный бюджет усиленно воздействует на экономическую эффективность производства и ускорение НТП. Кроме того, он представляет собой крупнейший источник средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров через финансирование образования и науки.

В статье 71 Конституции РФ закреплено право РФ на самостоятельный федеральный бюджет, а БК РФ в детальном порядке регулирует формирование и исполнение бюджета. Помимо этого, законодательно также дано право на установление налогов и сборов, которые зачисляются в доходы федерального бюджета РФ [6].

К основным функциям федерального бюджета относят функции, представленные в таблице 1.

Таблица 1 «Основные функции федерального бюджета»

Основные функции федерального бюджета

перераспределение национального дохода и ВВП

государственное регулирование и стимулирование экономики

финансовое обеспечение социальной политики

контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств


 

 

Как уже известно, федеральный бюджет выступает главным рычагом в отношении перераспределения национального дохода и ВВП. С помощью данного бюджета перераспределяется приблизительно 30% валового внутреннего продукта. Межотраслевое и территориальное перераспределение денежных средств с учетом условий наиболее целесообразного размещения производительных сил, подъема экономики, а также культуры на всей территории Российской Федерации (принимая во внимание республики, края и области) осуществляется при помощи бюджета [10].

Учитывая условия, при которых происходит переход к рыночным механизмам, финансовые ресурсы государственного бюджета первоначально обязаны обращаться на финансирование структурной перестройки экономики, рост социального развития и социальную защищенность мало обеспеченных слоев населения. Государственные средства используются более эффективно благодаря бюджету.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, роста производственной эффективности. Ведущие хозяйственные отрасли поддерживаются государством. К таким отраслям относят: авиастроение, космические программы, атомная промышленность, энергомашиностроение и т.д. Такая поддержка связана также с реализацией проектов с высокой эффективностью и быстрой окупаемостью.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты расставлены в пользу поддержки слабо защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, студенты, малообеспеченные семьи) и функционирования образовательных, культурных учреждений, а также учреждений здравоохранения.

В связи с тем, что бюджет - это основной финансовый план образования и расходования государственного фонда денежных средств, он напрямую согласован с предприятиями или организациями. Организатором распределительных процессов на предприятиях выступает государственный бюджет, несмотря на то, что посредством данного бюджета перераспределяется не весь чистый доход, который создается на предприятиях разных форм собственности. Государственный бюджет оказывает влияние на размер накоплений, а также на определение наилучшей структуры доходов по финансовым планам предприятий.

Финансово-хозяйственная деятельность отраслей экономики страны контролируется в процессе планирования и исполнения бюджета. Роль бюджетного контроля в процессе получения ресурсов и их использовании возрастает при условиях перехода на рыночные механизмы. Контрольная функция создает возможность продуктивного влияния государства на все процессы в экономике.

Некоторые авторы, например, Романовский М.В., выделяют еще две функции. К ним относят:

  • образование бюджетного фонда
  • использование бюджетного фонда.

Бюджетные доходы выполняют функцию образования бюджетного фонда, данные доходы включают налоги с доходов субъектов хозяйствования, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Экономические условия развития страны влияют на структуру доходов бюджета, соответственно эта структура является непостоянной. Изменения, которые связанны с экономическими процессами, отражаются в изменении структуры доходов бюджета. Можно привести следующий пример такого изменения: изменение соотношения между налогами и займами в сторону роста доли займов показывает резкий спад производства. Функция использования бюджетных средств относится к конкретным целевым расходам бюджета. Государство выступает в качестве совокупного субъекта хозяйствования и рассматривает экономическую заинтересованность иных участников воспроизводственного процесса, ввиду этого расходы бюджета охватывают всю экономику. Структура расходов бюджета изменяется чаще, чем структура доходов бюджета [9].

    1. Состав доходов федерального бюджета РФ

Доходы федерального бюджета — это денежные средства, которые поступают в безвозмездном порядке согласно бюджетному и налоговому законодательству РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. 

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:

  • налог на прибыль организаций - норматив 100%;
  • налог на прибыль организаций (доходы зарубежных компаний) - норматив 100%;
  • налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (не предусматривают специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ) - норматив 20%;
  • НДС - норматив 100%;
  • акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - норматив 50%;
  • акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, исключая пищевое сырье - норматив 100%;
  • акцизы на продукцию, содержащую спирт - норматив 50%;
  • акцизы на алкогольную продукцию (объемная доля этилового спирта выше 9%, исключая пиво, вино и т.д.) - норматив 60%;
  • акцизы на табачную продукцию - норматив 100%;
  • акцизы на легковые автомобили и мотоциклы - норматив 100%;
  • акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ - норматив 100%;
  • НДПИ в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - норматив 100%;
  • НДПИ в виде углеводородного сырья, исключая газ горючий природный - норматив 100%;
  • НДПИ, исключая углеводородное сырье, природные алмазы и общераспространенные полезные ископаемые - норматив 40%;
  • НДПИ на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории РФ - норматив 100%;
  • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - норматив 100%;
  • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, исключая газ горючий природный - норматив 95%;
  • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции - норматив 100%;
  • сбор за пользование ОВБР, исключая внутренние водные объекты - норматив 20%;
  • сбор за пользование ОВБР (внутренние водные объекты) - норматив 20%;
  • водный налог - норматив 100%;
  • государственная пошлина, исключая государственную пошлину, которая подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные - норматив 100%. 

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 БК РФ, в том числе за счет следующих доходов:

  • от использования имущества, которое находится в государственной собственности РФ, исключая имущество федеральных бюджетных и автономных учреждений и т.д. – норматив 100%;
  • от платных услуг, которые оказывают федеральные казенные учреждения - норматив 100%;
  • от продажи имущества, которое находится в государственной собственности РФ, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений - норматив 100%;
  • часть прибыли унитарных предприятий (УП, созданные РФ), остающаяся после уплаты налогов - размеры устанавливаются Правительством РФ;
  • лицензионные сборы - норматив 100%;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы - норматив 100%;
  • плата за использование лесов, которые располагаются на землях лесного фонда – норматив 100%;
  • плата за использование лесов, которые располагаются на землях других категорий - норматив 100%;
  • плата за пользование водными объектами - норматив 100%;
  • плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - норматив 100%;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду - норматив 20%;
  • консульские сборы - норматив 100%;
  • патентные пошлины - норматив 100%;
  • плата за то, что федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы предоставляют информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и других документов, которые выражают содержание односторонних сделок, которые были совершены в простой письменной форме - норматив 100%;
  • сборы в счет возмещения фактических расходов, которые связаны с совершением консульских действий - норматив 100%; 
  • утилизационные сборы - норматив 100% [1].

В доходах федерального бюджета также учитываются: прибыль ЦБ РФ, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей – нормативы устанавливаются федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах существует возможность устанавливать, изменять и отменять новые виды налогов.

Информация о работе Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ